Сравнительно недавно («Мотор» #4, 2001 г.) нам довелось подряд откатать две машины концерна сугубо народных транспортных средств. Особенно понравился дизельный «почти-спорткар» Seat Ibiza 1.9 TDi с 110-сильным мотором. И вот — знакомство с автомобилем, оснащенным точно таким же двигателем, но уже «немецкой ветви» концерна, VW Golf TDi. В Россию автомобиль в такой комплектации раньше не поставлялся.
Пятидверный хэтчбэк, цвет — «джазблю», базовая комплектация. Без аудиосистемы, но с четырьмя подушками безопасности, усилителем руля и турбодизелем с непосредственным впрыском мощностью 110 л.с. Резина — Continental Contact 195/65R15 с явно выраженным шоссейным рисунком протектора. Погожий весенний денек — поездка обещает быть приятной.
Звучание дизельного мотора на всех моделях Golf, подобно звуку выхлопа карбюраторных «жуков» с воздушным охлаждением, — сугубо индивидуальная особенность. Кого-то оно раздражает, кому-то нравится. Тот же самый мотор в Seat Ibiza работает почти бесшумно, тогда как в салоне Golf его звук — основной. Стоя на месте и периодически наступая на педаль акселератора, пытаюсь определить обороты активизации турбины — удается примерно с пятой попытки. Странно, но турбина в салоне не слышна, пока не опустишь стекло. В Seat же она прослушивается лучше, чем сам двигатель — так, что даже не хочется выходить из диапазона оборотов, в котором турбина поет.
Потолок светло-серого цвета отформован из листа коротковорсного композита и придает салону уют. На это же работает небольшое заднее стекло — в ущерб обзорности через салонное зеркало. Рулевое колесо имеет современный дизайн и очень приятно на ощупь — рук не оторвать. Пробую регулировки водительского сиденья (они все механические) — удается быстро найти несколько приемлемых вариантов посадки.
В некоторых случаях «ходовой» сектор спидометра перекрывается ободом рулевого колеса, но его центральная часть, несмотря на наличие подушки безопасности, следить за приборами не мешает. Их четыре — тахометр, спидометр, указатели уровня топлива и температуры охлаждающей жидкости, остальное выведено на контрольные лампы. Подсветка фиолетовая (в кресле водителя весьма уместно будет смотреться дама, одетая в модных нынче сиреневых тонах), стрелки красные. Панель приборов мягкая, травмобезопасная. Зазоры между краями торпедо и обивкой передних дверей малозаметны, что усиливает ощущение добротности сборки.
Некоторое смущение вызвали тонкие откидные петли пластиковых наддверных поручней — пассажиры определенной комплекции в случае активной рулежки могут их оторвать. Грамотно подобрано усилие преднатяжителя ремня безопасности — он и движения не сковывает, и прилегает плотно. Ногам задних пассажиров при максимально сдвинутых назад передних сиденьях откровенно мало места, впрочем, это Golf, а не лимузин.
Трогаюсь. Несмотря на то, что для дизеля холостые обороты довольно высоки — 950-1000 в минуту, — для старта их требуется минимум 1200 (Seat Ibiza трогается без риска заглохнуть и с холостых). Подхват на первой и второй передачах суперуверенный — только успевай переключаться. Три высших передачи вполне удовлетворят любого водителя. Третья, к примеру, не только разгонная, но и ходовая — в городском потоке она эффективна на скоростях от 40 км/ч. Динамика Golf TDi на третьей передаче — подарок любителю уличного слалома. Четвертая несколько менее динамична, но в диапазоне 80-100 км/ч разгон и на ней очень приятен. Крутить двигатель особого смысла нет — красная зона на тахометре начинается с 4500 оборотов в минуту, примерно на 4900 срабатывает ограничитель. Зато «середина» тахометра просто покоряет постоянством крутящего момента и провоцирует почаще наступать на акселератор.
Подвеска ведет себя достойно — машину не клонит в поворотах, а добиться пробоя можно, лишь попав в достаточно глубокую колдобину. Крайне удачным получилось сочетание подвески и 15-дюймовых штатных колес, благодаря которым автомобиль демонстрирует прекрасный накат. Однако долго так ехать не хочется — уж больно хороша у Golf TDi динамика. Стоит отметить, что дополнительные три седока ее практически не ухудшили.
Тормоза тоже проявили себя самым лучшим образом, при этом ввести в действие АБС на сухом асфальте так и не удалось. А вот желаемого замедления при торможении двигателем я не добился — видимо, тому причиной турбина, которая, как и подобает всякому вращающемуся механизму, имеет инерцию. Но вряд ли кто будет увлекаться экстремальной ездой на этом, по сути, утилитарном автомобиле, для нее существуют заряженные версии — V5, 4Motion, GTI.
Как бы то ни было, общее впечатление от 100-километрового маршрута по каменным джунглям — самое приятное. АVтомобиль прекрасно подходит как начинающим водителям, так и немало поездившим. Его главные достоинства — привлекательная внешность, практичность, легкость в управлении, а с этим мотором — еще и хорошая экономичность в сочетании с достойными динамическими характеристиками. Стоит добавить сюда 12-летнюю гарантию от сквозной коррозии кузова, приличный ресурс двигателя и тщательно проработанную ходовую часть. (Не зря же в честь этой машины назвали целый автомобильный класс!)
В Европе легковой транспортный поток уже в прошлом году на 30 процентов состоял из автомобилей с дизельными двигателями. К 2005 году их доля должна увеличиться как минимум до 42%. «Застрельщиками» в дизельном нашествии являются, пожалуй, Volkswagen AG и PSA Peugeot Citroen. Вот уже и до России начинают добираться…
Для той части нашего населения, которая испытывает стойкое предубеждение к двигателям с воспламенением от сжатия (по причинам их «непрестижности» или другим), припасены два аргумента. Первый, общего характера: прогнозируемый рост числа автомобилей с дизельными моторами будет происходить по краям спектра — за счет маленьких машин и автомобилей люксового класса (примерно поровну). И второй, конкретный: по случаю начала российских поставок цена Volkswagen Golf TDi со 110-сильным мотором снижена на $2500.
Текст: Егор Карпунин
Фото: Константин Кокошкин.