Volvo, представив на рынке полноприводную версию модели S60, сделала знаменательный для себя шаг. S60 AWD, обладая характерными для автомобилей этой марки респектабельностью и безопасностью, сполна удовлетворит и водительские амбиции.
Ответ на вопрос, с каких позиций подойти к оценке S60 AWD, значится в словах вицепрезидента Volvo Cars Ханса Густавсона: «Владелец спортивного седана использует полный привод в основном ради повышения устойчивости и стабильности, а не проходимости». Вот вам ключевые слова: стабильность и спортивность.
Наш автомобиль оснащен пятицилиндровым двигателем объемом 2,4 л с турбиной низкого давления и пятиступенчатым «автоматом». В системе полного привода использована муфта с электронным управлением Haldex. Привод на колеса задней оси подключается при пробуксовке передних. При разнице в сцеплении больший крутящий момент подается туда, где есть опора.
АVтомобиль с первого взгляда располагает к себе. В нем нет внешней грубоватости или сердитой насупленности, свойственных некоторым его одноклассникам. Походя отмечаем бросающуюся в глаза деталь — наличие полноценных стеклоочистителей фар. Это гораздо лучше для езды зимой, нежели модные в последнее время форсунки.
Салон автомобиля оформлен в светлых тонах, что даже при сильно развитом центральном тоннеле помогает избежать ощущения тесноты. Электрорегулируемые сиденья — с боковой поддержкой. Обзор с водительского места хорош во всех направлениях. Приборная панель не перегружена и читается легко — центральное место на ней занимают равновеликие спидометр и тахометр. В целом ощущение от салона легкое и позитивное.
С погодой в день теста исключительно «повезло»: над городом нависли свинцовые тучи, потоки дождя периодически сменялись завесой мокрого снега. В другой раз это бы, наверное, расстроило, но сейчас мы высмотрели для себя шанс погонять машину по всем типам покрытия, кроме сухого асфальта, который для автомобиля с полным приводом не особо интересен.
В порядке отступления заметим: ставшее в последнее время модным оснащение дорожных машин системами полного привода повышает приемистость на скользком покрытии и улучшает устойчивость в поворотах, однако имеет и оборотную сторону — если автомобиль все-таки вышел за грань дозволенного, «поймать» его несравнимо сложнее, чем моноприводный. А стандартных способов выхода из заноса, одинаково применимых к различным автомобилям, даже при нынешнем разнообразии систем не существует. Поэтому постараемся обратить особое внимание на аспект безопасности и предсказуемости в поведении S60 AWD.
Несмотря на слякоть, трансмиссия позволяет при старте использовать всю мощь двухсотсильного двигателя. Задержек при подключении задней оси практически нет. Разгон — аки посуху. Мотор демонстрирует хорошую тяговитость во всем диапазоне оборотов. АКП работает быстро, тихо и плавно. При нажатой до отказа педали газа двигатель имеет возможность выкручиваться до пика. Режим Kick Down включается с минимальной задержкой, позволяя непринужденно набрать скорость для обгона.
Обратила на себя внимание работа «автомата» в ручном секвентальном режиме: задержки при переключении передач ощутимы настолько, что к этому требуется приноровиться. Опция, вероятно, окажется полезной скорее в случае проблем с проходимостью на скользком покрытии, нежели для увеличения динамики автомобиля.
В обыденных ситуациях при управлении нашим S60 AWD пригодятся навыки, полученные при езде на переднеприводных автомобилях. Но должны предостеречь: требуется привыкание к новому соотношению разгонной и тормозной динамик. К слову, тормоза у S60 мощные и информативные, а вот работа АBS разочаровала: при торможении как на асфальте, так и на грунте система функционирует с громким треском, неравными интервалами и сильной отдачей на педаль тормоза.
В пологих поворотах поведение автомобиля стабильно, даже неровности дорожного полотна и провокации педалью газа не сбивают машину с намеченной кривой. Благодаря тому, что подвеска соединяется с кузовом через подрамники, а в креплениях применены виброизолирующие опоры, мелкие неровности практически не ощущаются.
Подход, примененный при проектировании S60, вообще достаточно интересен. Дело в том, что основой здесь служит платформа Volvo S80. Поскольку «донор» — автомобиль более тяжелый, использование в конструкции S60 сайлентблоков, стоек амортизаторов и других деталей подвески от него автоматически привело к тому, что узлы, уже знакомые по представительскому комфортабельному седану, на машине классом ниже демонстрируют жесткое спортивное поведение. Вопрос о прочности и долговечности деталей, изначально спроектированных в расчете на более тяжелые нагрузки, пояснения, думаю, не требует.
Отрезок будущей кольцевой дороги, недавно пущенный в эксплуатацию, послужил хорошим полигоном для оценки S60 AWD на высоких скоростях. Газ — в пол, следим за спидометром. Стрелка упорно ползет вправо, вот уже и 170 км/ч позади. Дальше за показаниями приборов можно наблюдать лишь мельком — очень много внимания требует дорога. АVтомобиль легко набирает 200 км/ч, мы на шоссе одни, но долго на этой скорости не продержишься. Реактивное усилие на руле слабеет, хотя баранка сохраняет чувствительность.
Лучшее шоссе в окрестностях Питера оказалось явно недостаточно ровным для «эски». Подвеску хочется помягче, руль поупруже, аэродинамическую разгрузку поменьше. На шоссе европейского класса поведение автомобиля будет, скорее всего, иным. Сейчас же положение в районе максимальной скорости становится шатким, а удержание автомобиля на прямой требует именно пилотирования, а не руления. Для обретения уверенности нужно спуститься до 180-170 км/ч.
Более-менее разобравшись с тезисом о стабильности автомобиля, заезжаем на площадку, где можно будет почерпнуть недостающие сведения о его спортивности. Покрытие — асфальт под тонким слоем снега вперемешку с водой.
Атакуем поворот. Резкий импульс рулем под сброс газа, и сразу — педаль в пол. Чем ответит машина на такую провокацию? Ноль эмоций. Нордическое движение по дуге с нейтральными тенденциями к заносу или сносу, крены минимальны. Сбалансированность S60 AWD действительно на высоте.
При следующей попытке «ломаем» автомобиль ручником. Не зря он столь доступен — легкого движения рукой достаточно для блокировки задних колес. Скользим! Что нам в этой ситуации подкинет хитроумный Haldex?
Признаться, уже приготовились снести всю разметку поворота и не сочли бы это неприличным для первого знакомства с управляемым электроникой полноприводным автомобилем. Но он идет как на ралли, точно корректируется рулем и газом, держать его в рамках коридора не составляет труда. С машиной можно делать все, что заблагорассудится, и она не подводит, выполняет малейший каприз водителя.
Настороженность в наших взаимоотношениях все больше уступает место доверию. Хотелось бы чего-то еще? Да. Механическую КП. Но, надо признать, и машина с «автоматом» способна доставить массу удовольствия.
Все, пора. Выход. Стабилизация происходит резко, будто автомобиль встал на рельсы. Для точного завершения поворота необходима лишь быстрая коррекция рулем.
Volvo S60 AWD, похоже, живет в двух намертво отделенных друг от друга полюсах: максимальной стабильности на одном и езды в скольжениях на другом, и чтобы перейти грань, потребуется серьезное воздействие либо грубейшая ошибка водителя.
В ближайшее время на эту модель планируют установить полноценную систему динамической стабилизации (DSTC), что должно еще больше застраховать и без того не склонный к сюрпризам автомобиль от возможного попадания в нештатные ситуации. Что же до пассивной безопасности, то она находится близко к уровню S80.
Можно ли довериться новому Volvo? На мой взгляд, безоговорочно — приятно, когда тебя понимают.
Текст: Дмитрий Соколов