Злейшие конкуренты – Honda TRX 680FA и Yamaha Grizzy 700 – в нашем сравнительном тесте. И почему российский Stels ATV 700 вдруг стал конкурентом японской технике?
Присутствие при сравнительном тесте Honda TRX 680FA и Yamaha Grizzly 700 еще и Stels 700 противоречит всем маркетинговым правилам. Но покупателям нет никакого дела до этих правил.
Предположим, что у кого-то имеются 500 000 руб., которые он готов потратить на приобретение утилитарного квадроцикла. Думаете, господин сразу побежит в дилерский центр под вывеской известного бренда, чтобы расстаться со своим капиталом? Года 2–3 назад в большинстве случаев именно так и происходило. Сейчас же иная экономическая ситуация – это во-первых. Следующий момент. В России мало-помалу складывается свое квадроциклетное движение, ничего общего не имеющее с тем, для чего изначально задумывался ATV (All Terrain Vehicles) как вид специализированного транспорта. 90% отечественных владельцев утилитарных ATV не используют его по прямому назначению – для обслуживания частных малых ферм и сельскохозяйственных работ. Наши квадроциклисты на своих мотовездеходах сугубо развлекаются, устраивая малые и затяжные пробеги по лесам, болотам и горам. Охоту и рыбалку тоже причислим к разряду развлекалок. И согласитесь, потратить полмиллиона рублей на редкие покатушки выходного дня морально гораздо сложнее, чем 250 000 рэ. Это я к тому, что на российском рынке ATV сегодня появилась масса альтернативных предложений от азиатских производителей. Продавцы «китайчегов» в один голос кричат, что, мол, за цену в два раза меньшую они предлагают квадроциклы по техническим параметрам аналогичные американским и японским. Хочешь не хочешь, а сей хор мимо своих ушей трудно пропустить. Несмотря на все доводы рационального мозга, мы продолжаем верить в чудеса и в то, что халява все-таки где-то существует. Плюс – даже начинающие квадроциклисты прекрасно понимают – в стоковый аппарат придется вложить еще от 60 000 до 100 000 рублей. Дополнительная защита, кофры, лебедка, новые грязевые покрышки увеличенного радиуса – без этого арсенала о каком-то серьезном штурме бездорожья и мечтать нечего. В общем, суммируя выше сказанное и забывая о всяких ценовых сегментах рынка, уровне авторитетности того или иного товарного знака и т. д., мы и включили в сравнительный тест японских квадроциклов Honda и Yamaha аппарат Stels 700, собранный у нас в России из тайваньских комплектующих.
Honda TRX 680FA
Модель TRX 680FA – флагман семейства утилитарных мотовездеходов Honda. Только инженерам Honda удалось подружить свои квадроциклы с гидравлической трансмиссией. Вот главные козыри TRX 680FA против однополчан от других производителей: надежный, как угольный утюг, и лучший по управляемости в своем утилитарном классе. Обратная сторона медали: конечно, можно говорить о гидравлической трансмиссии как о более надежном механизме, чем вариатор. Однако если порванный ремень вариатора – лишь досадная и легко поправимая неприятность, то выход из строя гидротрансформатора – смертельный приговор.
По официальной информации, у Honda TRX 680FA в нашем сравнительном тесте самый маломощный мотор. Но на укатанной снежной дороге я лично этого не заметил. Мало того, по динамике старта Honda TRX 680 даже претендует на лидерство. Продольное расположение двигателя, заниженный клиренс наделяют аппарат такой сбалансированностью, что, нажав на курок газа до упора, ты не сомневаешься – аппарат останется под контролем в любой ситуации. Ну, или почти в любой. TRX 680FA, великолепно показав себя на подготовленной трассе, начал интенсивно сдавать завоеванные позиции в условиях реального бездорожья. Отсутствие пониженной передачи не раз вводило в уныние. К работе самоблокирующегося дифферен-циала регулярно возникал вопрос: включился он или нет? Это напрягало. А на снежной целине TRX 680FA вообще раньше всех безвольно «садился на брюхо»…
Yamaha Grizzly 700
Модель Grizzly 700 давно стоит на конвейере – все «детские болезни» успели вылечить. Это первая в мире модель квадроцикла, на которую года три назад серийно стали устанавливать рулевой электро-усилитель. Поездив на Grizzly 700, я совсем не удивился легкости его управления. Удивился другому. После поездки я начал было рассуждать, как классно аппарат рулится с усилителем. Тут-то меня и поправили, сообщив, что на тестовом «квадрике» усилителя нет.
На трассе Grizzly дорогу держит несколько хуже, чем TRX 680FA, что вполне объяснимо. У Grizzly центр тяжести выше, ходы подвесок больше, да и колесная база меньше. Вот его слегка и «колбасит» по укатанным ухабам-кочкам. Зато на бездорожье Yamaha на все 100% безусловный фаворит.
Полноценный утилитарный вездеход со всем набором бездорожных деликатесов. Ручная активация полного привода и блокировки дифференциала, понижающая передача, плюс кнопка Override (повышение оборотов в режиме полной блокировки дифференциалов). В дефиците мощности мотор Grizzly не обвинишь. 4-тактный инжекторный двигатель уверенно «тащит» квадроцикл практически на любых оборотах. Отмечу, что, невзирая на всю свою утилитарную сущность, Grizzly бодрячком держится в экстремальных прыжках. Во всяком случае, лично мне его подвеску так и не удалось «пробить». Аналогичное издевательство Honda TRX 680FA встречала непременным стуком «пробитых» амортов.
Stels ATV 700
Много пластика, много железа. На фоне поджарых, субтильных японских «квадриков» Stels ATV 700 выглядит этаким деревенским громилой.
На бумаге двигатель Stels по мощности превосходит своих оппонентов в данном тесте. В реальности ни о каком превосходстве (по максимальной скорости, динамике разгона и тяге) квадроцикла Stels и речи быть не может. Хотя стоит признать, что сам по себе тайваньский двигатель очень неплох. Вполне возможно, он и мог бы оказать достойное сопротивление силовым установкам Grizzly и TRX 680FA, но раздутые габариты загубили на корню светлую инженерную мысль тайваньских мотористов.
По маневренности Stels – аутсайдер. Спасибо растянутой колесной базе. И если на прямой квадроцикл недурственно цепляется за дорогу, то со скоростным прохождением гряды неровностей и камней надо быть поосторожнее. Там, где Yamaha c Honda проскачут сайгаками, на Stels благоразумнее скорость сбросить. Дуэт «японцев» уйдет недалеко, Stels догонит их быстро и возьмет свое в тягучей грязи. Ведь он уже в стоке комплектуется лебедкой и «взрослой» резиной Maxxis Big Horn. Да и клиренс в 340 мм из минуса превращается в плюс.
Вот какие явные огрехи выявились по ходу теста: пластик на морозе становится хрупким, подножки не выдерживают силовых нагрузок и трескаются, селектор передач работает не четко.
Резюме
Honda TRX 680FA – самый комфортный аппарат. Его стихия – фанский драйв на скромном бездорожье.Yamaha Grizzly 700 – полноценный утилитарный квадроцикл без всяких оговорок. На нем смело можно нырять в самые непроходимые дебри. Вывезет по любому.Stels – адекватен своей цене. Вменяемый мотор, крепкая ходовая и гипертрофированная утилитарность. Короткая история существования не позволяет говорить об уровне надежности
Текст: Журнал «Автомобили»