«Прораб (сокр.) — производитель работ, непосредственный руководитель работ на постройке, сооружении чего-нибудь».
С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка.
Допустим, вы — человек активный, энергичный — задумали самостоятельно сделать капитальный ремонт в квартире, привести в порядок дачный участок или вообще построить дом за городом. Кто в этом случае будет вам лучшим помощником? Полноприводный пикап — и сами понимаете, почему. Несмотря на охватившие страну недоумение и растерянность, жизнь продолжается. АVтомобили, пусть хуже, но продаются — в том числе и пикапы. Следовательно, люди еще на что-то надеются. Есть ли у них для этого основания? Видимо, есть. Особенно — если они активны и энергичны.
Вот Toyota Hilux. АVтомобиль-труженик — это сразу бросается в глаза. Никаких стилистических изысков — внешность автомобиля предельно точно соответствует его назначению. В передней части машины можно заметить сходство с популярным внедорожником Toyota 4Runner. Ничего удивительного — машины построены на общей платформе.
В основе конструкции Hilux — лонжеронная рама, несущая на себе силовой агрегат, трансмиссию и подвеску. Все это накрыто кабиной и отсеком для груза. Прочно, солидно.
Вариантов кабин (и, соответственно, грузовых отсеков) — несколько. Есть Regular Cab — с одинарной кабиной (2 двери/1 ряд сидений) и нормальной или увеличенной колесной базой. Есть Double Cab — с двойной кабиной (4 двери/2 ряда сидений). И, наконец, Xtra Cab — с полуторной кабиной (2 двери/2 ряда сидений) и удлиненной базой. Самый короткий грузовой отсек имеет длину (с закрытым бортом) 1355 мм, самый длинный — 2160 мм.
Hilux 1998 модельного года подвергли легкому рестайлингу. Главные нововведения коснулись двигателя и подвески. Семейство моторов пополнилось 2,4 л турбодизелем 2L-T, применяющимся в микроавтобусе Toyota Hiace европейского исполнения, а передняя зависимая подвеска уступила место независимой на поперечных рычагах. Остальное — без изменений: раздаточная коробка с демультипликатором, отключаемый привод передних колес, задний мост на полуэллиптических рессорах…
Машина, оказавшаяся в нашем распоряжении, была с двойной — полноразмерной — кабиной и не в самой дорогой комплектации — я бы сказал, что к обычному полноприводному пикапу в «стандарте» просто добавили задний бампер, кондиционер и радиоприемник. Даже магнитолы нет. Впрочем, кассеты все равно было бы некуда положить — кроме «бардачка» на торпедо и карманов на облицовке дверей, для мелочей ничего не предусмотрено.
Между сиденьями на полу — возвышение, прикрытое материалом, похожим на клеенку. Он же настелен и по всему полу. Это винил. Никаких консолей и обивок. Имеется одинокая пепельница для задних пассажиров. Сразу видно, что автомобиль «рабочий» — можно влезать внутрь прямо в грязных сапогах. Потом хоть из шланга мой!
В центре «тоннеля» из-под торпедо торчат два рычага — коробки и раздатки. Так, а где ручной тормоз? Да вот он — справа, ниже рулевой колонки. Внешне напоминает «ручник» на первых 24-ых «Волгах». И действует так же. Потянул на себя, вытащил, зафиксировал. Чтобы отпустить, придется нажать кнопку и повернуть рукоятку. Анахронизм. С другой стороны — не нужно тянуться куда-то вниз между сиденьями…
Сиденья достаточно удобны, на водительском можно с комфортом устроиться с помощью продольной регулировки и изменения угла наклона спинки. В вертикальном перемещении, равно как и в регулировке рулевой колонки, необходимости нет. Впрочем, регулируемую колонку (и даже с подушкой безопасности) можно заказать как опцию.
Современное по форме торпедо хорошо вписывается в интерьер автомобиля — все просто и функционально. На торпедо, в нижней части слева, обнаружился т.н. «ручной» газ, что не редкость для коммерческих автомобилей с дизельными двигателями. Хотите установить нужные обороты без вмешательства педали газа — он к вашим услугам.
Задние сиденья оказались на удивление легко доступны, сидеть на них вполне удобно.
Передние двери запираются в индивидуальном порядке ключом, задние можно заблокировать изнутри «детскими» замками. Никакой тебе электрики. Да и все остальное в этой машине нужно делать «вручную» — регулировать наружные зеркала, вытягивать антенну… Даже включать-отключать передний мост приходится «с улицы» — менее удобно, зато дешевле и надежнее.
Гамма двигателей Hilux достаточно широка — три бензиновых и два дизельных. Нам досталась машина с самым маломощным (2,4 л) турбодизелем — тем самым, что появился в этом году. Мы были готовы к тому, что он окажется не из разряда «тихонь», но чтобы настолько… После пуска мотор затрясло так, что казалось, будто он слетел с опор. Салон наполнился гулом и вибрацией, распространявшейся на все предметы «интерьера». Впрочем, как только стрелка указателя температуры охлаждающей жидкости выбралась из-под начальной отметки, стало заметно тише, а тряска прекратилась.
Полного прогрева двигателя мы дожидаться не стали — тронулись, как только стало ясно (по реакции на «педалирование» газом без нагрузки), что он готов к работе. Тронулись легко. Первая включилась плавно и четко, работа сцепления — без нареканий. При переходе на вторую заметна «растянутость» передач, но дизелю это нипочем — никакого намека на падение оборотов. Hilux резво устремился вперед… Динамика отнюдь не «дизельная», машина уверенно чувствует себя в транспортном потоке и не мешает тем, кто спешит.
Управляемость для такого явно нескоростного автомобиля — неплохая: сказывается «независимость» передней подвески. Маневрировать помогает усилитель руля — деликатно. Однако жесткость передней, да и задней подвесок великовата. При езде по асфальту любая дорожная неровность ощущается находящимися внутри. Ничего не поделаешь: пикапу надо возить не только пассажиров, но и грузы — и не всегда по хорошим дорогам. В этом случае такие характеристики подвески будут как нельзя более уместны.
Вот, кстати, и «бездорожье» — грунтовый участок дороги с влажной глиной и глубокими колеями. Вполне подходящее «покрытие» для автомобиля пусть и полноприводного, но все-таки не внедорожника в полном смысле этого слова.
Согласно инструкции, полный привод включается рычагом раздаточной коробки на ходу, на скорости не более 40 км/ч — но только на тех машинах, где такое «удобство» предусмотрено. У нас же — вариант попроще. Пришлось остановиться, выйти из машины и перевести красные рукоятки в ступицах передних колес из положения Free (выключено) в положение Lock (включено). Можно продолжать движение.
Toyota Hilux демонстрирует вполне приличные внедорожные манеры. Этому помогает большой дорожный просвет. Даже со стороны заметно, что машина приподнята — можно увидеть агрегаты трансмиссии, прикрытые щитками. При повороте я неожиданно въехал в заросшую травой довольно глубокую колею, и Hilux уверенно ее преодолел, ни разу не задев грунт своим «подбрюшьем».
Выбираемся на асфальт. Небольшая остановка для смены режимов работы трансмиссии — и едем дальше. Постепенно колеса очистились от комков глины — можно заняться тормозами. Чтобы работать педалью, больших усилий не требуется, автомобиль плавно и надежно замедляется и останавливается…
АVтомобиль понравился, в первую очередь — своей практичностью. Правда, в отличие от некоторых других, более «парадных» пикапов, в театр на нем не поедешь. В управлении Hilux подобен обычному легковому автомобилю, благодаря полному приводу достойно ведет себя вне асфальта. При этом берет больше тонны груза. И огромные буквы, из которых состоит слово Toyota на заднем борту, его вовсе не портят.
Сергей Иванов