Тест-драйв YamahaFX Nytro X-TX

Секреты революций

Конкуренция между производителями сноумобилей настолько ужесточилась, что инженеры этих компаний в прямом смысле из «кожи вон вылезают», дабы к очередному новому сезону устроить маленькую техническую революцию.

Главные «революционеры» сезона 2009 г. в снегоходном семействе Yamaha – кроссовер FX Nytro X-TX и экстремальный «турист» RS Venture GT. Аппарат FX Nytro X-TX – модификация спортивной модельной серии FX Nytro. С момента появления в 2007 г. к машинам Nytro была одна большая претензия – они отчаянно сопротивляются активному управлению и практически в каждом повороте норовят сбросить седока со своего «загривка». Удержаться в седле Nytro при быстром темпе езды могли только опытные и физически сильные райдеры. Но даже они сетовали на характерную для этих «снежиков» избыточную поворачиваемость. Логично, что в 2009 г. усовершенствованную переднею подвеску получила не только новая модификация X-TX, а весь модельный ряд FX Nytro.

В общей сложности в конструкцию передний подвески внесли около тринадцати изменений. Поменялась геометрия горизонтальных и вертикальных рычагов, за счет чего центр контактной поверхности каждой лыжи сдвинулся вперед. Угол наклона передней стойки стал более острым, что существенно облегчило процесс руления в поворотах и позитивно отразилось на общей устойчивости аппарата на высокой скорости. Слегка уменьшилось расстояние между лыжами – с 1056 мм до 1053 мм, а угол их схождения изменился с 22° на 25,8°. Вот так! Где пару миллиметров – минус, а где-то несколько градусов – плюс. Инженеры Yamaha словно скульпторы доводили образ конструкции передней подвески до технического совершенства. Впрочем, известно – в нашем мире нет места совершенству. Но именно малозначительные (с виду) конструктивные изменения передней подвески сделали аппараты серии FX Nytro более управляемыми и дружелюбно настроенными по отношению к своим пилотам.

В зависимости от модификации, снегоходы FX Nytro оснащаются разными амортизаторами. Например, на чистокровном «кроссаче» R-TX SE передняя подвеска укомплектована продвинутыми амортизаторами с пневмоподкачкой Fox FLOAT-X Front. В модели кроссовера FX Nytro X-TX спереди стоят «амортики» чуть проще – регулируемые GYTR. Однако проще – не значит хуже. Ведь FX Nytro X-TX – не обыкновенная спортивная «зажигалка», предназначенная сугубо для скоростных «продубасов» по кроссовой «гребенке». Основным «революционным» элементом в Nytro X-TX является задняя подвеска, позволяющая не только быстро «пылить» по подготовленной трассе, но и не бояться выезжать на рыхлый снег. Понятно, всему есть предел. Но если для того, чтобы «закопать» утилитарник с траком шириной в 50 см надо проявить сноровку и опыт, то, чтобы «зарыть» по переднюю фару спортивный агрегат в «пухляке» особого таланта не требуется. Только сунулся – привет, доставай лопату и занимайся фитнесом на свежем воздухе.

Секрет «революционной» универсальности FX Nytro X-TX в том, что за счет 6-градусного подъема задней части направляющих рельс подвески Dual Shock CK 144 у гусеницы в зависимости от снежного покрытия формируется с ним разное пятно контакта. Общая длина трака составляет 144 дюйма (3 м 65,7 см). При движении по твердому снегу гусеница работает как короткий спортивный трак длиной в 121 дюйм (3 м 7,3 см). На кроссовой трассе FX Nytro X-TX чувствует себя не хуже чистокровных спортивных собратьев по модельному ряду. Снегоход чувствительно реагирует на движения пилота своим телом, без лишних проблем «заправляется» в крутые повороты, ему не страшны трамплинные прыжки. И не стоит забывать – малое пятно контакта открывает возможность прибавить в скорости.

Как только FX Nytro X-TX попадает на хаотично неровную трассу типа кантри, обильно присыпанную снегом, функциональная нагрузка на гусеницу увеличивается по ее длине до 136 дюймов (3 м 45 см). У снегохода повышаются сцепные свойства при одновременном сохранении стабильности и без существенных потерь в управляемости и скорости. По «полной программе» и во весь свой «рост» гусеница начинает работать на рыхлом снегу. Уровень проходимости FX Nytro X-TX вряд ли корректно сравнивать с утилитарными машинами, но некоторым «туристам» на снежной целине ямаховский кроссовер без труда составит достойную конкуренцию. Только не надо сильно увлекаться «барражированием» по глубокому «пухляку». Все-таки мотор Genesis мощностью в 130 «кобыл» у X-TX настроен на спортивно-скоростной лад, а не для вытягивания дюжины подбитых кабанов из оврага. Троллейбусной тяги на низких оборотах от высокооборотистого мотора ждать не следует. Ну, а коли оплошали да «перегазовали», находясь в белом поле – копайте, Шура, копайте. Не оставлять же на произвол судьбы технику ценой в 406 000 руб.

Специально для тех, кому не улыбается своими зубами отстукивать «танец с саблями» и лишь иногда возникает желание «вонзить» гашетку газа до упора, Yamaha подготовила новую модель «туриста» – RS Venture GT. От своих предшественников RS Venture 2009 модельного года отличается кардинально. Во-первых, существенной модернизации подвергся трехцилиндровый 120-сильный Genesis 120FI. Невзирая на сохранившуюся «кубатуру» в 1050 см3, по сравнению с мотором RS Venture образца 2008 г., новая силовая установка на один килограмм легче, на 5% экономичней и на 6 л.с. мощнее.

Соответственно, увеличился по значению крутящий момент, особенно на низких оборотах. Второй отличительный момент – построен RS Venture на новой прогрессивной платформе Deltabox второго поколения, гарантирующей удобную посадку и легкое прогнозируемое управление. Вопреки своему туристическому статусу, RS Venture GT «жечь» гусеницу способен не только по прямолинейной траектории. На мой взгляд, RS Venture GT не совсем «турист», правильней будет сказать, что это снегоход спортивно-туристического класса. Кстати, внешний дизайн аппарата выдержан в спортивно-мотоавтомобильном стиле. Судите сами: выхлопные трубы – а'ля спортбайк Yamaha R1; крышка заднего багажника (объемом 28 л) явно «срисована» со спорткара; сиденье (с регулируемой поясничной поддержкой) своей формой недвусмысленно намекает на близкое родство с автокреслами. И вся эта красота клиентам предлагается по цене 410 000 руб. У конкурентов только разговор о высококомфортабельных «туристах» в базовой комплектации начинается с 450 000 целковых.

Спортивная установка

Genesis 130FI – движение накатом

Модель Nytro X-TX оснащается 4-тактным 3-цилиндровым двигателем Yamaha Genesis 130FI рабочим объемом 1050 см3. Двигатель проектировался специально для участия в соревнованиях по сноукроссу. В принципе, инженерам Yamaha не составило бы труда создать мотор и с большей кубаторой, но правила ISR (International Snowmobile Racing) не допускают к соревнованиям снегоходы, оснащенные двигателем с рабочим объемом выше 1050 см3.

Genesis 130FI стал первой силовой установкой, на которой ямаховцы в условиях профессиональной гонки испытали свою систему Engine Braking Reduction System (EBRS), созданную ради максимального нивелирования эффекта торможения двигателем, столь свойственную 4-тактным моторам. У 2-тактных моторов эта проблема отсутствует, что позволяет при движении «накатом» лучше контролировать снегоход.

Основным элементом EBRS является воздушный ISC-клапан (Idle Speed Control), управляемый электроникой и расположенный во впускном коллекторе. ISC-клапан изменяет установки дроссельной заслонки, тем самым контролируя холостые обороты двигателя, минуя штатную систему управления двигателем. Когда двигатель работает на высоких оборотах, и водитель резко отпускает гашетку газа, система EBRS через ISC‑клапан пропускает определенное количество воздуха и мотору позволяется «дышать» в обход закрытой дроссельной заслонки – эффект торможения двигателя существенно нивелируется. Хотя окончательно побороть его все-таки не удалось.

 

Текст: Журнал «Автомобили»


Комментарии
Обсудим? :) Оставьте комментарий, поделитесь мнением!
Добавить комментарий