И в сумасшедшем мегаполисе за рулем Renault Laguna II чувствуешь себя словно на островке комфорта и безопасности
Странно все же устроен человек: в Москве он мечтает о Париже, а в Париже думает о Москве. Чудом избегая столкновений в невероятной автомобильной толчее в центре французской столицы, я ловлю себя на мысли о том, что в этой машине мне было бы очень неплохо и в центре Москвы. Городской шум где-то «далеко», салон наполнен лишь приятной мелодией из динамиков, фильтры, кажется, справляются с запахами вокруг (хотя парижская пробка пахнет куда приятнее московской), а мощности двигателя V6 вполне хватает, чтобы успеть нырнуть в образовавшийся просвет. В общем, если Laguna нового поколения действительно появится в России в конце весны — начале лета, у нее есть неплохие шансы на нашем рынке. Особенно среди автовладельцев, ценящих прежде всего комфорт и способных заплатить за него от 20 до 30 тысяч долларов. Более точных цифр представители Renault назвать пока не могут, ссылаясь на то, что у них еще есть время подумать. А у нас есть время присмотреться к скорой новинке российского рынка.
Дизайн Laguna II оригинален ровно настолько, чтобы автомобиль привлекал внимание, но не отпугивал традиционных покупателей, которые считаются достаточно консервативными во вкусах. Речь идет о потребителях продукции сегмента D по европейской классификации, или — о «верхнем среднем классе» машин. Laguna столь же непохожа на прямых конкурентов, как роскошная яхта на рыбацкую фелюгу. Не зря дизайнеры утверждают, что сама проработка стиля начиналась от фирменной эмблемы Renault. Низкая линия капота, передняя светотехника, бампер и шильдик — все воспринимается как единое целое, и действительно создается ощущение, что все линии исходят от стального ромба на капоте. Задняя часть машины не менее привлекательна, хоть и более прозаична. Наверное, можно назвать свежим, и уж точно — смелым решением то, что компания предлагает покупателям лишь два типа кузова — хэтчбек и универсал. В то время как большинство конкурентов в этом классе делают упор именно на седаны, тем более — в России.
Как и в большинстве французских моделей, «изюминка» скрыта внутри Laguna. Мягкие кресла (не в пример некоторым конкурентам из Германии) тем не менее прекрасно удерживают тело на виражах. Их оригинальный дизайн и огромный диапазон регулировок, вкупе с перемещающимся как по горизонтали, так и по вертикали рулевым колесом, позволяют занять наиболее удобное положение. Посередине панели приборов помещен жидкокристаллический монитор навигационной системы. Экран прикрыт козырьком, что обеспечивает его «читаемость» даже в яркий солнечный день. Правда, на щитке приборов не дублируется направление движения, как в автомобилях многих конкурентов.
Аудиосистема звучит очень неплохо, а управлять ею можно при помощи кнопок на рулевом колесе. Результаты ваших действий будут выведены на все тот же монитор. На центральной консоли разместился блок управления климат-контролем, причем водитель и пассажир имеют возможность заказывать системе индивидуальную температуру, что в машинах такого класса встретишь пока не часто. Подлокотник удобен и может служить хранилищем для всякой мелочи. Вообще, для крупной и мелкой поклажи в автомобиле предусмотрено множество ящичков и кармашков. А объем багажного отсека (в версии с кузовом универсал) составляет 430 литров. Если сложить задние кресла, он увеличится до 1500 литров.
Все стекла и зеркала оснащены электроприводами. Рядом с рулевой колонкой разместилась кнопка запуска/остановки мотора. Да-да, Laguna, как и флагман компании Vel Satis, не имеет привычного ключа зажигания. Вместо него — карточка, которую необходимо вставить в специальную прорезь на центральной консоли. После этого автомобиль «оживет» — подстроит сиденье под предыдущего водителя, включит климат-контроль и проведет тест всех бортовых систем. Можно заставить его всякий раз проверять даже давление в шинах — такая опция предлагается.
Первое, что обращает на себя внимание после запуска мотора, так это тишина в салоне. Видимо, как и в случае с Vel Satis (см. «АИ» № 2, 2002), конструкторы уделили особое внимание шумоизоляции салона. И это при том, что я говорю о самой мощной Laguna V6 с мотором объемом 3 литра и мощностью 210 л.с.
На ходу
Ton-версия Laguna серийно комплектуется автоматической 5-скоростной КПП с возможностью ручного переключения передач. Более того, АКПП адаптивна. То есть стоит задать ритм движения, и она подстроится под индивидуальный стиль управления автомобилем. Нажмете пару раз резко на педаль акселератора, и передачи будут переключаться заметно позже, а при торможении электроника сама будет переходить на пониженную. Если по душе самостоятельно менять скорости, следует просто качнуть рычаг влево. Правда, электроника не даст «перекрутить» мотор, перейдя на следующую ступень при максимальных оборотах двигателя.
Кстати, в предельных режимах езды в салоне становится слышен двигатель, а на высоких скоростях прорываются аэродинамические шумы. Наверное, так и должно быть, «звенящая тишина» — это все же не для динамичного автомобиля. Но еще раз подчеркну: шумоизоляция выше всяких похвал. Недаром я пару раз на автостраде ловил себя на ощущении, что другие французские автомобили «вдруг» замедляли ход: ничего подобного, это у меня на спидометре было уже 200 км/ч.
На извилистых проселочных дорогах удалось оценить другие качества Laguna. Она быстро и четко повинуется каждому повороту руля и не слишком кренится в крутых поворотах. То есть рулевое управление и подвески настроены лучшим образом. Неплохо работает и система стабилизации, стандартно устанавливаемая на самую мощную версию. Она, конечно, «идет на все», включая резкий сброс оборотов мотора, если это требуется, но всеми силами пытается сохранить заданную траекторию движения. Систему можно отключить, но едва ли это требуется: скорее водителю станет страшно, «нервы» автомобиля крепче, то есть предел заложенных в него возможностей вызывает уважение. Конечно, можно добиться и заноса, но это уже будет и в самом деле экстремальный случай. А вот тормозить можно без опаски едва не в любой ситуации: педаль с отличной обратной связью, есть АБС и система распределения тормозных усилий.
Рассказ о Laguna был бы не полным, если умолчать о том, что это единственная машина, получившая на краш-тестах по системе Euro NCAP максимальную оценку — пять звезд. Laguna, без преувеличения, это островок безопасности. Достичь таких результатов удалось благодаря специальной конструкции кузова, особым материалам и восьми подушкам безопасности.
Рыночные перспективы
Конкуренция в сегменте D нешуточная, успех зависит «от мелочей», нюансов, фирменных особенностей. Renault решила сделать ставку на проверенного временем «конька» — на комфорт, даже особый французский уют в салоне, и безопасность. Маркетологи компании рассчитывают уже в этом году завоевать 11 % рынка автомобилей «верхнего среднего класса» — прекрасный прогноз, но насколько он реален? Рекорд прошлого поколения Laguna — 10,2% этого рыночного сегмента в 1995 году. Потом продажи стали падать, что отразилось и на рыночной доле — последние доступные данные — 7,2% в 1999 году. Безусловно, в самой Франции автомобилю будет сопутствовать успех. Об этом можно судить по большому количеству этих машин на дорогах Парижа, где автомобиль уже продается. Кроме того, Renault первой среди своих основных конкурентов представила столь заметную новинку в этом рыночном сегменте. Дебют аналогичных моделей Peugeot, BMW, Mercedes-Benz, Toyota уже либо состоялся пару лет назад, либо состоится в конце этого — начале следующего года.
На российском рынке определяющее значение будет иметь, наверное, цена. Если и в самом деле за 30 тысяч долларов можно будет приобрести топ-версию Laguna в полной комплектации, то перспективы очень хороши. Но пока нет точных данных ни по ценам, ни по комплектациям для нашего рынка. Следует принять в расчет и консерватизм большинства отечественных потребителей. Неспроста Россию считают страной седанов. Безусловно, многое будет зависеть от внятности и направленности рекламной кампании, причем рассчитанной на определенные слои населения. «Расчеты в твою пользу», «Помощь на дорогах» и, тем более, «Машина не для этой жизни», чем прославилась у нас Renault, в данном случае не пройдут. Опросы свидетельствуют, что российский покупатель стал более требователен к имиджу марки, стоимости обслуживания автомобиля, чем еще пару лет назад. Пока в сегменте рынка, где появится Laguna, он отдает предпочтение VW Passat, Audi A4, BMW 3-й серии и Mercedes-Benz С-класса. А машины этих брендов без веских причин не меняют…
Андрей Осипов
Париж — Москва