Тесты квадроциклов – весьма увлекательное занятие. Во всяком случае, для меня. Эта техника предоставляет гораздо больше свободы, чем подавляющая масса мотоциклов. А может, и не больше… Но, ограничители в голове отключает напрочь. Ну, разве стал бы я в здравом уме проверять, сможет ли Polaris Sportsman 850 XP заехать на дерево?
Если рассуждать о классификации, то этот квадроцикл представляет собой одноместный аппарат для внедорожного туризма. Несмотря на внушительный рабочий объем двигателя и высокую заявленную мощность, он не демонстрирует навязчивой «пистолетной» резкости. Как истинный покоритель больших расстояний вне асфальтовых лент, Polaris Sportsman 850 XP преследует принцип «ехать и отдыхать». Вот и мы поедем… отдыхать.
Внешний вид квадроцикла нетривиален. Характерные элементы вроде ярко выраженных граней и «зубцов» производят впечатление, что дизайнерам выдали топор и линейку, запретив пользоваться другими инструментами. Довольно креативный и, можно даже сказать, популярный подход. Во всяком случае, дизайнеры компании КТМ уже давно предпочли этот метод всем остальным. Но, как ни странно, Sportsman 850 XP не выглядит агрессивно. Впрочем, на деревенского увальня он тоже не похож.
Первым из основных достоинств квадроцикла является двигатель. Это 850 кубовый его восьмиклапанный «твин» с впрыском топлива и, разумеется, жидкостным охлаждением. Подачей воздуха управляют две дроссельных заслонки диаметром по 40 мм каждая, механически связанные с курком газа. Мотор сагрегатирован с электронно-управляемым вариатором (PVT), который является вторым достоинством модели. Примите это как данность, о причинах сего утверждения я расскажу позже.
Сев в седло, я добавил в копилку достоинств аппарата еще один пункт – удобство водительского места. Вдаваясь в красочные сравнения, можно сказать, что ощущения сродни процессу восседания на помпезном троне. К счастью, в отличие от монарха, райдер на Polaris Sportsman 850 XP избавлен от бремени подпирать головой тяжеленную корону. Возможно, виной подобной аналогии является внушительная высота по седлу (940 мм). Это один из наибольших показателей в классе.
Прямо перед глазами водителя находится огромная жидкокристаллическая панель, на которой отображается безумное количество информации. Благодаря крупным цифрам и буквам, а так же их правильному размещению, информационное табло хорошо читается. После часа-другого езды хватает беглого взгляда, чтобы узнать все необходимые сведения.
С первых метров движения этот квадроцикл демонстрирует мягкость во всем: в старте с места, в преодолении препятствий, в реакции на курок газа. Разумеется, конструкторы могли «разозлить» этот аппарат: перенастроить карты впрыска и зажигания, изменить алгоритм работы вариатора, поджать подвеску… Но не сделали. Потому что не «по-туристически» это все. Например, недавно протестированный BRP Outlander 800 Max XP (МД №78) не хотел ассоциироваться у меня с оффроадным туризмом ввиду по-спортивному резкого двигателя. Его характер был хорош для езды в управляемом заносе и «выстрелов» с трамплинов. Но, не считайте, что Sportsman 850 XP – слабак. Лошадиных сил и крутящего момента у него даже больше. Просто он не вываливает на вас все сразу, и этим интересен.
До ближайшего леса предстояло преодолеть несколько километров пути по относительно ровному рельефу. На нажатие курка газа квадроцикл ответил мощным, но плавным разгоном. Вариатор меняет передаточное соотношение при движении, в результате чего двигатель снижает рабочие обороты при неизменной скорости. Если впереди простерлись сотни километров бездорожья вдали от цивилизации, то подобный режим поможет сохранить часть топлива.
Благодаря независимой подвеске всех четырех колес, которые качаются на двойных A-образных рычагах, квадроцикл мягко преодолевает препятствия. Кроме того, это один из немногих случаев, когда я остался полностью доволен штатными амортизаторами на квадроцикле данного класса. Впрочем, им еще предстоит показать себя в спортивном режиме эксплуатации, поэтому хвалебные оды петь рано.
Въезд в лес ознаменовался длинным подъемом. Sportsman 850 XP играючи взлетел вверх. Для его двигателя это все равно, что таблица умножения для кандидата физико-математических наук. Приближаясь к высшей точке, я утопил курок газа, в результате чего квадроцикл оторвал от земли переднюю пару колес, и часть траектории проложил по воздуху. Впрочем, через несколько метров гравитация взяла свое, вернув Polaris на землю. Приземление прошло настолько мягко, что я даже пропустил момент касания колес с «посадочной полосой».
Впереди простерлись километры длинных прямиков, крутых поворотов, оврагов и местами – густого подлеска. На извилистой лесной грунтовке пробую глубину курка газа, чтобы понять насколько силен 850 кубовый «твин». В режиме 2WD задние колеса выбрасывают в воздух фонтаны земли, и за квадроциклом какое-то время тянутся две неглубокие канавы. А после происходит самое интересное: Sportsman 850 XP начинает разгоняться по-настоящему. Цифры на огромной ЖК-панели мелькают со скоростью мелькающих мимо стволов деревьев. Примерно после 80 км/ч мне пришлось отвлечься от спидометра и полностью переключить свое внимание на дорогу, дабы избежать близкой встречи с «гостеприимными» дубами. Максимальную скорость проверить так и не удалось. Для этих целей лес оказался тесноват.
Зато, прозевав левый поворот, я смог оценить тормозную систему. Нажав на все что было, я почувствовал как квадроцикл «поплыл» на заблокированных колесах. Ввиду наличия 356 килограммов сухой массы (а, соответственно, полной – под 500), Sportsman 850 XP не может похвастаться коротким тормозным путем – я ощутил это в полной мере, наблюдая за быстро приближающимся краем поворота. Тем не менее, к самой тормозной системе нареканий нет. Она обладает достаточной производительностью и информативностью.
Приближаясь к точке начала руления, я понял, что скорость входа в поворот высоковата, если работать одним лишь рулем. Выход был один – максимально свеситься внутрь траектории и резко добавить газ. Электронно-управляемый вариатор правильно понял команду и не стал сглаживать отклик двигателя. Задние колеса сорвались в пробуксовку, зад квадроцикла повело вправо, и Sportsman 850 XP прописал поворот в управляемом заносе с минимальным боковым креном. Подобная стабильность – заслуга не столько подвесок, сколько стабилизаторов поперечной устойчивости.
Подлечить расшатавшиеся нервы я решил на изрытом оврагами участке. Вверх-вниз-вверх-вниз… На длинном спуске проверил систему Down Hill, которая контролирует процесс путем регулирования тяги двигателя и, отслеживая положение колес – в таком режиме можно съезжать вниз, не прикасаясь к органам управления. Впрочем, метров через двадцать этот «автопилот» притомил меня своей осторожностью, и я включил «ручное управление».
Во время тест-драйва на пути попался только один сложный участок. Это был подъем, загроможденный поваленными деревьями и оставшимися от них пнями. Ко всему прочему, бревна были влажными и скользкими после недавнего дождя. Окинув взглядом полосу препятствий, я всерьез усомнился в способности Sportsman 850 XP взобраться наверх. Но, свои сомнения я все же, решил проверить.
Неохотно, буквально по метру, преграда сдавалась под натиском полного привода, пониженной передачи и 305-мм клиренса. На особо сложных участках приходилось спешиваться и помогать передним колесам заехать на очередной скользкий ствол. Несмотря на прохладную осеннюю погоду, мне стало чертовски жарко. Иногда приходилось помногу раз сдавать вперед-назад и проделывать чудеса маневренности в ограниченном пространстве. Благодаря четко работающему селектору и внушительному вывороту руля, эта задача оказалась проще, нежели ожидалось. Единственное, что внушало опасения, это отсутствие защиты рычагов подвески.
Вскоре градус уклона уменьшился и дела пошли лучше. А еще через несколько минут подъем остался позади. Браво! Не ожидал от полутонной «тушки» такой проходимости. Для полноты ощущений следовало бы загнать квадроцикл в болото, но… чего нет, того нет. В самой глубокой из встреченных луж не получилось даже серьезно запачкаться, что уж там говорить о большем. Я сильно сомневаюсь, что Polaris Sportsman 850 XP будет использоваться для транспортировки 680-килограммвого прицепа (как указано в мануале), но вот передний и задний багажник с допустимой нагрузкой в 55 и 110 кг соответственно – «самое то» для нужд туриста-внедорожника. На внушительных платформах поместится и палатка со спальником, и немалый запас бензина. Ну, а комфорта во время ночных поездок добавят три фары, которые создают неплохой уровень освещенности.
Если проводить автомобильную аналогию, то Polaris Sportsman 850 XP соответствует машине класса «люкс». После тесного и длительного «общения» с этим квадроциклом остается ощущение гармоничности и целостности. Обладая самодостаточностью титанового шара, он является логически завершенной конструкцией. Выражаясь простым языком, его динамика разгона соответствует динамике торможения, реакция на газ аналогична реакции на руль, а общая его суть нашла свое отражение в форме.
Текст: Сергей Кузнецов
Фото: Андрей Шленчак