Volvo XC90 со стартовой ценой на уровне Audi Q7? То, что еще вчера воспринималось бы неуместной шуткой, сегодня — реальность. Но и ХС90 новый. И сама марка Volvo во многом становится другой.
«За четыре года Volvo полностью обновит свой модельный ряд», — Лекс Керссемакерс, старший вице-президент шведской компании ответственный за стратегию продукта, очертил горизонт задач на церемонии по случаю мировой премьеры ХС90 new.
Появившийся затем на сцене комплекса «Artipelag» в пригороде Стокгольма виновник торжества вполне отчетливо обозначил, чего нам ждать от новой генерации моделей Volvo. В меньшей степени это касается стайлинга экстерьера. Томас Ингенлат, вице-президент компании по вопросам дизайна, определив ХС90 new как образец «спокойной красоты», затем передоверил своим замам общение с журналистами. И не случайно. Летом 2012 г., когда экс-директор дизайн-центра концерна VW в Потсдаме принял от Питера Хорбери бразды правления стайлинг-департаментом Volvo Cars, прототип ХС90 new был уже в основном готов. Новый марочный стиль, заявленный Ингенлатом в трех эффектных концептах 2013-2014 гг., в полной мере проявится в последующих моделях, а ХС90 new еще до официальной премьеры пережил легкий рестайлинг, получив фары «от Ингенлата» с характерным внутренним кроем в виде молота Тора — бога грома и бури в германо-скандинавской мифологии. В целом же внешность модели выполнена в эволюционном ключе, что вполне объяснимо.
Стайлинг кузова первого ХС90 — даром, что создан еще на финише прошлого века! — так и не «состарился», и преемственность тут явно не порок, а благоразумный выбор. Если что и изменилось в экстерьере радикально, то это степень его «шлифовки» во благо экономичности/экологичности: коэффициент аэродинамического сопротивления модели снижен с 0,36 до 0,30.
Градус перемен куда выше в интерьере. Глобальное потепление растопило ледок традиционного «вольвовского» минимализма, который теперь заключен в резервацию на центральной консоли, где место набора кнопок занял интегрированный планшет.
В целом же салон ХС90 new обвенчали с роскошью в привычном понимании этого слова. Легко догадаться, откуда пришли новые веяния.
Молва упорно указывает в сторону Китая. Ли Шуфу, патрон холдинга Geely, частью которого с 2010 г. является Volvo Cars, настойчиво пытается превратить шведскую марку в прямого конкурента Большой германской тройки, и степень премиальности отделки салона ХС90 new — тому подтверждение. К тому же КНР уже потеснила США с позиции рынка №1 для Volvo, а «новые китайцы» к роскоши относятся не менее трепетно, чем «новые русские»…
Но кожа наилучшей выделки, натуральное дерево и даже хрусталь в салоне еще не гарантия зачисления в одну лигу с «немцами». В Volvo Cars это прекрасно понимают и потому полностью переписали технический портрет марки и ХС90, в частности. В основе вседорожника и всех последующих моделей Volvo — новая, модульная платформа SPA, адаптированная для установки хайтековых систем самого разного назначения. Немалая часть из $11 млрд, вложенных в техническое перевооружение, пошла и на создание линейки 2,0-литровых наддувных «четверок» семейства Drive-E. А где «шестерки» и «восьмерки», необходимые для конкуренции с «немцами»? Их нет и не будет. Volvo-альтернатива — гибридная силовая установка Twin Engine с возможностью подзарядки батарей и от сети. У Т8, топ-версии ХС90 new, тандем ДВС и электромотора, приводящего заднюю ось, выдает порядка 400 л.с. и 640 Нм. «Силовой» уровень моделей-конкурентов с V8! Достойно на фоне «немцев» смотрятся и показатели (230 км/ч; 6,9 с для разгона 0-100 км/ч) версии Т6 AWD с 320-сильным бензиновым двигателем. А дизельный D5 AWD (225 л.с.; 220 км/ч; 7,8 c) в заочном споре переигрывает «тевтонов» с сопоставимыми по отдаче «соляроядными». У ХС90 new T5 другая миссия. Стартуя с чуть более низкой «бензиновой» точки (254 л.с.), чем «немцы», эта версия, видимо, за счет более привлекательной цены должна обеспечить модели Volvo дополнительный спрос. Шведские «зеленые» козыри тоже выглядят убедительно, а у версии Т8 с ее 60 г СО2 на км – просто убойными. Экономить топливо и сбить выбросы парниковой двуокиси углерода у всех ХС90 new помимо новых двигателей помогают АКП8 (стандартное оснащение) и сниженный (≈200 кг vs Audi Q7) вес авто- мобиля.
Как и конкуренты, «швед» из категории вседорожников, но его «внеасфальтовый» потенциал выше. Уже с базовой пружинной подвеской клиренс ХС90 new — 237 мм, тогда как у Audi Q7 и BMW X5 стандартный дорожный просвет не превышает 210 мм. А ведь теперь для модели Volvo доступна и пневмоподвеска! В режиме «Off Road», который активируется на скоростях до 40 км/ч, клиренс «шведа» вырастает до очень внушительных 267 мм. Вместе с «умной» трансмиссией 4х4, системами автоматического удержания ХС90 new на месте при старте на уклоне и подтормаживания на спуске это хорошее подспорье там, где еще не прошел асфальтоукладчик.
Разумеется, создатели ХС90 new взяли все самое ценное и из наследства предшественника, а взяв, усовершенствовали. Это касается и трансформации салона и, конечно, безопасности. Вольвовцы намерены к 2020 г. свести к нулю случаи тяжелых травм и гибели пассажиров новых моделей марки. ХС90 new делает в этом направлении решительный шаг, предлагая самый обширный в сегменте «стандартный» набор систем безопасности.
Premium (100%-й, без оговорок) уровень исполнения предполагает и соответствующую цену автомобиля. Полноприводный ХС90 D5 new обойдется минимум в 2 830 000 руб. Т6 в топ-варианте First Edition, который был доступен для заказа с 18.00 ч МСК 3 сентября на сайте www.volvocars.com, оценивался в 5 028 000 руб. Стоимость других версий, как и комплектации XC90 new для российского рынка, обнародуют в октябре. «Живые» автомобили появятся у дилеров в марте/апреле 2015 г. Тогда и решится, примут ли покупатели игру Volvo на повышение.
Долгожитель
11 июля 2014 г. 636 143-й и последний из выпущенных заводом в Торсланда (Швеция) ХС90 первого поколения отправился прямиком в музей Volvo. Заслуженно. Для модели возрастом более 12 лет «девяностый» до последнего держался бодрячком. Даже в 2014 г, когда было известно о скором запуске модели нового поколения, глобальные продажи ветерана за семь месяцев снизились лишь на 4% (13 264 экземпляра), а в России по итогам полугодия модель все еще входила в марочный Top3! И дело не только в привлекательном соотношении цена / качество / «количество» автомобиля. Дизайн от Дага Фрэшера из Калифорнийского центра Volvo оказался на редкость «долгоиграющим». Отлично трансформируемый салон и просторный, с ровной площадкой при сложенных сиденьях грузовой отсек — тоже ценности вневременные.
А прорывные решения в области безопасности, такие как системы предотвращения опрокидывания и смягчения его последствий плюс защищающие пассажиров всех трех рядов сидений надувные занавесы позволили «шведу» и на втором десятке лет входить в одну из лидирующих групп в рейтинге IIHS, Американского страхового института дорожной безопасности! Кстати, США являлись самым крупным рынком для ХС90 I (около 39 000 проданных автомобилей в 2004 г.). А в мире в пиковые 2004-2007-е вседорожник Volvo расходился ежегодно тиражом около 85 000 экземпляров, что значительно превышало первоначально планировавшийся уровень в 50 000 реализованных ХС90 I. Впрочем, история славной модели продолжается. По крайней мере, в Китае. Там вседорожник Volvo под обозначением ХС90 Classic вскоре встанет на конвейер совместного с Geely предприятия в городе Дацин.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПАСЬЯНС
В трансмиссии 4x4 «негибридных» версий используется «умная» муфта Haldex V. В обычном режиме почти вся тяга для экономии топлива передается на переднюю ось. В случае ее пробуксовки до 50% (65% у прежнего ХС90) крутящего момента перебрасывается на вторую пару колес.
Для множества вариантов платформы SPA фиксированным является лишь расстояние от передней оси до перегородки моторного отсека. Остальные секции позволяют варьировать базу, колеи, величину свесов и высоту кузова. Спектр моделей — от малого среднего до бизнес-класса.
Впятеро VS предшественника увеличено число элементов кузова из легкой сверхвысокопрочной борсодержащей стали. В частности, из нее выполнен каркас безопасности. Опоры передних амортизаторов, поперечина и краш-боксы за передним бампером — алюминиевые. Это позволило снизить вес раздавшегося в длину и ширину автомобиля более чем на 125 кг.
Текст: Михаил Козлов
Фото: Михаил Козлов, Volvo Cars