Тест-драйв Saab9-5 2.3 T

9-5 в пользу SAAB.

Четыре месяца назад мы сообщали о появлении у концерна SAAB новой модели — седана 9-5. Тогда у нас не было даже приличной съемки этого автомобиля, и в статью пришлось поставить рисунок, сделанный нашим художником по устным описаниям и нескольким мутным фотографиям. Официальная премьера новой модели состоится только в сентябре на автосалоне во Франкфурте. Но уже в июне Saab 9-5 был представлен журналистам. И мы с радостью убедились, что наш художник больших ошибок не допустил.

Начать придется с краткого экскурса в историю. Компания SAAB, основанная в 1937 году, долгое время занималась исключительно самолетостроением. Это отражено и в ее названии — Svenska Aeroplan AB. По окончании II мировой войны потребность в боевой авиации резко упала, и компания занялась наземным транспортом. Было создано автомобильное отделение — SAAB Automobile AB, которому в этом году исполнилось 50 лет.

Первый автомобиль компании появился в 1946 г. Это был построенный вручную прототип, который показали журналистам в июне 1947 года. В обозначениях всех моделей SAAB присутствует цифра девять — это дань авиационному прошлому компании. Первый послевоенный гражданский самолет Scandia имел индекс 90A, за ним следовал Safir (91). Первый автомобиль получил индекс 92.

Модели обновлялись неспешно. Лишь в 1956 году появилась модель 93, заменившая 92-ю, и спортивный 94 (Sonett), в 1959 г. — универсал 95, в 1960 г. — модель 96, заменившая 93-ю. Индекс 97 принадлежал прототипам Sonett II, III и IV, с которыми экспериментировали в 1965-1974 годах. Индекс 98 остался неиспользованным.

Принципиально новая модель, Saab 99, появилась в 1968 г. Спустя 10 лет на смену ей пришел автомобиль побольше, и к двузначному индексу добавили нолик — это был Saab 900. Еще шесть лет потребовалось, чтобы создать новую серию и добавить еще один ноль — в 1984 г. появился Saab 9000. И еще 13 лет прошло до рождения нового поколения — Saab 9-5.

Работу над этой моделью начали в 1993 году. АVтомобиль должен был занять место в ряду европейских машин большого класса. Были созданы два макета, один — эволюция 9000-й модели «в соответствии с требованиями современной автомобильной моды», второй — гораздо более радикальный. Вначале мнения разделились, первый путь казался более простым и надежным. Но, как сказал руководитель проекта, «если следовать требованиям современной моды, получится автомобиль как у всех». И пошли по второму.

Есть такое понятие — «скандинавский дизайн». Простые, элегантные, чистые линии. Но чтобы оценить его в полной мере, нужно привыкнуть. Возьмите, к примеру, скандинавскую мебель. Или звуковую аппаратуру Bang & Olufsen. Или архитектуру. Или…

Volvo, конечно, тоже шведская компания, но стилистика ее машин, особенно современных, ближе к среднеевропейским вкусам. А SAAB стоит особняком. И немалую роль в этом играют авиационные корни. Не зря водительскую зону своих автомобилей инженеры компании до сих пор называют кокпитом.

Внешне седан 9-5 по сравнению с моделью 9000 изменился, стал явно больше, приобрел более современные пропорции, но в то же время остался абсолютно узнаваемым автомобилем SAAB. Большую роль в создании внешности 9-5 сыграли соображения аэродинамики. Заподлицо с кузовом выполнены не только лобовое и заднее стекла, но и боковые. Короткая, но высокая крышка багажника увеличивает его объем и предотвращает преждевременный срыв воздушного потока, снижая аэродинамическое сопротивление. Коэффициент лобового сопротивления седана 9-5 составляет 0,29, что очень неплохо для автомобиля столь выразительных форм и ниже, чем у всех предыдущих моделей компании.

Внутри салона изменения менее радикальные, использованы те же идеи, что и при создании модели 9000 — салон должен окружать водителя и пассажиров. Начали с главной для водителя точки — пятки правой ноги. К ней привязали бедра, расположив подушку сиденья так, чтобы она оказалась максимально близко к центру тяжести автомобиля, при этом водитель лучше и быстрее воспринимает все действующие на автомобиль ускорения. Рулевая колонка регулируется по длине и углу наклона, вдобавок есть многочисленные регулировки сиденья. Компания утверждает, что 95% водителей смогут устроиться в автомобиле идеально.

На панели ничего лишнего — всего три прибора, которые хорошо видны сквозь верхнюю часть рулевого колеса и расположены точно в направлении взгляда водителя.

Окраска шкал авиационная — белое на черном, приборы хорошо читаются. В центре — крупный спидометр, по бокам — поменьше — тахометр и указатели температуры охлаждающей жидкости и уровня топлива. Органы управления сделаны черными, и выделяются на сером фоне отделки. Ночью подсветку всех приборов, кроме спидометра и органов управления, можно выключить. Шкала спидометра нелинейна — растянута до 140 км/час и сжата выше этой отметки.

Единственные хромированные детали в салоне — дверные ручки, так их легче найти в темноте.

Замок зажигания традиционный для SAAB, на горизонтальной панели рядом с рычагом КПП. Вынуть ключ можно, только если включена задняя передача (или положение «P» для автоматической коробки).

Подумали о комфорте. На автомобиле установлена развитая система кондиционирования, позволяющая индивидуально выбирать температуру для водителя и пассажиров (разница может составлять до 5¦С). Есть отвод холодного воздуха в «бардачок», температура в котором может доходить до 6¦С. Водительское сиденье сделано вентилируемым (см. «Мотор» ° 5 (13), что раньше встречалось лишь на люксовых грузовиках. Впрочем, эта опция появится через год и только на машинах с кожаными сиденьями.

Даже противосолнечные козырьки сделаны двойными — один перекрывает верх лобового стекла, а второй можно откинуть вбок и перекрыть стекло в двери — удобно на извилистых дорогах.

Музыкальная система автомобиля снабжена полезным устройством, которое автоматически увеличивает громкость звучания при повышении скорости, компенсируя неизбежный рост шума в салоне.

Улучшена пассивная безопасность. Сминаемые зоны спереди, защита от ударов сзади, балки в дверях, специальная конструкция стоек для снижения последствий боковых ударов, ремни, подушки — известные технические решения. Интересна новая система подголовников, созданная вместе с Delphi — подразделением GM. При ударе в автомобиль сзади чисто механическая конструкция выдвигает подголовник вперед, предотвращая повреждение шейного отдела позвоночника. Может быть, не так изощренно как у некоторых конкурентов, зато просто и надежно.

Даже крупные автопроизводители, выпуская на рынок новую модель, обычно используют для нее известные, проверенные практикой двигатели, и лишь через некоторое время, да и то не всегда, предлагают новые. Маленькая по международным меркам компания SAAB поступила нетрадиционно, комплектуя модель 9-5 тремя новыми моторами.

Все двигатели созданы в соответствии с концепцией Ecopower, которая подразумевает турбонаддув в сочетании с четырехклапанной технологией. И то, и другое инженерам компании хорошо знакомо — турбонаддувный двигатель в гамме SAAB появился еще в 1977 году, а четырехклапанная технология стала стандартной с 1991 года.

Два четырехцилиндровых двигателя рабочим объемом 2 и 2,3 литра — это модификации существующих моторов. Основные изменения — слегка увеличенная степень сжатия (9,3), оптимизированная форма камеры сгорания, сниженное внутреннее трение.

Третий мотор — 3 л V-образная шестерка с т. н. асимметричным турбонаддувом. Турбокомпрессор Garrett GT17, снабжающий воздухом все шесть цилиндров, приводится отработавшими газами только от трех. Он встроен в выпускной коллектор, что сделало конструкцию более компактной и надежной.

Турбонаддув низкого давления и модифицированная система управления двигателями (Trionic 7 поколения) позволили полностью избавиться от турбоямы и получить совершенно плоские характеристики крутящего момента, начиная чуть ли не с холостых оборотов.

Для новых двигателей модернизировали и коробки, изменив передаточные отношения в пятиступенчатой механической, и введя новую схему управления в четырехступенчатую автоматическую, которая имеет три режима — нормальный, спортивный и зимний.

Обе подвески смонтированы на подрамниках, изолированных от кузова для снижения вибраций и шума. Передняя подвеска осталась прежней — MacPherson, но задняя стала многорычажной. Увеличились колесная база и задняя колея.

В тормозной системе принципиальных изменений нет, но увеличены диаметры дисков, в АБС интегрирован электронный регулятор тормозных усилий, в качестве опции (стандарт для 3 л V6) предлагается АПС, которую можно отключить на скоростях менее 60 км/час. Новинка для SAAB — тормозные колодки со встроенным «индикатором износа». Никакой хитрой электроники — когда колодки стираются до определенной толщины, обнажаются включенные во фрикционный слой металлические пластинки, которые неприятно визжат при торможении, напоминая о необходимости сменить колодки.

На московском автосалоне 1994 года у стенда SAAB часто можно было наблюдать посетителей, которые озадаченно спрашивали друг друга: «А это что за машины, где такие делают?». Сегодня достаточно постоять на улице несколько минут, и какой-нибудь Saab обязательно проедет мимо. В основном встречаются разные варианты 9000-й серии, которые у нас продаются лучше, чем 900-й. В США, кстати, наоборот, но что нам США, у нас любят машины побольше. И, возможно, Saab 9-5 нашим покупателям придется по вкусу.

Михаил Васильев

Характеристики

Комментарии
Обсудим? :) Оставьте комментарий, поделитесь мнением!
Добавить комментарий