Новый Saab 9-3 Sport Sedan — для тех, кто привык быть первым
Искренне сочувствую шведским мужчинам. Они научились делать прекрасные и очень скандинавские автомобили — стремительные, функциональные, безопасные, но лишены возможности использовать их потенциал на родных дорогах. Они заставляют себя ездить медленнее, чем хотят и осторожнее, чем требуется. Такие придумали правила. Поэтому Saab — это в некотором смысле нереализованная по месту жительства мечта о лихой, до головокружения, поездке. Неспроста примерно 80% автомобилей из Трольхэттена (там, в «городе Троллей», и делают Saab) отправляются на экспорт.
«Украли скорость!»
Saab и шведские дороги — несовместимы.
Почти каждый тест-драйв, если он проходит на территории Швеции, начинается с одного и того же: «Господа! Вчера, после заезда первой группы журналистов, в нашу компанию и в полицию обратилось множество крестьян, через деревни которых проходит маршрут, с жалобами на вызывающе быструю и опасную езду на наших машинах. Поэтому убедительно просим соблюдать скоростной режим». На этот раз прозвучало нечто новенькое: «Полиция предупредила, что во многих местах, через которые вам предстоит проехать, выставлены дежурные посты. Очень не рекомендуем превышать скорость». Да и без постов здесь немало охотников следить «за порядком на дорогах». Это абсолютно нормально, когда законопослушный и богобоязненный самаритянин звонит в полицию, сообщая о нарушении ПДД и диктуя номер провинившегося автомобиля.
С коллегой, известным радио- и тележурналистом, мы проезжали населенные пункты вполне корректно, и не из боязни уплатить штраф, а из уважения к местным жителям, будучи убежденными в том, что пугать их совершенно незачем. Причем не только в Швеции, а вообще — нигде. Но вот на широких трассах и лесных дорожках «позволяли себе». Потому что никаких особых полицейских постов не заметили, и, главное, потому, что Saab 9-3 создан для скорейшего перемещения из точки А в точку Б по любым — прямым или извилистым — дорогам. Этому в автомобиле подчинено все, и слово «Sport» в его названии не случайно. А то, что наша машина вызвала пару-тройку звонков в полицию — увы, это вероятно, отнесем звонки к издержкам.
Ехать на Saab слишком сдержанно — все равно, что пахать на арабском скакуне. Не для того он предназначен. Взять хотя бы новые двигатели с турбонаддувом для 9-3. Все они «заводные», все выдают 90% максимального крутящего момента при менее чем 2000 об/мин. И обеспечивают максимальный момент уже при 2500. В реальной жизнь скачек в 500 оборотов занимает неуловимо малую долю секунды. Мотор так и провоцирует нажать «на гашетку». Мы уже на шоссе за Стокгольмом, так что я — нажимаю, обеспечивая взрывное ускорение. Справа мелькает знак, на котором значится ограничение — 110 км/ч. Ну, зачем оно нужно на широком шоссе?! Мой коллега бесстрастно фиксирует первое нарушение: у нас на спидометре уже 170, а «подхват» далеко не исчерпан. При этом стремительность, с которой Saab летит по асфальту, благодаря отменной аэродинамике и шумоизоляции в салоне практически не ощущается. Так что скорость, данную нам в ощущениях, «украли» вначале конструкторы, а уж потом — полицейские. Однако так и должно быть в автомобиле люкс-класса. Но тут, совершив так называемую «переставку» при обгоне очередного «тихохода», мы оба отмечаем, что машина излишне «кивнула» вбок. И вообще, на больших скоростях требует подруливания.
Спешу успокоить читателя: конструкция автомобиля тут ни при чем. Напротив, подвески (задняя — четырехрычажная) настроены превосходно. Сами по себе, они позволяют уверенно контролировать Saab на любой скорости и в любых виражах. Рискну утверждать, что все дело — в резине, установленной на 175-сильной версии, с которой мы начали знакомство с новинкой. Широкий профиль, невысокий скоростной коэффициент, сцепные свойства и другие, совсем не выдающиеся ее качества, — это, на мой взгляд, совсем не то, что требуется такому автомобилю. Возможно, это тестовая, а не стандартная комплектация. Но убедиться при покупке в «правильности» шин никак не повредит. Не называя производителя покрышек, скажу, что он славится как раз другой — спортивной резиной. В справедливости этих утверждений мы очень скоро убедились, пересев в версию Aero.
Aero отличается от других модификаций и комплектаций (Linear, Arc и Vector) «девять-третьего», как бриллиант от алмаза. Все качества, которыми при рождении наделен этот спортивный седан, в Aero отточены, а вместе они способны подарить любителю активной езды подлинное наслаждение. Можно смело сказать, что это совсем «другой» Saab 9-3. 210-сильный двигатель обеспечивает компактному автомобилю ураганное ускорение, спортивные низкопрофильные покрышки на легкосплавных 17-дюймовых (и даже 18-дюймовых, по желанию) дисках цепляются за асфальт, как утопающий за соломинку, никаких кренов кузова в поворотах. Он «стоит» на дороге жестко и уверенно, не зависимо от того, что показывает спидометр. Но все же и Aero может быть разным.
Остаток дня мы с удовольствием посвятили этой версии с 5-ступенчатой автоматической трансмиссии Saab Sentronic. Из всех достоинств новой АКПП выделим два: адаптивность, то есть, способность подстраиваться под стиль вождения, и возможность переключения передач вручную. Причем переходить с одной передачи на другую можно двумя способами: либо качая рукоять коробки вверх-вниз, либо с помощью маленьких клавиш, расположенных под большими пальцами на рулевом колесе. Кстати, с появлением такой трансмиссии отпала необходимость в режимах «Спорт» и «Зима». Перешел на ручное управление, и выбирай ту степень спортивности, какую желаешь. Хочешь получить дым из-под колес — отключи систему динамической стабилизации ESP, а заодно и противобуксовочную — TCS, которая надежно поможет, скажем, на скользкой дороге.
Обратим внимание: при движении по прямой, на трассе, использовать возможность ручного переключения передач вообще нет необходимости. Стоит пару раз резко нажать на педаль акселератора, и автомобиль прекрасно поймет, что от него требуется. Стрелка турбонаддува будет постоянно находиться в начале красной зоны, а обороты двигателя при переходе на повышенную передачу не упадут ниже отметки 4500. Если, конечно, водитель рискнет не убирать ногу с педали газа. Манипулируя ею, можно постоянно подстегивать Saab — он очень отзывчив на малейшее прикосновение. Но под сброс газа не спешит замедляться. Если же есть необходимость притормозить, знайте, что остановить машину можно также быстро, как разогнать. Кроме того, 9-3 снабжен системой дотормаживания и достаточно эффективной системой управления торможением в повороте CBC. Действуя вместе с АБС, она предотвратит занос.
Между тем, мы сворачиваем с шоссе на узкую, извилистую и притом холмистую дорогу. Здесь в самый раз использовать возможности ручного переключения передач. Теперь все зависит от водителя и от того, насколько бережно он относится к машине. При желании можно обеспечить постоянную работу силового агрегата в предельных режимах, наслаждаясь великолепно настроенным звучанием выхлопной системы. Уже один этот звук способен заставить кровь бежать быстрее. Вот пологий спуск, и можно перейти на четвертую, затем подъем — третья, оттормаживаюсь перед крутым поворотом — вторая. АКПП и новейшая система управления двигателем Trionic 8 позволяют переходить на пониженную передачу даже при высоких оборотах, что в народе называют «подтормаживать мотором». Конечно, не так эффективно, как с «механикой», и все же. Единственное «но» — переключение происходит пусть с небольшой, но задержкой. К этому надо приноровиться, упреждая «медлительность» электроники. Тем не менее, в повседневной московской жизни лично я предпочел бы «автомат».
Увлекшись скоростью и клавишами переключения передач на рулевом колесе (очень удобно!), я создал аварийную ситуацию. На обманчиво пустой дороге, в закрытом повороте вдруг «образовалась» встречная машина, водитель которой не особенно утруждал себя задачей держаться ближе к обочине. В общем, Saab летел точно вбок автомобилю. Дальше все произошло в доли секунды, читателю понадобиться значительно больше времени, чтобы прочесть одно только следующее предложение. Руль — резко вправо, не сбавляя газа, чтобы успеть сменить траекторию и выиграть время и метры, оставшиеся до встречной. Saab возмущенно визжит резиной, но подчиняется беспрекословно, и мы с красным Peugot 307 (когда я успел это заметить?) разъезжаемся в сантиметрах друг от друга. Тот же бесстрастный голос справа констатирует: «Звонок в полицию обеспечен». А я воздаю хвалу инженерам и конструкторам Saab Automobile AB.
Во-первых, с меня шампанское за великолепно острое рулевое управление. Во-вторых, десерт — за пассивную систему доворота задних колес ReAxs. Наконец, дежюстив — за систему стабилизации ESP, которую я не успел отключить, но которая «испугалась» не раньше, а позже меня, и согласилась выполнить задачу. При этом Aero слегка качнуло в сторону, но не было даже намека на снос. По-моему, этот неожиданный экзамен Sport Sedan сдал блестяще.
Вечереет, однако, и с меня на сегодня, пожалуй, хватит. Оставим бескомпромиссный Aero с механической КПП на завтрашнее утро, а пока присмотримся к новой модели и к ее перспективам на рынке.
Форма и содержание
Если злые языки будут внушать вам, уважаемый читатель, что Saab, перешедший под крыло General Motors — это теперь шведский Opel, не верьте. Несмотря на естественную унификацию ряда компонентов, например, рычагов подвески, автомобили двух брендов совершенно разные по многим параметрам, начиная от внешнего вида, и кончая самим своим предназначением. Я вынужден покаяться: даже коротко перечислись все особенности автомобиля и инновации, заложенные в новый Saab 9-3, нет никакой возможности. Передо мной посвященный этому пресс-релиз объемом в 64 страницы! Так что ограничусь лишь некоторыми скупыми штрихами к портрету этого спортивного седана.
Прежде всего, раньше 9-3 предлагался только с кузовом хэтчбек. Маркетинговые исследования заставили сделать седан. На мой взгляд, получилось здорово: сохранен характерный фирменный стиль, машина притягивает лаконичностью и агрессивностью форм. Она, безусловно, похожа на модель 9-5, но целый ряд деталей, включая спойлеры и, в особенности, дизайн задней части делают ее оригинальной. По сравнению с предшественником, новый Saab 9-3 стал шире на 55 мм, а его колесная база увеличилась на 71 мм. Однако укороченные передний и задний свесы позволили сохранить прежнюю длину. Дорожный просвет также уменьшился на 10 мм.
В салоне стало, несомненно, просторней, чем в 9-3 предыдущего поколения. Очевидно и то, что строился автомобиль вокруг водительского места. Поэтому его отличает великолепная эргономика. Мне понравились трехспицевый руль, сиденья с практически неограниченными возможностями регулировки и с развитой боковой поддержкой в версии Aero, удобное расположение всех рычагов и переключателей.
А рукоять ручного тормоза — это просто изыск: она полукруглая и замаскирована под один из двух декоративных элементов между передними сиденьями. Симметричный рукояти элемент рядом с пассажиром может использоваться в качестве скребка для очистки инея, кронштейна для 6-дискового проигрывателя или выдвижного подстаканника. В целом сохранив авиационный стиль интерьера, дизайнеры нашли возможность органично вписать в него экран навигационной системы и новый, более компактный пульт управления системой климат-контроля и аудиосистемой. У основания лобового стекла, под изящным козырьком, теперь есть еще один небольшой дисплей, на который выводятся основные параметры работы двигателя или навигации с бортового компьютера. Что касается отделочных материалов, то тут выбор за покупателем: кожа, дерево или алюминий, высококачественная ткань — чего изволите.
В салоне — множество отсеков для хранения мелких вещей. Вместительный перчаточный ящик можно использовать в качестве холодильника для прохладительных напитков. Несмотря на то, что речь идет о спортивном седане, багажник имеет объем в 425 литров. Спинку заднего сиденья можно сложить в соотношении 60/40. Есть специальный люк для загрузки лыж и других длинных предметов.
Буквально несколько слов о безопасности. Saab 9-3 обещает быть едва не лучшим в своем классе автомобилем с точки зрения защиты и пассажиров, и самой машины от угона и проникновения. Помимо многочисленных электронных устройств, безопасность водителя и пассажиров обеспечивают активные подголовники, подушки и так называемые оконные занавески. Краже автомобиля воспрепятствуют специальные устройства, начиная от иммобилайзера и заканчивая множеством специальных устройств. Не зря Saab даже по российской статистике угоняют намного реже, чем другие машины.
Когда и почем
— Новый Saab 9-3 выйдет на российский рынок в конце сентября — начале октября, — говорит Генеральный директор компании «Дженерал Моторс СНГ» Хайди МакКормак. — Все зависит от того, насколько быстро автомобиль пройдет сертификацию в России, и от возможностей шведского завода. Одно могу сказать точно: покупателю в России будут доступны все версии, включая дизельную с новым двигателем объемом 2,2 литра, и любые комплектации этого спорт-седана.
— По какой цене?
— У нас еще есть время подумать на этот счет, так что точных цифр я назвать пока не могу. Однако цены будут конкурентоспособными на рынке компактных седанов люкс-класса, таких как BMW 3-й серии, Audi A4, Mercedes C-класса, Volvo S60.
— Известно, что во многих крупных городах компания создает специальные центры Saab. Нет ли таких планов в отношении Москвы?
— Мы серьезно рассматриваем этот вопрос, увязывая его с общей работой по продвижению бренда Saab на рынке. Думаю, что это дело если не ближайшего года, то ближайшей перспективы. С другой стороны, многие мегаполисы хотели бы заполучить такие центры, так что все зависит от возможностей компании.
Хотя глава GM в России и СНГ не назвала конкретных цифр, все же можно предположить, что цены на 9-3 будут колебаться в пределах от 27 до 33 тысяч долларов — в зависимости от модификации и уровня оснащения автомобиля.
Нельзя не сказать и еще об одном. Saab 9-3 Sport Sedan шведы рассматривают в качестве первой из серии новых моделей, которые появятся в ближайшие годы. Насколько стало известно, планируется также выпуск самой заряженной версии — Viggen.
Вместо послесловия
Было утро следующего дня, был Aero с 6-ступенчатой механической коробкой передач, и еще — аэродром, на котором удалось погонять пару часов и сделать еще несколько снимков. Одно скажу: эта версия — восторг, она — для людей, которые привыкли работать за рулем, и не склонны к компромиссам. Информативное, в меру тугое сцепление, короткие хода ручки КПП, подвески, резина — все рассчитано на агрессивную езду.
К полудню, с сожалением покидая аэродром и направляясь в аэропорт, я все же позавидовал шведским мужчинам. Меня ждал перелет, а их, если верить «легенде» — шведский массаж. Они не могут позволить себе ехать слишком быстро, зато благополучно доберутся до дома, и получат свое…
Олег Осипов
Стокгольм — Москва