«Универсал с дизельным двигателем» — сочетание, нужно заметить, для Беларуси едва ли не знаковое. Действительно, тот прагматичный подход к выбору автомобиля, который демонстрируют белорусы, диктует определенные правила то есть машина должна быть максимально эффективной. «Эффективной» — это означает минимум расходов и максимум функциональности. А что может быть функциональнее универсала и экономичнее дизельного мотора?
Новый универсал Opel Vectra, по традиции получивший обозначение Caravan, был представлен в Беларуси буквально несколько недель назад — на весенней выставке «Моторшоу 2004». АVтомобиль интересный, но так как на одном стенде с ним стояла еще и новая «Астра» третьего поколения, то большинство посетителей выставки не обратили на универсал должного внимания. А зря…
На самом деле Opel Vectra Caravan — очень интересный автомобиль. И назвать его просто еще одной модификацией весьма распространенной в Беларуси модели было бы неправильно. Да, седаны и хэтчбеки из семейства «Вектра» нам уже хорошо знакомы, но тем интереснее узнать, чем же отличается от них новый Caravan. А «своего» в этом автомобиле действительно много. Ведь обычно универсал представляет собой лишь слегка видоизмененный хэтчбек — кузов, за исключением задней части, у всех версий одной модели полностью одинаковый. Но в случае в «Вектрой» кузов «универсал» оказал влияние не только на дизайн автомобиля.
Отличие Opel Vectra Caravan от остальных среднеразмерных универсалов — Ford Mondeo, BMW 3 Touring, VW Passat Variant — состоит в том, что данный автомобиль уже не является представителем среднего класса. Да-да, Vectra Caravan, если судить по ее размерам, относится уже к бизнес-классу! Но как это получилось? Очень просто: специально для модификации Caravan инженеры «Опеля» разработали новую платформу. Точнее, данная платформа проектировалась для нескольких модификаций «Вектры», в их числе и Caravan. АVтомобиль увеличился в размерах: колесная база универсала в сравнении с хэтбеком «растянута» на 130 мм! Это позволило увеличить пространство для задних пассажиров, прежде всего в области ног. Именно по этой причине сидеть сзади в универсале гораздо удобнее, чем в «Вектре» с кузовом «седан» — места для ног заметно больше.
А еще универсал длиннее седана более чем на двадцать сантиметров! Естественно, все эти дополнительные «см» пришлись на заднюю часть автомобиля, и он стал длиннее прежде всего за счет заднего свеса. А это, в свою очередь, положительным образом повлияло на вместительность. В обычном состоянии багажник способен вместить 530 литров, а если сложить задние сиденья, то его объем вырастет до 1850 литров! И теперь в машину можно не только сумки, но и крупные вещи положить — хоть шкаф. Так что по части функциональности Vectra Caravan практически не имеет конкурентов. Точнее, они имеются, но это уже модели высшего среднего класса!
Багажник у «Каравана» имеет «правильную» форму: колесные арки не выступают, пол ровный. В боковинах багажника имеются специальные карманы для мелочей, а под полом, рядом с «запаской», также предусмотрена небольшая ниша. Впрочем, если крупные грузы вы перевозите редко, а в основном багажник занимают различные пакеты с покупками и другая мелкая поклажа, то вовсе не обязательно распихивать все это в салоне по многочисленным карманам. Специально для модификации Caravan «Опель» разработал очень хитрую конструкцию, предназначенную как раз для надежного размещения мелких вещей. Конструкция очень простая: поперек багажника, на высоте примерно 25 сантиметров, монтируются специальные металлические направляющие, между которыми натянута сетка. Таким образом огромный багажный отсек универсала делится на несколько мелких отделений, в каждом из которых можно хранить всякую мелочь. Если же возникает необходимости перевезти что-то более громоздкое, данную конструкцию можно удалить — полностью или частично. Монтируя металлические направляющие, вы сами можете варьировать размер каждой «ячейки».
Кроме этого, для размещения очень крупных грузов на спинке заднего сиденья имеется лючок для длинномеров, позволяющий перевозить в автомобиле лыжи или другие длинные предметы, не складывая его при этом. Впрочем, при необходимости заднее сиденье можно и сложить — либо полностью, либо в соотношении 1/3. У «Вектры-универсала» складывается только спинка заднего сиденья, а подушка остается на месте, из-за чего пол багажника получается неровным — между сиденьем и багажником имеется небольшой стык. К тому же спинка заднего сиденья наклоняется не полностью — расположиться в машине на ночевку будет проблематично. Впрочем, для поездок на охоту или рыбалку целесообразнее будет купить «паркетник» или минивэн — они для этих целей подходят лучше. А Opel Vectra Caravan — это обычный легковой универсал, только весьма функциональный.
Турбодизельный двигатель также очень подходит к имиджу многофункционального автомобиля. Тяговитый, экономичный — на одном баке можно проехать больше тысячи километров! И с динамикой полный порядок: 12,2 секунды с места до 100 км/ч!
Правда, как и в случае с «Зигнумом», который также базируется на удлиненной платформе, турбодизель под капотом универсала оказался немного «не в себе». Когда на тесте была обычная «Вектра», мотор нам очень понравился, то есть и разгоняется хорошо, и эластичность такая, что конкурентам только завидовать остается. Но вот модели с удлиненной колесной базой, как-то универсал Vectra Caravan и хэтчбек Signum, ощущаются совершенно иначе. Не то чтобы они разгонялись хуже или ехали медленнее — просто в них чувствуется какая-то «тяжесть», не свойственная обычной «Вектре».
Проявляется это и в излишней энерции кузова на поворотах, и в нежелании автомобиля быстро ускоряться с низких оборотов, и даже в том, что на поворот руля Caravan, равно как и Signum, реагирует с некоторой задержкой. Обычная Vectra в этом отношении гораздо приятнее: машина так непринужденно реагирует на изменения направления, что сам не замечаешь, как скорость в поворотах постепенно растет — хочется насладиться «понятностью» «Вектры».
Впрочем, в том, что касается «понятности», универсал также очень неплох — не «драйвер», но зато очень стабилен и предсказуем. Никаких рывков, никакого дерганья — единственный маневр, который «позволяет» себе этот автомобиль — «выползание» наружу траектории при превышении скорости. Сбрось газ — и Vectra Caravan плавно вернется обратно, четко повинуясь движению руля. Кстати, в универсале быстрое вращение руля с перехватом не приветствуется: и гидроусилитель немного «закусывает», и в поворот, из-за длинной колесной базы, лучше всего заходить не очень быстро. А если вам вдруг захотелось поиграть в скоростное маневрирование, то кроме уничтоженных передних покрышек другого результата вы не получите.
Зато на трассе — красота! Благодаря увеличенной колесной базе и немного возросшей снаряженной массе универсал ощущается как прямой наследник Opel Omega, недавно снятого с производства. По крайней мере по плавности хода эти автомобили очень похожи — кузов только мягко покачивается на неровностях. И рулевое управление, показавшееся на площадке немного тяжеловатым, демонстрирует отменное поведение — четкий «ноль», понятное реактивное усилие при отклонении от прямолинейной траектории. И даже в скоростных поворотах претензий не возникает: на руль передается достаточно информации, чтобы водитель мог полностью контролировать поведение автомобиля. Хотя, если начать палить «резину» в виражах, Vectra Caravan очень быстро напоминает о том, что в названии этой модификации нет трех волшебных букв — GTS (так обозначаются спортивные версии «Вектры»)
И правильно! Нечего гонять на «сарае» так, словно это омологационный Subaru Impreza WRX STI — в конце концов, у каждого автомобиля есть своя «среда обитания». И для Vectra Caravan, особенно с турбодизельным двигателем, она давно определена — это автомобиль для тех, кто предпочитает иметь многофункциональные вещи. Как говорится, на все случаи жизни — и за покупками, и в путешествие, и на природу. И «Вектра Караван» идеально подходит для всего этого. Сложно представить ситуацию, в которой она бы спасовала — разве что тяжелое бездорожье. А во всем остальном опелевский универсал трудно превзойти, так как очень универсальный автомобиль получился в полном смысле этого слова.
Павел КОЗЛОВСКИЙ