Ввиду появления многочисленных конкурентов, компания «Опель» решила немного освежить внешность своего бестселлера — семиместного УПВ Zafira. АVтомобиль, выпускающийся с 1999 года, получил слегка «подретушированную» внешность и новый список опций.
Полноценным рестайлингом или модернизаций этот процесс назвать сложно — так, легкая «подтяжка лица». Судите сами: из всех внешних изменений потенциальному покупателю заметна лишь новая фальшрадиаторная решетка, которая теперь, независимо от версии и модификации, имеет хромовую отделку. Что, кстати, очень положительно сказалось не только на внешнем облике Zafira, но и на ее имидже. Если раньше этот однообъемник больше ассоциировался с чем-то утилитарно-семейным, то теперь, благодаря хрому на «передке», Opel Zafira с первого взгляда идентифицируется как бизнес-вэн — роскошная люксовая версия.
Еще у обновленной «Зафиры» немного изменились задние фонари — незначительно, но все же. Все остальные изменения коснулись лишь списка дополнительного оборудования. Теперь покупатель может заказать хромированные дверные ручки, колесные диски и ручки задней, пятой двери. Добавилось хрома и внутри — под заказ предлагаются отделка центральной консоли «под алюминий» и хромированные окантовки приборов. На это в принципе обновление и закончено. А такие опции, как ксеноновые фары головного света или климат-контроль, для Opel Za-fira были доступны и до рестайлинга…
Бочка меда…
Конечно же главное достоинство Opel Zafira, как дорестайлинговой, так и нынешней, это ее семь мест с уникальной системой складывания дополнительных кресел. Такой «фишки» пока нет ни у одного из конкурентов, и в ближайшее время, судя по всему, появление «глобального» конкурента «Зафире» не предвидится. И прежде всего потому, что многие из «новых» грешат излишне компактными внешними размерами, поэтому не могут обеспечить нормальный, достойный запас пространства для задних пассажиров. Это не упрек конкурентам, это констатация факта: Zafira, будучи первой из компактных, но семиместных, не старалась скрывать своих истинных размеров. И это пошло ей на пользу. Достаточно компактная (для своего класса) снаружи, внутри Opel Zafira щеголяет очень просторным салоном, который в состоянии обеспечить одинаково высокий уровень комфорта как для пяти, так и для семи пассажиров.
Но Opel, видимо, не собирается почивать на лаврах, поглядывая сверху на конкурентов, пытающихся сместить его с «престола» в этом рыночном секторе. До появления совершенно новой модели, которая пока еще даже не анонсирована, производитель всяческими мерами будет пытаться удержать лидирующие позиции. Первый шаг — это фэйслифтинг, «последствия» которого вы можете наблюдать на фотографиях. Очень тонко и грамотно, ненавязчиво и почти незаметно дизайнеры вернули облику Zafira былую свежесть. Причем сделали это, как видите, буквально несколькими штрихами, что еще раз доказывает — удачный, относительно скромный дизайн очень долго не стареет.
Помимо внешнего облика облагородили и интерьер. Но главное — механизм складывания/раскладывания дополнительных кресел стал еще удобнее! Правда, в основном за счет более удачных ручек, «заведующих» процессом складывания кресел. В остальном внутри «Зафира» осталась практически прежней. И это правильно, так как по эргономике данная модель по-прежнему не уступает ни одному из конкурентов. А уже если говорить об удобстве пользования дополнительными креслами…
Весь секрет Opel Zafira в том, что дизайнерам удалось сделать ее «двуликой». Когда автомобиль пятиместный, ничто в его интерьере не выдает того, что при желании внутри могут с высоким уровнем комфорта разместиться еще два пассажира. С другой стороны, в семиместном варианте Zafira не смотрится «полувэном», гда шестое и седьмое кресла являются слишком «дополнительными». Наоборот, самые задние места по уровню комфорта почти ни в чем не уступают креслам среднего ряда, и это особенно заметно после того, как для сравнения проедешь хотя бы минут двадцать на задних креслах у любого из конкурентов. Средний «диван» регулируется в продольном направлении, а это значит, что задним пассажирам есть куда девать ноги. Сами сиденья третьего ряда представляют собой полноценную конструкцию с нормальными пропорциями, а не «усеченную» схему, габариты которой максимально уменьшены ради возможности складывания.
Без сомнения, хорошо и то, что дополнительные места в Opel Zafira всегда имеются в наличии: третий ряд сидений не вынимается и не демонтируется, как у конкурентов. Опять же, за дополнительные кресла не нужно доплачивать — они являются частью конструкции автомобиля. Кроме этого, механизм их складывания настолько совершенен, что заниматься трансформацией салона может один человек, даже если это хрупкая девушка. Да и багажник в любом случае может порадовать огромным полезным пространством, даже при разложенных задних креслах.
…и ложка дегтя
К сожалению, есть в Opel Zafira и недостатки, хотя нужно заметить, что видны они стали только при непосредственном сравнении с конкурентами. Да, Zafira по-прежнему непобедима в своей семиместной «ипостаси», но на этом ее достоинства как легкового автомобиля практически заканчиваются. По тем же причинам, по которым Zafira легко обходит конкурентов в номинации «комфорт и удобство трансформации салона», она уступает им по ходовым качествам и управляемости. Просто подвески Zafira, рассчитанные на полную загрузку (а семь человек — это немалый вес), физически не в состоянии также четко отрабатывать все дорожные неровности, как это делает, к примеру, Mazda Premacy. Хотя, с другой стороны, незагруженный Opel обладает просто-таки «непробиваемыми» подвесками — таким любая яма нипочем.
Но больше всего претензий вызывает двигатель — 1,8-литровый бензиновый мотор, что был установлен на тестируемом экземпляре, совершенно не подходит такому автомобилю. Во-первых, у этого мотора совершенно «никакие» низы — на холостых и низких оборотах он откровенно отказывается ехать. Во-вторых, даже когда мотор выходит «в момент», его тяги по-прежнему мало для нормального передвижения, особенно при полной или даже частичной загрузке машины. Для нормального, даже не очень динамичного старта мало просто отпустить сцепление и нажать на «газ» — Zafira 1.8 просто дернется… и заглохнет. Для уверенного трогания с места необходимо «играть» оборотами и педалью сцепления, не давая возможности двигателю заглохнуть, в то же время не позволяя ему жечь сцепление излишне высокими оборотами. Но даже тронувшись с места расслабляться рано: для уверенного разгона двигатель необходимо «крутить» почти до самого ограничителя оборотов — он «просыпается» где-то после 4000 об/мин. И только тогда Opel Zafira начинает разгоняться так, как это подобает делать автомобилю с 1,8-литровым бензиновым мотором. Но это удовольствие продолжается недолго, так как передачи относительно «короткие», поэтому едва выйдя на оптимальные обороты, двигатель почти моментально упирается в ограничитель. В общем, 1,8-литровый бензиновый мотор — это далеко не самый оптимальный выбор для такого автомобиля. Лучше покупать с дизелем: он экономичнее и тяговитее. Да и продать потом, спустя пару лет, турбодизельную Zafira будет гораздо легче, нежели бензиновую.
Итого…
И что в итоге? В итоге мы получаем довольно неплохой автомобиль: просторный, недорогой, комфортабельный. Все претензии касаются в основном двигателя и лишь частично — настроек рулевого управления и подвесок. Хотя, конечно, ругать рулевое управление за неинформативность, а подвески — за излишнюю «кондовость» не совсем корректно, ведь нужно помнить, что мы имеем дело с практически единственным семиместным вэном на рынке. И даже несмотря на то, что сейчас появились еще несколько моделей, в техданных у которых в графе «кол-во пассажирских мест» стоит цифра «7», Opel Zafira в этой «номинации» по-прежнему непобедима. По крайней мере, среди тех моделей, что нам удалось опробовать, только «Зафира» обладает ярко выраженной «семиместностью», а у всех остальных два дополнительных места порой представляют собой так называемые «+2», как это пишется для автомобилей с кузовом «купе». То есть эти два дополнительных места вроде бы и есть, но реальной пользы от них практически никакой. У Zafira же все семь мест весьма комфортабельные: даже в дальней поездке шестой и седьмой по счету пассажиры не будут жаловаться на тесноту и неудобную посадку. Так что, если вам нужен именно семиместный автомобиль, но вы не хотите покупать громоздкий микроавтобус, Opel Zafira подходит вам по всем параметрам: он и дешевле, и комфортабельнее, и элегантнее…