На Multivan California можно смело отправляться в путешествие всей семьей, не утруждаясь поиском мест для еды и ночлега
Что нужно, чтобы провести несколько дней на природе? Скажем, в лесной живописной глуши или на диком морском берегу? Нужны палатка, спальные мешки, посуда, канистры с водой, горка продуктов и масса всяких других мелочей. И еще нужна готовность отказать себе на это время в привычном комфорте. А можно не отказывать, если обзавестись Volkswagen California. Пусть сауны с бассейном, горячего душа и теплого туалета под крышей этого вэна не имеется, зато есть много другого, что позволяет свести дискомфорт путешественников к минимуму.
Домик с удобствами
Парадокс: в США или в Европе, где придорожный сервис едва не на каждом километре, разнокалиберных домов на колесах пруд пруди. В России все наоборот — ни домов, ни сервиса. То есть, нашим путешественникам передвижное жилье в сто раз нужней, чем американцам или европейцам. Причем, не всякое, а такое, чтобы выдерживало изъяны региональных дорог. Поэтому, например, домик на прицепе не очень годиться: через пару сотен километров можно и фаркоп потерять. А вот Multivan в специальной модификации California, кажется, в самый раз. С виду это обычный, или — почти обычный автомобиль, отнюдь не пугающий своими габаритами, а изнутри — прекрасно оборудованное жилое помещение.
Конечно, взглянув на машину, сразу обращаешь внимание на высокую крышу и какую-то сложную металлическую конструкцию на пятой двери. На самом деле вся эта конструкция — ни что иное, как специальный багажник для перевозки четырех велосипедов. Причем регулируемые крепления одинаково надежно позволяют закрепить двухколесные средства передвижения любого типа — спортивные, горные, шоссейные. Продолжая поверхностный осмотр вэна, я обнаружил помимо специальных наклеек California Event дополнительную горловину для заливки воды. Не для системы охлаждения, а для раковины, установленной внутри. Под этой горловиной расположена электрическая розетка, рассчитанная под напряжение 220 Вольт, которая, в комплекте со специальным переходником, позволяет подсоединиться к стационарной электрической сети. Это необходимо для подзарядки аккумуляторов. Их в машине два: один для силовой установки, второй — для бортового холодильника.
Салон California, в отличии, скажем, от протестированного ранее Panamericana («АИ» № 12 (15), нельзя разделить на две части. Это — единое пространство, в котором можно коротать дальнюю дорогу, есть, спать, играть в настольные игры и т.п. Помимо компактного холодильника, в левой части салона, за водительским сиденьем, имеются раковина и газовая плита с двумя конфорками. Приборы закрыты крышкой, которая с успехом заменит разделочный стол. Сбоку к нему пристраивается еще один столик, причем его можно перемещать или вовсе убрать под сиденье. И все эти блага цивилизации доступны не только сидящим сзади, но и водителю, и переднему пассажиру. Стоит лишь развернуть передние сиденья на 180 градусов, и они окажутся точно напротив стола. Удобно, ничего не скажешь.
Под плиткой и раковиной имеется шкаф с двумя дверями и полками внутри. Там можно разместить, к примеру, продукты, которые не нуждаются в охлаждении. Для верхней одежды предусмотрен компактный гардероб с вешалками, расположенный в задней части машины. Когда же открываешь пятую дверь, то видишь довольно приличных размеров багажный отсек, полку с матрацем и висящую в торце гардероба «ленту» с многочисленными кармашками. Там же, в багажнике, есть специальный шкафчик для небольшого баллона с газом. А чтобы лучи Солнца или посторонние взгляды не докучали, можно практически весь салон закрыть шторками. Заднее сиденье служит еще и багажным отсеком, поскольку в ящике под ним можно без труда уместить, например, спальные принадлежности. В автомобиле могут с комфортом переночевать 4 человека, не считая собаки. Два спальных места находятся непосредственно в салоне: сиденье раздвигается и образует, вместе с той самой полкой в багажнике, приличных размеров кровать. Кстати, если есть вредная привычка читать, лежа в постели, можно воспользоваться специальными лампами подсветки, расположенными в нескольких местах. Что же до оставшихся двоих, то им отведено место в буквальном смысле слова — под крышей автомобиля. Неспроста она необычно высока. При помощи специального рычажка, приложив минимум физическим сил, крышу можно поднять, организовав спальное место длинной 1940 мм и шириной 1060 мм.
Чтобы на рыбалке или в лесу не досаждали комары, лучше держать двери закрытыми. Риска задохнуться при этом нет. Над центральной консолью, под крышей, установлен специальный «блок жизнедеятельности». Он позволяет программировать множество функций, в том числе поддерживать заданную температуру в салоне и обеспечить вентиляцию. Можно, кстати, даже превратить холодильник чуть не в морозильник. При этом очень кстати на небольшой экран выводятся данные о текущем состоянии аккумуляторных батарей, что позволяет вовремя их подзарядить. С того же дисплея легко получить информацию об уровне жидкости в емкостях для чистой и сточной воды, и другие полезные сведения. Словом, в поездке вы получаете еще и электронного управдома.
Описываю все это, и не перестаю удивляться — как практически в стандартный кузов Multivan конструкторы и дизайнеры смогли вместить столько полезных вещей. И при этом еще наилучшим образом обустроить место водителя — полноправного члена семьи. Передние кресла имеют подлокотники, что удобно в дальних поездках. Набор регулировок минимален, а рулевая колонка и вовсе намертво приделана к панели. Но, тем не менее, никаких проблем с посадкой не возникает — возможности изменять расстояние до педалей и угол наклона спинки сиденья вполне достаточно, чтобы устроиться комфортно. Напомню, что, как и во всех версиях Multivan, органы управления и приборы расположены удобно.
Комфорт превыше всего
VW Multivan California — один из тех редких автомобилей, при описании ходовых качеств которых обычные требования к подвескам или к рулевому управлению, пожалуй, не применимы. Потому что все здесь заведомо подчинено одному: удобству экипажа. Ну, да — легкий руль хотя и тяжелеет с ростом скорости, но обеспечивает четкой обратной связи. Потому, наверное, что важно крутить баранку не столько быстро, сколько долго, и — не утомляясь. Кузов заметно кренится в поворотах, но супчик, сваренный любимой женой, не упадет с плиты, а неровности дороги не станут слишком досаждать. Ведь важно ехать далеко, а не быстро. АVтомобиль и предназначен для загородной, а не городской езды. А как раз на прямых California ведет себя вполне уверенно, демонстрируя способность отлично «держать дорогу» и следовать строго заданным курсом.
Конечно, разгон такого тяжелого автомобиля с дизельным силовым агрегатом мощностью всего 102 л. с. стремительным не назовешь. Но лишняя прыть дому на колесах — только во вред. Для него важно другое. Например, что за городом двигатель потребляет лишь 7 литров дизтоплива на 100 км пробега. Что объем топливного бака составляет 80 литров, а, стало быть, на одной заправке можно проехать больше тысячи километров. Еще важно, что передачи 5-ступенчатой механической КПП переключаются четко и мягко, а педаль сцепления вполне информативна. И тормоза хороши: сама педаль в меру мягкая, но остановить California можно, кажется, с любой скорости. Разумеется, есть и АБС. Наконец, автомобиль имеет вполне подходящий для российских условий клиренс — 180 мм. Кроме того, можно заказать полноприводную версию, что придется особенно по душе заядлым любителям рыбалки или охоты.
Культура передвижения
Одно забавное наблюдение насчет того, как используются дома на колесах в России. Один такой — огромный, американского производства — вот уже два года украшает стоянку неподалеку от моего дома. Принадлежит он явно весьма состоятельному господину, имеющему еще несколько автомобилей. За все это время мне ни разу удалось видеть, как этот «дом» выезжает со стоянки, или возвращается после дальней дороги. Зато не однажды я замечал, что двигатель запущен, а внутри отдыхает добрая компания. Что ж, можно найти ему и такое применение. Все дело, вероятно, в том, что в нашей стране пока нет традиции использовать такие средства передвижения вообще, и по прямому назначению — в частности. Если угодно, нет культуры передвижения в автодомах.
Однако все меняется, благосостояние людей растет одновременно с тягой к путешествиям. И Multivan California — первая ласточка, причем весьма нам подходящая. Поскольку не пугает, повторю, габаритами и обеспечивает при этом оптимальный комфорт. Правда, стоит Volkswagen California, можно сказать, не дешево — 58300 Евро. С другой стороны это существенно меньше стоимости настоящего американского дома на колесах, да и гарантия на автомобиль — 3 года без ограничения пробега.
Внимательный читатель, однако, спросит: а при чем тут собака, упомянутая в заголовке? А что — собака? Ей ведь не нужно отдельного кресла, она вполне может разместиться в качестве пятого члена экипажа на свободном пространстве, скажем, на полке-матрасе — со всеми удобствами, или под ней. Тут уж хозяину решать — брать ее с собой в дорогу, или нет. По мне, так и собака в доме не помешает…
Андрей Осипов
Краткие технические характеристики VW California
Объем двигателя, куб. см.: 2461
Количество клапанов на цилиндр: 2
Мощность, л. с. при об./мин.: 102/3500
Макс. Крутящий момент, Нм/при об. мин.: 250/1900 — 2300
Разгон до 100 км/ч, с.: 19,1
Максимальная скорость, км/ч: 154
Средний расход топлива л./100 км.: 8,1
Объем топливного бака, л.: 80
Габариты, мм.: 4789х1840х1990