За тысячу километров можно успеть полюбить новую Vectra
Да простит мне эту вольность Adam Ореl АG, но для меня Vectra — это, прежде всего — машина, женского рода. Ладно скроенная, сообразительная, заботливая. Еще могу сказать — своеобразная, со своими, присущими только ей достоинствами и недостатками. Наша с нею встреча не была мимолетной, как случается на официальных тест-драйвах. Мы неплохо познакомились, проведя вместе почти четыре дня, включая уи-кенд. Проехали вдвоем около тысячи километров по автобанам и серпантинам, в дождливую, ветреную и солнечную погоду. Не знаю, как она, а я остался доволен…
Честно говоря, это была давняя идея — совместить приятное с полезным, взять на несколько дней новинку и отправиться в небольшое путешествие, чтобы получить свежие впечатления — и от машины, и от страны. Получив ключи в Рюссельсхайме, на заводе, о котором рассказывается в этом же номере газеты, мы совершили первую остановку совсем недалеко, в Вис-бадене. Говорят, здесь есть казино, а в нем зал Достоевского. Игрывал тут в свое время Федор Михайлович. Но побывать в зале имени мастера русской словесности так и не привелось. Потому что, едва успев выпить чашку кофе, я увидел, как невесть откуда взявшийся человек в форме устраивает штрафной талон под «дворником». Никаких аргументов он не принимал, и с наслаждением выписывал штрафы за стоянку в неположенном месте доброй дюжине автовладельцев, припарковавших свои авто возле кафе. Решение покинуть красивый, но негостеприимный городок было принято немедленно.
Зато на следующий день я в некотором роде компенсировал штраф благодаря именно новой Vectra, которая, хотя уже и продается в Германии, знакома еще далеко не всем и не всюду. Дело было в славном местечке на живописном берегу реки Мозель, что примерно в трехстах километрах от Висбадена. Владелец придорожного кафе долго рассматривал машину, попросил разрешения заглянуть внутрь, потом задал несколько дельных вопросов и, наконец, заключил: «Она великолепна. И она стоит свои 23 тысячи евро». (Вообще-то цены в Германии начинаются от 20 250 евро, но модификация с двигателем объемом 2,2 литра, конечно, дороже.) А когда я уже заканчивал ланч, Vectra заставила остановиться еще пару автомобилей, причем в итоге их водители и пассажиры оказались в том же кафе. Видимо, по этому случаю хозяин торжественно объявил, что предоставляет мне 20-процентную скидку.
Дисконт за Vectra
Машина и в самом деле великолепно смотрелась на речном берегу. Ее стремительный обтекаемый профиль (коэффициент динамического сопротивления 0,28) был четко обозначен на фоне воды. Компактные колесные арки, низкие пороги, большие дверные ручки — все грани боковины «играли» в лучах выглянувшего из-за туч солнца. Дизайнеры говорили, что стремились создать машину, излучающую уверенность и целеустремленность. Им это удалось. Не слишком опущенный книзу передок с хромированной полосой, пересекающей фальшрадиаторную решетку и с огромной эмблемой Ореl посередине, большие фары (в «моей» машине был ксенон). Та же хромированная линия сзади, по нижней кромке багажника, такие же большие фонари с третьим стоп-сигналом, вмонтированным в изящный изгиб верхней части крышки. Все это выглядит гармонично и весьма солидно. Да и сама модель по сравнению с предшествующей стала длинней на 101 мм, шире на 91 и выше — на 35 мм. Колесная база также удлинилась на 63 мм. Разумеется, все это обеспечивает комфорт и передним, и задним пассажирам: всем хватает места и для ног, и над головой. На 51 литр увеличен и объем багажника в седане, теперь он составляет 500 л.
Забегая вперед, скажу, что Ореl готовит еще три версии Vectra. Раньше других, уже осенью, появится спортивный хэтчбек под индексом GТS с 3,2-литровым двигателем мощностью 211 л.с., способным разогнать машину до скорости 100 км/ч за 7,5 секунды и развить 248 км/ч. Затем, уже в следующем году, на рынок выйдут вместительный Ореl Vectra Wagon и, наконец, роскошный Signum.
Внешней солидности вполне соответствует интерьер — по уровню отделки он на порядок выше, чем в модели предыдущего поколения. В версии Еleganсе, которая досталась на тест, удобные сиденья регулировались практически во всех направлениях при помощи электроприводов; очень удобный (также регулируемый) руль; качественная отделка, включая деревянные вставки; люк, великолепная аудиосистема и т.п. Впрочем, об оборудовании я еще скажу несколько слов. А пока вернемся к скидкам.
Vectra, по большому счету, обеспечит дисконт каждому своему владельцу. Прежде всего дело в самой конструкции машины, максимально упрощающей ремонт. Например, передняя часть кузова состоит из трех частей, менять которые можно по отдельности. Допустим, принял на себя удар какой-либо из элементов, его легко поменять на новый, не разбирая весь передок, как конструктор. На Западе это обеспечивает дополнительные льготы при страховке. Там и заводская гарантия составляет 2 года (в России пока — 1 год, второй гарантируют официальные дилеры), а на кузов повсеместно — 12 лет (от сквозной коррозии). Но главное — увеличены интервалы технического обслуживания — до 30 тысяч километров пробега для автомобилей с бензиновыми двигателями и до 50 тысяч — с дизельными. Кстати, о необходимости заехать на сервис напомнит специальный индикатор на панели приборов, причем бортовой компьютер подаст сигнал, сопоставив массу данных, а не только учитывая пройденный километраж — он может быть и больше.
Кроме того, не требуется на протяжении всего срока службы машины менять рабочую жидкость в автоматической трансмиссии, охлаждающую — в двигателе и кондиционере, не надо обслуживать аккумулятор и сцепление. Срок службы свечей зажигания составляет 8 лет или 120 000 км пробега, ремня газораспределительного механизма (ГРМ) — 4 года или 60 000, фильтра вентиляции салона — 2 года, такое же время прослужит тормозная жидкость.
В движении
Чем славна долина реки Мозель помимо виноградников на крутых горных склонах и, соответственно, белого, чуть сладковатого вина? Старинными замками, к которым ведут в большинстве своем извилистые дорожки. Вот где в полной мере можно оценить и рулевое управление, и тормоза, и многочисленные электронные системы.
В моем распоряжении, как уже было сказано, находилась Vectra с двигателем объемом 2,2 л и 5-ступенчатой механической КПП (предлагается также адаптивная автоматическая коробка с возможностью самостоятельного выбора передач, а вскоре появится и 6-ступенчатый вариатор СVТronic). Выезжаю на серпантин. Перед крутым подъемом, за которым следует поворот, раскручиваю мотор, зная, что он не «живет полной жизнью» до 2,5 тысяч оборотов. К тому же передачи «растянуты», что, в общем-то,удобно при движении на прямых, или в городе, но требует совершенно иного алгоритма перехода с одной скорости на другую на спусках, подъемах и на виражах. Тут главное, чтобы стрелка тахометра никогда не опускалась ниже отметки в 3-3,5 тысячи об/мин. Манипулировать коротким рычагом КПП между тем одно удовольствие: хода короткие, передачи включаются четко, не перепутаешь, а педаль сцепления, оснащенная гидравлическим приводом, одновременно не тяжела и достаточно информативна. Эх, тут бы порезвиться на мощной версии GТS! Впрочем, и с этим двигателем Vectra успешно справляется с горной дорогой.
В крутых поворотах машина едва заметно, но все же кренится — дань комфорту, однако ведет себя в целом безукоризненно, почти идеально проходя одну дугу за другой. Этому способствует несколько обстоятельств. Во-первых, отлично настроенные подвески. Во-вторых, жесткость кузова, увеличенная по сравнению с предыдущей моделью сразу на 74%. Наконец, рулевое управление, заслуживающее отдельных слов.
Сама баранка лежит в руках уверенно, к ней не надо привыкать. Электрогидравлический усилитель словно сделан по моему заказу: при парковке руль легчайший, а при малейшем движении даже на средней скорости становится очень даже ощутим. Хотя «деревенеет» он не только в зависимости от скорости, но и от угла поворота. А если все это сложить при прохождении виражей, можно говорить о «недостаточной поворачиваемости». Что, скорее плюс, чем минус. Вот и здесь, на серпантине, Vectra «сопротивлялась» излишнему насилию в поворотах, гарантируя четкое представление о том, что происходит между колесами и асфальтом, но все же безропотно подчинялась моим требованиям.
Единственное, что она никак не желала проделывать, так это уходить в занос. Тут все дело в новейшей системе стабилизации ЕSР Рlus, которая старалась на славу и в какие-то моменты подтормаживала не одно, а сразу три колеса. Отключить ее нельзя. Однако ведет она себя вполне по-светски, в высшей степени деликатно, и, в общем, не мешает. К тому же и ее можно обмануть! Я это проделал, когда вдруг хлынул дождь, и специальный датчик активировал дворники. На скользком покрытии ни одна из существующих в мире аналогичных систем не способна гарантировать от заноса. Этим я и воспользовался. Точнее —теми моментами, когда ЕSР не успевала понять, что машина уже двигается боком, и не активировала свои возможности. Не буду рассказывать, как я это делал, дабы не вводить в искушение читателя, но одно скажу: в итоге удавалось проходить повороты с предварительным заносом. Тут главное — почувствовать, когда электроника начинает вмешиваться и упредить ее действия. В общем, занятная игра.
Я так увлекся, что не заметил, как перестал лить дождь, а из-за туч неожиданно выглянуло особенно яркое солнце. Хорошо, что передняя «антрацитовая» панель не давала отблесков. Но за очками я потянулся, отвлекся от дороги, и вот тебе — впереди «вдруг» возникла группа велосипедистов. Пришлось в очередной раз отдать должное великолепным тормозам со всеми положенными по современным меркам системами — АБС, ЕВD (распределения тормозных усилий) и двойному усилителю тормозной системы, делающему ее работу намного эффективней в экстренных ситуациях. Кстати, есть еще СВС (контроль прохождения поворотов) и ТС Рlus (антипробуксовочная) системы. Ну и, для полноты картины, специальные датчики следят за давлением в шинах.
Следующий день, так уж вышло, был посвящен в основном знаменитым немецким автобанам, по которым я добрался до одного замечательного места под Штутгартом. В этот воскресный день навигационной системе (до чего же удобная вещь!) пришлось, как ни странно, хорошенько потрудиться, подсказывая пути объезда пробок. Тогда я в полной мере оценил удобство управления системой с помощью кнопок на рулевом колесе — они позволяли мне вести диалог с GРS, практически не отвлекаясь от дороги. Это обстоятельство на скоростных магистралях при отсутствии (хорошо!) всяких ограничений, весьма немаловажно. Vectra честно «отрабатывала» заявленную скорость — 216 км/ч. Причем на высоких скоростях машина «не теряется» и не требует подруливания, чтобы восстановить связь с дорогой. И в салоне на удивление тихо, слышится лишь легкий шелест резины.
Вместе с тем на магистрали проявилась с особой силой «женская» натура Vectra. Дело в том, что многие кнопки и переключатели — сенсорные, реагируют на малейшее прикосновение, и требуют, можно сказать, нежного обращения. В большинстве случаев это несомненный плюс. Но только не с указателем поворотов. Рычажок, разумеется, на положенном месте (вообще, салон эргономичен, все привычно). Коснешься его сверху —включается сигнал левого поворота, снизу — правого. И если вы действительно поворачиваете — никаких проблем, сигнал при обратном движении баранкой выключится. Но при перестроениях, тем более на приличной скорости — это головная боль. Возможно, я слишком груб для столь «тонкой натуры», но мне примерно лишь один раз из десяти удавалось перевести рычажок в нейтральное положение. Выглядело это так: включаешь левый поворот, перестраиваешься, хочешь показать, что закончил маневр, и переводишь (так кажется) легким касанием рычажок в нейтральную позицию — ан, нет!
Тут же включается указатель правого поворота. Опять попытка — и опять начинают мигать лампочки слева. Честно говоря, я так до конца и не приноровился. Поэтому, лично я,если бы покупал Vectra, то в качестве опции (если такая есть) заказал бы себе старую добрую механическую систему переключения указателей поворотов. В дальней поездке я с грустью отметил, что и в Германии все больше становится участков, где скорость ограничена. В этом случае я в полной мере пользовался круиз-контролем. А пока машина ехала «сама», экспериментировал с музыкой или с люком. Последний обладает специальным козырьком, который даже на хорошей скорости оберегает салон от порывов ветра — очень приятно. Воля ваша, читатель, но такую трогательную заботу о водителе может проявлять только «специально обученная дама».
Или вот еще пример — система Раrk Рilot. В тесных подземных гаражах она, как истинная женщина, пугается намного раньше водителя. И когда начинает попискивать — еще не стоит обращать внимания. Только когда сигнал станет непрерывным — можно подумать о том, не подъехали ли вы слишком близко к препятствию. И еще сантиметров 20 у вас останется в запасе. К недостаткам, само собой, это никак не отнесешь. Так же как и невозможность использовать в полном объеме все регулировки сиденья на скорости свыше 5 км/ч. Диапазон их весьма широк, и можно не заметить, как отъедешь от органов управления на недосягаемое расстояние.
С другой стороны, нельзя сказать, чтобы органы управления были перегружены информацией. Так, три вращающиеся рукоятки системы раздельного климат-контроля вообще никак не обозначены. Но освоиться с ними легче легкого: левый устанавливает микроклимат для водителя, правый — для пассажира, а, нажав на большой средний, можно отрегулировать направления воздушных потоков, схема которых немедленно появится на дисплее. Кондиционер, кстати, работает эффективно, охлаждая заодно вместительный перчаточный ящик, где удобно разместить прохладительные напитки. В салоне, следует заметить, множество всяких ящичков, карманов и углублений. Поэтому мне понадобилось немало времени, чтобы отыскать все свои мелочи, возвращая машину.Что еще? Удобные подлокотники и подстаканники. Автоматическая (!) шторка, оберегающая от солнечных лучей на заднем стекле и шторки на окнах задних дверей. Сами двери стали больше, поэтому садиться на задние сиденья (с подогревом!) удобно.
В общем, в понедельник утром я расставался с Vectra, как с доброй знакомой, к которой успел привыкнуть. Однако очень скоро, в июле, обещана официальная презентация этой модели в России.
Перспективы
Среднеразмерные автомобили от Ореl всегда были популярны. Три поколения Аsсоnа нашли 4,4 миллиона покупателей. Два предыдущих поколения Vectra разошлись тиражом в 4,5 млн единиц. Есть все основания полагать, что новая модель сможет закрепить и развить этот успех. Потому что машина получилась добротной, наделенной всеми качествами современного автомобиля, в чем-то даже опережающего время. К тому же очень скоро будет предложен большой выбор как типов кузовов, так и двигателей (к ним должны прибавиться новые дизельные и бензиновые с наддувом), и трансмиссий.
Конечно, в этом рыночном сегменте достаточно тесно: тут и Ford Mondeo, и VW Раssat, и новая Рrimera, и Renault Laguna. В каждой модели — свой шарм, есть он, несомненно, и в Vectra. Что касается российского рынка, то, как сообщил директор по маркетингу и связям с общественностью компании «Дженерал Моторс СНГ» Александр Мойнов, продажи новой Vectra планируется начать в августе. Покупателю будут предложены машины с двигателями объемом 1,8 и 2,2 л, с различными типами КПП. Цены пока точно не определены, но ориентировочно будут колебаться в пределах от 18 до 25 тысяч долларов, в зависимости от комплектации.
Все автомобили, которые поступят в салоны российских официальных дилеров, будут оборудованы пакетом для плохих дорог — с усиленными амортизаторами, пружинами, балками поперечной устойчивости. Забавно, что этот пакет практически идентичен тому, который устанавливается на автомобили для немецкой полиции — они должны уметь прыгать, ездить без ущерба через бордюры…
Олег Осипов
Франкфурт — Москва