Четырехтактные двигатели мало-помалу приживаются на современных снегоходах. Вот и канадская компания BRP примерила 4 такта на модель утилитарного снегохода Tundra LT.
Двухтактные моторы – вне закона. «Зеленые» победили. Сколько бы ни продолжали заядлые снегоходчики костерить 4-тактные движки, а с ними придется подружиться. Грядущий полный запрет на эксплуатацию двухтактных двигателей в Европе принудил и заокеанских производителей оперативно готовить свою мототехнику отбивать четырехтактную дробь.
В прошлом году Tundra подверглась серьезному обновлению. На смену устаревшей платформе RF пришла крепкая и почти вдвое более легкая платформа Rev-XU. В связи с чем у снегохода кардинально поменялась эргономика водительского места и общий внешний облик. Теперь так сразу и не скажешь, что это утилитарный аппарат. Граненые линии капота. Удлиненная рулевая колонка с центральной стропой. J-образные ручки и высокое сиденье спортивной формы – прямо как у горных аппаратов. Утилитарное предназначение обновленной Tundra угадывается лишь в телескопических стойках передней подвески, обширной ветрозащите да в задней багажной площадке, обрамленной стальным поручнем. Но на Tundra LT 2010 модельного года живет двухтактный двигатель Rotax 550 (57 л. с.) от предыдущих версий. С 2011 года Tundra будут оснащать четырехтактным мотором 600 ACE (Advanced Combustion Efficiency – «улучшенная эффективность сгорания»). Именно с этим мотором мне и довелось погонять на новой Tundra LT по снежным просторам финской глубинки.
Звука работающего мотора почти не слышно. Резкое нажатие на курок газа – без нервного подрыва (присущего 2-тактным двигателями), между тем довольно быстро и плавно набираем скорость. 100 км/ч по спидометру – на укатанной лесной дороге. На «пухляке» скорость резко падает до 50–70 км/ч. Tundra без проблем барражирует на глубоком снегу в крутом боковом наклоне. Дозировать уровень газа совсем не трудно, курок легкий, и его очень плавная работа кому-то покажется даже чрезмерной. Тормозами можно и не пользоваться. При резком сбросе газа сам 4-тактный мотор тормозит не хуже систем Brembo, и к этому надо привыкнуть. Повороты под сброс газа на инерции уже не пройдешь, как на 2-тактнике. Но если не заморачиваться на всякие гоночные штучки, то в плане обычной, житейской эксплуатации у 4-тактного мотора все равно плюсов больше. Заведется в любой мороз, ну если с аккумулятором все будет нормально. Конкретно у Tundra расход топлива 8,9 л на 100 км, плюс существенная экономия масла: залил полагающиеся 2,1 л (смазка с сухим картером) и на какое-то время про все забыл. Потяжелел же снегоход из-за своего 4-тактного двигателя на 13 кг. Сухой вес Tundra LT 550 F (2010) – 216 кг. Tundra LT 600 4-TEC (2011) – 229 кг. Разница не велика, так что по комфорту управления, маневренности аппараты идентичны. Однако за технический прогресс, повышение надежности (думаю, никто не станет спорить, что 4-тактные двигатели надежнее 2-тактных) и спасение природы придется раскошелиться. В общем, новая Tundra LT 600 4-TEC дороже Tundra LT 550 (кстати, оставшейся еще в модельной линейке на 2011 г.) на 90 000 руб. Эво как, сказали мужики…
Текст: Журнал «Автомобили»