Для любителей экстремального вождения лучше всего подходят спортивные автомобили, для бизнесменов — комфортабельные и престижные седаны. Для рыбаков, охотников и прочих активно отдыхающих — внедорожники, а вот что лучше всего подходит для путешествий? Конечно же минивэны! Но только самые-самые большие — такие, как Mercedes-Benz Viano…
Если говорить о размерах, то «Виано» — это флагман «легкового» модельного ряда Mercedes-Benz. На самом деле: длиннобазный S-класс в нынешнем поколении на дороге занимает 5.165 миллиметров, а Viano в своей топовой модификации с самой длинной колесной базой — целых 5.220 мм! Кстати, по длине колесной базы «Виано» также вне конкуренции — в зависимости от модификации она может составлять 320 и даже 343 мм…
АVтомобиль, о котором пойдет речь в данном материале — это представитель уже второго по счету поколения полноразмерных минивэнов от Mercedes-Benz. Первый появился в 1995 году, правда, назывался он тогда иначе, по-легковому — V-class. А коммерческий грузовичок, который использовался в качестве основы, обозначался как Vito. Обе версии имели примерно схожую внешность (с небольшим «декоративным» уклоном на люксовых версиях), были практически идентичны в конструктивном плане и даже выпускались на одном заводе в Испании.
Нынешнее поколение дебютировало в прошлом году, но первый экземпляр нового Mercedes-Benz Viano добрался до Минска только этой весной — его белорусский дебют состоялся на «Моторшоу 2004». Собственно, именно этот автомобиль, выставлявшийся на стенде Регионального Представительства DaimlerChrysler в РБ, и попал к нам на тест.
Как и ранее, пассажирский Viano базируется на одной агрегатной базе с коммерческим фургоном Vito — дебют обеих версий состоялся одновременно и выпускаются они по-прежнему на одном предприятии.
Но теперь гамма модификаций расширилась многократно. Семейство Vito/Viano предлагается с двумя вариантами колесной базы, с низкой или высокой крышей и даже с различной длиной кузова. По длине автомобили различаются из-за того, что Vito/Viano по желанию заказчика могут иметь задний свес разной длины. Вариант А1 — это стандартная колесная база и 765-миллиметровый задний свес. Вариант А2 подразумевает удлинение заднего свеса до 1.010 мм, при этом колесная база остается неизменной. А вот вариант А3 — это тот же 1.010-миллиметровый задний свес, но уже в сочетании с колесной базой в 3.430 мм. В общем, с учетом возможности заказа высокой крыши общее количество модификаций этого семейства возрастает до нескольких десятков.
Если добавить сюда еще три дизельных и два бензиновых двигателя, сочетаемых либо с 6-ступенчатой механической, либо с 5-ступенчатой автоматической трансмиссией, то становится понятно, что для выбора «своего» Viano нужно долго и кропотливо изучать прайс-листы и списки дополнительного оборудования. Дело доходит до того, что даже двери можно выбирать покупателю — те, что открывают доступ в багажник, бывают двухстворчатыми распашными или в виде одинарной подъемной. И в обоих вариантах они поставляются и с остеклением, и без него.
Основное и самое главное отличие нового Viano от модели предыдущего поколения, если не считать нового дизайна, это изменение компоновочной схемы. Первые V-модели имели поперечно расположенный двигатель и привод на передние колеса, а вот новая модель устроена совершенно по-иному. Двигатель теперь расположен продольно, и привод осуществляется на задние колеса. Почему ушли от переднеприводной схемы? Сложно сказать, ведь и у заднеприводной компоновки имеются свои недостатки. По словам самих мерседесовцев, при создании нового поколения их интересовала, прежде всего, безопасность — продольно расположенный мотор при аварии уходит вниз, под пол, и это позволяет обеспечить безопасность пассажиров. Но мы нашли этому другое, вполне логичное объяснение — классическая компоновка, помимо всего прочего, позволяет сократить расходы на разработку и изготовление автомобиля. Ведь двигатели, скажем, вместе с коробками передач можно позаимствовать у легковых моделей и внедорожников Mercedes-Benz.
Так, кстати, немцы и поступили: все двигатели, кроме базового 88-сильного 2,2-литрового дизеля, позаимствованы у легковушек этой марки. В частности, 150-сильная версия этого мотора, с турбонаддувом и системой непосредственного впрыска топлива c Common Rail, используется на моделях C- и E-класса, а специально для Vito/Viano был разработан его дефорсированный 109-сильный вариант.
Другой двигатель, 3,2-литровый 218-сильный V6 — это вообще «старый знакомый» для всех, кто когда-либо сталкивался с маркой Mercedes-Benz. Этот мотор с тремя клапанами на цилиндр используется практически на всех мерседесовских моделях, а теперь еще — и на «топовом» Viano. Кстати, специально для некоторых рынков была разработана дефорсированная версия данного мотора, развивающая мощность 190 л.с.
К нам на тест попала другая модификация Mercedes-Benz Viano — с длинной базой, но с более экономичным 2,2-литровым 150-сильным двигателем и шестиступенчатой механической коробкой передач. Исполнение скромное — Trend, но благодаря огромному списку заказного оборудования, установленному в данном экземпляре, тестируемый автомобиль оказался роскошнее иных штатовских «бизнес-вэнов». Правда, и цена получилась немаленькая…
Выглядит машина соответственно своей стоимости: серебристый «лайнер» с тонированными стеклами в некоторых ракурсах напоминает «четырехзвездочный» туристический автобус. Длинный, очень длинный и очень большой. Огромные фары, огромная мерседесовская «звезда», огромное по площади лобовое стекло — чем ближе подходишь, тем более огромным оказывается Viano. Впечатляет, нужно сказать. И цвет удачный.
Но сидя внутри, исполинских размеров вэна не замечаешь: ощущения, что управляешь автобусом, нет и в помине. Возможно, потому что обзорность с места водителя очень неплохая — благодаря сферическим зеркалам заднего вида. Они дают отличную картинку с «бортов», а вот внутреннее зеркало пригодилось лишь для визуального знакомства с сидящими на заднем сиденье девушками, а вот задний габарит через него контролировать невозможно.
В остальном рабочее место водителя в Viano превосходно: сидишь высоко, как на троне. Рулевая колонка регулируется в двух направлениях, причем в очень широком диапазоне. Правда, как бы ты ее не регулировал, «приборка» все равно читается не так хорошо, как нужно — ее стекло бликует на солнце, и из-за этого я даже не смог толком ее сфотографировать. А жаль — «приборка» на самом деле красивая.
Рычаг коробки передач в виде «джойстика» понравился по всем параметрам: находится буквально под рукой, четко включается, имеет небольшие ходы. В общем, в пути сам не замечаешь, как меняются передачи — процесс настолько удобен и приятен, что все происходит как бы автоматически.
Кстати, об «автоматизме»… Удивительное дело, но все версии Viano с автоматической 5-ступенчатой трансмиссией оказываются быстрее и динамичнее модификаций с механической коробкой передач. Даже несмотря на разницу в количестве ступеней! К примеру, 150-сильный турбодизельный Viano, подобный тестируемому, с «механикой» разгоняется до «сотни» за 13 секунд, что само по себе является неплохим результатом для полноразмерного дизельного вэна. Но «автоматический» Viano проделывает то же самое заметно быстрее — за 11,1 секунды! Парадокс…
Впрочем, отвлеклись мы что-то от салона. А здесь, между прочим, есть еще на что посмотреть. Mercedes-Benz Viano может иметь от пяти до семи мест, кстати, на тест попала как раз такая, семиместная версия. Кресла расположены традиционно: два в первом ряду, два в среднем, а сзади — трехместный диван. Состоящий, в свою очередь, из одно- и двухместных кресел, собранных в одну конструкцию.
Оба кресла среднего ряда можно по специальным полозьям в полу двигать в продольном направлении, а также разворачивать их против хода, что и было сделано в тестируемом автомобиле. Между ними примостился небольшой бокс, также перемещающийся взад-вперед, который может трансформироваться в небольшой столик — вы можете видеть его на снимке. Кстати, столик можно использовать также и на пикнике — бокс легко демонтируется и вынимается из автомобиля.
Задний диван может просто перемещаться взад-вперед, каждое из кресел в салоне имеет регулировку угла наклона спинки — сейчас такая опция встречается практически у всех однообъемных автомобилей.
Но так же, как и у большинства других вэнов, хорошая идея требует большого таланта для ее удачного воплощения. У «Мерседеса» это получилось, но не совсем. Кресла двигаются, регулируются, складываются и переворачиваются, но какие для этого нужны усилия! Поднять задний сдвоенный диван под силу лишь двум мужчинам, да и одинарное сиденье оказалось очень нелегким — по ощущениям, его вес составляет порядка 35 килограмм.
Еще тяжелее оказалось поставить все на место — для установки каждого кресла в отведенные для него пазы в полу понадобилась нешуточные усилия и определенная сноровка. В конце концов, усилиями трех человек, кое-как всю конструкцию удалось вернуть в первозданное состояние. Странно, неужели нельзя было сделать все как-то проще?
Необычным показалось и то, что демонтированные из салона кресла и задний диван нельзя разложить до тех пор, пока они снова не окажутся на своем «законном» месте. Как вы их защелкнули при складывании, так они и останутся сложенными — попытка устроить «люксовый» пикник оказалась неудачной. Или мы что-то напутали, или немцы сильно перемудрили с конструкцией — в других вэнах кресла и легче, и раскладываются в любых условиях.
Правда, далеко не каждый производитель может предложить потребителю настолько огромный «легковой» вэн. Удлиненная колесная база и высокий потолок превращают Viano в «супер-стрейч-лимузин», на котором можно и в кругосветное путешествие отправиться, и для представительских целей использовать. Одной из причин, кстати, по которой нынешний владелец автомобиля выбрал именно Mercedes-Benz Viano, был его необычайно просторный салон. Пять человек в «пассажирской» половине и еще двое, водитель и штурман, спереди — это вполне нормальный состав, и никто из пассажиров не будет создавать дискомфорта своим соседям. Даже в таком положении, когда кресла среднего ряда установлены «лицом» к заднему дивану, места остается более чем достаточно, поэтому ноги пассажиров не соприкасаются!
Очень впечатлил своими размерами и багажник Viano. Когда открыли заднюю дверь, мне даже показалось, что произошло искривление пространства. Только что сидя в салоне, полностью вытянув ноги вперед, и так и не дотянувшись до кресел среднего ряда, а теперь вижу перед собой еще почти метр свободного пространства! Похоже, что владелец Viano может не ограничивать свою подружку в количестве чемоданов, которые необходимо взять в путешествие — при желании она может везти с собой даже холодильник! И телевизор, и стиральную машину…
Но настоящее откровение — это салон с демонтированными креслами второго и третьего ряда. Тут уж впору считать объем багажника не в литрах, а в кубометрах, как у грузовиков. Впрочем, Viano — это же и есть грузовичок, только в люксовой комплектации. Свободного места — почти четыре метра! Можно перевезти все, что угодно — от мебели и аппаратуры до стройматериалов.
Жаль, что о «коммерческой» родословной Mercedes-Benz Viano напоминает не только объем грузового отсека, но и некоторые другие особенности. В частности, ходовая часть: подвеска откровенно жесткая. Не настолько, как в «маршрутках» «Спринтерах», но все равно с явным «спортивным» уклоном. На стыках и мелких ямах можно почувствовать все: и количество трещин в асфальте, и их размер. И если ровные дороги Viano любит, то наши «направления» ему не очень нравятся, и он спешит сообщить об этом водителю и пассажирам.
Правда, владельцу Viano настройка подвесок нравится: комфорт по-прежнему на уровне, а управляемости мерседесовского вэна позавидуют и французские, и американские модели. По его словам, в повороте машина уверенно стоит даже на скорости порядка 160 км/ч, а уж в городе так и вовсе можно ездить наперегонки с седанами.
Мы с ним согласны: Renault Espace, конечно, мягче и комфортнее, но Viano «рулится» гораздо лучше и практически не кренится на виражах. Даже «змейка», которую мы пытались изобразить на Боровой, была пройдена достойно: кузов не раскачивался, да и машина четко контролируется на траектории.
Кстати, зная о склонности высоких вэнов к заносам, мерседесовские специалисты оснастили Viano многочисленными электронными «ошейниками» — системами ABS, ASR и «стабилизацией» ESP. Так вот, даже если вы отключаете ASR нажатием специальной клавиши и на панели загорается желтый треугольник с восклицательным знаком в центре, машина на самом деле по-прежнему контролируется электроникой. Скажем, попытка «раскачать» ее на вираже ни к чему не привела — как только возникла опасность заноса, ESP моментально «придушила» двигатель и затормозила задние колеса, дабы стабилизировать машину. Вот так: быстро, но безопасно. Типично по-мерседесовски…
Типично мерседесовским можно назвать и рулевое управление «Виано». Чем-то оно неуловимо напоминает легковые «мерсы». Гидроусилитель работает эффективно, и усилия на руле минимальны (даже на «змейке» руль не «прикусывает»), а на трассе, когда движешься с высокой скоростью, чувствуется четкий «ноль». В общем, Viano — вполне легко управляемая модель, даже несмотря на свои габариты и массу. И настоящий Mercedes-Benz в ней чувствуется даже в таких мелочах, как «подламывание» передних колес при развороте. Если сильно вывернуть руль, то угол их поворота станет настолько большим, что они сами начнут доворачиваться в сторону поворота. Раньше такое приходилось встречать только на легковых автомобилях этой марки…
Турбодизель мощностью 150 л.с. отличается хорошей тягой на «низах» и в зоне средних оборотов, но его шум — это чистой воды «криминал». Понятное дело, что ДВС с воспламенением от сжатия работают гораздо шумнее, чем бензиновые агрегаты, но это — все- таки Mercedes-Benz. И объяснение, что, дескать, основой для вэна была коммерческая модель, нам не подходит. Мотор слышно всегда и в любой ситуации — разве что когда заглушишь его, в салоне наступает тишина. На холостых оборотах он тарахтит, а на средних — довольно громко урчит, и все эти звуки хорошо слышны в салоне…
Впрочем, перечитав материал еще раз, я пришел к выводу, что совсем не таким — жестким и шумным — я хотел представить Mercedes-Benz Viano нашим читателям. Наоборот, хотелось рассказать о его огромном салоне, очень тяговитом двигателе и великолепных тормозах, легкое прикосновение к которым вызывает интенсивное замедление. И о том, что 150 км/ч на этом вэне совсем не кажутся полетом в космос — чувствуется, что для Viano это вполне нормальный режим. Этим же, то есть стремлением обеспечить достойную управляемость, можно объяснить и некоторую жесткость подвесок. А то, что дизель шумноват, так это только я отметил — хозяин этого Viano, в ответ на мое замечание, только пожал плечами…
Павел КОЗЛОВСКИЙ