Часть первая: кто я?
Стильный трехдверный хэтчбек, выкрашенный в ярко-зеленый металлик Lima Green то и дело заставляет оборачиваться прохожих. Вот только добрая половина из них не знает его имени. У нас на лонг-тесте оказался SEAT Leon SC.
Главная проблема компании SEAT в России, которая вернулась на российский рынок два года назад под патронажем концерна Volkswagen, недостаточная узнаваемость. Не удивительно, что результатом являются довольно низкие продажи: с января по март текущего года в России было реализовано всего 257 «Леонов».
Некоторые слышат о марке «Сеат» впервые и даже не догадываются о близком родстве с Volkswagen, но большинство путает испанскую марку с созвучным «Фиатом». А зря! Ведь яркие испанские модели заслуживают более пристального внимания. «Сеат» не только входит в крупнейший европейский автоконцерн Volkswagen, но и в полной мере пользуется его технологиями. К примеру Leon построен на супер современной модульной платформе MQB, а завод испанской компании в Мартореле является одним из самых высокотехнологичных во всей Европе.
Нам на тест достался трехдверный SEAT Leon SC в топовой комплектации FR с 1,4-литровым турбомотором и 6-ступенчатой механической коробкой передач. Аббревиатура SC расшифровывается, как Sports Coupe. Отличия от пятидверки на этом не заканчиваются, а название спорткупе не пустой звук. Трехдверный «Леон» имеет укороченную на 35 мм колесную базу, измененную линию крыши и даже иной наклон стекла крышки багажника. При этом объем багажника в 380 литров оставили прежним. В SEAT решили, что в случае с трехдверкой надо отдать приоритет грузовому отсеку, а не заднему дивану. Именно у задних пассажиров отобрали лишние сантиметры, поэтому здесь тесновато даже людям среднего роста.
Вместо «дубового» оформления интерьера «Леона» прошлого поколения, у нынешней модели фундаментальная передняя панель с почти вертикальной центральной консолью. Долой твердый пластик. Теперь весь верх выполнен из качественного мягкого и приятного на ощупь материала, а клавиши и крутилки обладают четко выверенным усилием.
Панель приборов – образец информативности. На экран между спидометром и тахометром можно выводить множество полезной информации. Кроме привычных данных о расходе с момента пуска или последней заправки, оставшемся пробеге и средней скорости, «бортовик» SEAT Leon отображает даже количество свободного места в баке. Стоит открыть окно на высокой скорости, как электроника предупредит о повышенном расходе топлива из-за ухудшившейся аэродинамики. Аналогичное предупреждение появится на приборке, если водитель отключит систему старт/стоп. Но даже если не следовать эко-советам «Леона» и игнорировать рекомендации по выбору текущей передачи, то расход топлива удерживается в пределах 7-8 литров на «сотню».
Выбрав максимальную комплектацию FR, мы получаем не только хорошо оснащенный автомобиль, но и более агрессивный обвес кузова, колесные диски индивидуального дизайна и систему SEAT Drive Profile, с помощью которой можно менять режимы движения. Кроме того, такой автомобиль имеет немного иное оформление салона, а главное – спортивные кресла с отличной боковой поддержкой и профилем. По сочетанию спортивности и удобства на каждый день они одни из лучших в классе. Доплатив 20 тысяч рублей, можно заказать отделку из алькантары.
Еще одна причина обратить внимание на SEAT Leon – дизайн. Четкие линии, отлично выверенные пропорции, в меру агрессивный облик – здесь все к месту. Он гармоничен и красив в деталях. А за опциональную полностью светодиодную оптику не жалко выложить и 40 тысяч рублей. Только взгляните на эти острые как лезвие бритвы росчерки светодиодных ходовых огней. Красота требует жертв, в данном случае финансовых.
Забегая вперед, скажу, что и едет «Леон» достойно. Недаром его «заряженная» версия Cupra 280 стала самым быстрым серийным переднеприводным хэтчбеком Нюрбургринга. Сейчас «Сеату» необходимо сформировать собственный имидж и повысить узнаваемость на российском рынке. Тогда и прохожие на улицах будут не просто оборачиваться на красивую машину, но и знать ее в лицо. В следующей части поговорим о том, как Leon едет, обсудим конкурентов, а также цены на обслуживание и страховку.
Часть вторая: достоин внимания
Во второй части лонг-теста SEAT Leon SC делаем вывод, что испанский хэтч достоин внимания не только из-за своей яркой внешности.
Я до сих пор помню прошлогоднюю презентацию SEAT Leon SC и секретный буклет директора департамента автомобильной инженерии и разработки шасси компания SEAT Фермина Сонейра. Тогда он буквально на несколько минут показал нам страницу с замерами скорости прохождения лосиного теста у «Леона» с балкой и многорычажкой. К слову, разный тип задней подвески в зависимости от мощности мотора – это совершенно нормальная история в концерне Volkswagen. Так вот, все «Леоны» мощностью более 150 л.с. оснащаются задней многорычажкой, остальные – более простой полузависимой балкой.
Прошлой весной мы вдоволь погоняли по извилистым улицам средиземноморского побережья Испании на топовом (не считая «заряженную Cupra) 180-сильном Leon FR. На этот раз в российском представительстве SEAT мы взяли хэтчбек с турбомотором объемом 1,4 литра мощностью 140 л.с. и максимальным крутящим моментом 250 Нм, который достигается в диапазоне 1500-3500 об/мин. В России такому мотору положена только 6-ступенчатая “механика”. Если хотите семиступенчатый “робот” DSG, то выбирать придется либо 105-сильный турбомоторчик 1,2 л (от 743 000 рублей), либо 180-сильный Leon SC FR, цена на который переваливает отметку 1 млн рублей.
Но вернемся к задней подвеске. Тогда в блокноте Фермина Сонейра я подглядел, что разница в прохождении лосиного теста на хэтче с балкой и многорычажкой отличается на считанные километры в час. Почувствовать ее на деле почти невозможно. Рулится испанец очень точно и понятно с любой подвеской. «Леон» отлично стоит на дуге и продолжает липнуть к дороге, даже если на вираже попадаются неровности. Отличным подспорьем является система электронной имитации блокировки дифференциала XDS, помогающая ввинчивать автомобиль в попорот. Похоже, вся разница подвесок заключается лишь в чуть меньшем пороге дозволенной скорости, превысив который автомобиль начинает выскальзывать наружу поворота.
На прямой SEAT стабилен даже на высокой скорости. Он не «парусит» при боковых порывах ветра и игнорирует волны асфальта полным отсутствием раскачки. Расплатой за это является пристальное внимание ко всем неровностям. Особенно это чувствуется в комплектации FR с более жесткой заниженной на 15 мм подвеской и 17-дюймовыми дисками. Но пересчитыванием дорожной мелочи хэтч нисколько не утомляет. Небольшие кочки и ухабы шасси отрабатывает плотно и упруго. Главное проявлять особе внимание к более крупным ямам, попав в которые шасси отзывается сильным глухим ударом. Если в приоритете комфорт, то от версии FR лучше отказаться в пользу комплектации с 16-дюймовыми колесами и более мягкой подвеской.
140-сильный мотор неплохо тянет даже с низких оборотов, но по-настоящему раскрывается ближе к середине, когда наступает пиковое значение крутящего момента. 8,2 секунды до 100 км/ч – достойный результат. При схожей мощности в спринте до «сотни» все конкуренты (кроме соплатформенных моделей VW, Audi и Skoda) уступают «Леону» не меньше секунды. Шестиступенчатая механическая коробка передач переключается как по маслу, но для спортивной комплектации FR ходы рычага можно было сделать и поменьше. Аналогичные претензии к хоть и информативной, но длинноходной педали сцепления.
А еще в арсенале есть система Drive Profile, с помощью которой можно выбрать один из четырех режимов работы: «Обычный, “Спорт”, “Эко” и “Индивидуальный”. В зависимости от выбора, меняются настройки электроусилителя руля и откликов на газ. На мой взгляд, наиболее сбалансировано SEAT ведет себя в режиме “Спорт”, когда информативный и в меру острый руль наливается приятной тяжестью обратной связи, а педаль акселератора становится чуть более чувствительной.
Новый Leon подкупает собранным и точным поведением, которое прослеживается во всех моделях, построенных на платформе MQB, будь то VW Golf VII, Skoda Octavia или новая Audi A3. Разница лишь в настройках, да в ценовом позиционировании, согласно которому SEAT – самый доступный продукт. Например, преимущества в цене перед «Гольфом» удалось добиться в том числе за счет отсутствия некоторых опций, таких как камера заднего вида и с¬истема автоматической парковки, бесключевой доступ и адаптивные амортизаторы.
В тоже время в концерне «Фольксваген» марка SEAT позиционируется как спортивный и молодежный бренд. Доказательством стал недавний рекорд, установленный на трассе в Нюрбургринге на «заряженном» SEAT Leon Cupra 280, который отвоевал звание самого быстрого переднеприводного хэтчбека в мире у Renault Megane RS.
Доступный SEAT Leon SC в базовой комплектации Entry с турбомотором 1,2 TSI мощностью 86 л.с. и 5-ступенчатой МКПП без кондиционера и аудиосистемы стоит 599 000 рублей. В следующей комплектации Reference появляется 7-ступенчатая роботизированная трансмиссия DSG. В паре со 105-сильным мотором 1,2 TSI такой «Леон» стоит от 743 373 рублей. В списке оснащения есть система стабилизации и кондиционер.
Самый популярный SEAT Leon Style с аналогичным силовым агрегатом и DSG стоит минимум 803 тысяч рублей. Если отказаться от DSG в пользу механики можно сэкономить 50 тысяч. В качестве альтернативы есть более мощный турбоагрегат 1,4 TSI мощностью 122 л.с. (от 782 190 рублей) или 140 л.с. (от 835 868 рублей). Однако он предлагается только с 6-ступенчатой МКПП.
Наконец, цена 122-сильного Leon SC в топовой версии FR стартует с отметки 822 090 рублей. Трехдверка мощностью 140 л.с., побывавшая на тесте оценивается в 875 768 рублей, но с учетом дополнительных опций эта цифра увеличилась до 983 000 рублей. Цена на самый дорогой хэтчбек Leon SC FR с мотором 1,8 TSI мощностью 180 л.с. и «роботом» DSG начинается от 1 млн рублей.
Надо отметить, что трехдверка Leon SC дешевле аналогичной версии пятидверного хэтчбека более чем на 36 тысяч рублей. Хорошая скидка для тех, кто не использует задний диван по назначению.
Конкуренты
Kia pro_cee`d
Корейский хэчтбек предлагается с атмосферным мотором объемом 1,6 литра мощностью 129 л.с. Базовая комплектация Comfort с «механикой» стоит 699 000 рублей. Все остальные трехдверные «про_сиды» предлагаются исключительно с 6-скоростным «автоматом». Прайсы в зависимости от комплектации варьируются от 739 000 до 979 000 рублей. Цена на трехдверный pro_ceed и пятидверный cee`d одинакова.
Renault Megane Coupe
Встретить Renault Megane Coupe на российских дорогах можно не чаще «Леона». Трехдверка предлагается только в топовой комплектации Dynamique. Хэтч с 1,6-литровым мотором мощностью 110 л.с. и 6-ступенчатой МКПП стоит от 811 000 рублей. Более мощный Megane Coupe с двигателем объемом 2,0 литра и бесступенчатым вариатором обойдется минимум в 911 000 рублей. Аналогично оснащенный «Меган» с пятью дверями дешевле версии Coupe на 43 тысячи рублей.
Opel Astra GTC
Самый популярный в классе трехдверный хэтчбек предлагается в комплектациях Enjoy и Sport. Цена на автомобиль с атмосферным мотором и 5-ступенчатой «механикой» стартует от 809 900 рублей. Наиболее доступная «Джитисишка» с 6-скоростным «автоматом» и 1,4-литровым турбомотором мощностью 140 л.с. стоит от 865 900 рублей. Аналогичный автомобиль в комплектации Sport оценивается уже в 937 000 рублей. Можно выбрать и более мощный вариант с турбодвигателем объемом 1,6 литра мощностью 170 л.с. по цене от 1 010 900 рублей или 130-сильный турбодизель (от 992 000 рублей).
Обслуживание и страховка
При условии, что автомобиль страхует 30-летний москвич со стажем вождения 10 лет, цена полиса каско угон+ущерб в страховых компаниях класса А++ начинается от 54 000 до 92 000 рублей. При аналогичных условиях полис ОСАГО стоит около 5500 рублей.
Стоимость ТО у официального дилера согласно официальному калькулятору на сайте SEAT Россия:
- ТО 15 000 – 7 333 рубля
- ТО 30 000 – 14 202 рубля
- ТО 45 000 – 9 360 рублей
- ТО 60 000 – 14 202 рубля
- ТО 75 000 – 9 360 рублей
- ТО 90 000 – 14 202 рубля
Текст: Руслан Галимов
Фото: автора