Yamaha VK540 III Viking – один из самых популярных сноумобилей в России среди зарубежных аппаратов. Но в прошлом году рыбинская компания «Русская механика» вывела на рынок свой новый снегоход «РМ Тайга-Варяг 550». Цель не скрывается: потеснить на отечественном рынке именно японский «Викинг».
Кто такие настоящие викинги с варягами и что у них общего, пусть разбираются знатоки раннего средневековья. Снегоходы же Yamaha VK540 III Viking и «Тайга-Варяг 550» по своим техническим характеристикам почти близнецы.
Производство Yamaha VK540 началось где-то в начале 90-х годов прошлого века. Последний апгрейд модели прошел в 2001 году, и сейчас в продаже Yamaha VK540 III Viking третьего поколения. «Тайга-Варяг 550», по гамбургскому счету, тоже аппарат, сконструированный далеко не с чистого листа. Первая «Тайга» сошла с конвейера на рубеже 1998–1999 года. Снегоход проектировался по образу и подобию Bombardier Skandic 1996 модельного года. В середине 1998-го поговаривали об организации у нас совместного канадско-российского предприятия. Однако грянул финансовый кризис и «Русская механика» с Bombardier (тогда еще не существовало компании BRP) разошлись, как в море корабли. Тем не менее рыбинские бизнесмены довели проект «Тайга» до серийного производства. Сегодня на рынке представлено целое семейство «таежных» снегоходов: «Тайга-Классика» (38 л. с., цена 189 000 руб.), «Тайга-Люкс» с рычажной передней подвеской (55 л. с., цена 212 600 руб.), «Тайга-Атака» (65 л. с., цена 241 600 руб.), «Тайга-Патруль» 550 SWT (55 л. с., цена 228 200 руб.). В принципе, с небольшими оговорками, все эти машины, в особенности, на мой взгляд, «Тайга-Патруль» с гусеницей SWT (Super WideTrake) шириной 600 мм, можно считать потенциальными конкурентами Yamaha Viking. Между тем компании «Русская механика» этого показалась недостаточно, и было решено создать настоящий клон VK540 III Viking (по техническим характеристикам) и вступить в открытую конкурентную борьбу с Yamaha. А борьба стоит свеч. Ежегодно такого рода утилитарных машин в ценовой категории 200 000–300 000 руб. в России продается около 2000 единиц. Столь завидный «кусок пирога» рыбинские снегоходостроители просто так отдавать не намерены. Тем более в последние годы ситуация развивается явно не в их пользу. Популярность иностранных машин неуклонно растет. Именно поэтому модель «Тайга-Варяг» была брошена в бой против самого опасного и опытного соперника – Yamaha VK540 III Viking.
«Тайга-Варяг» и Viking оборудованы 2-тактными, 2-цилиндровыми силовыми установками воздушного охлаждения. У каждого по одному карбюратору Mikuni. Мощность двигателя у японского снегохода 46 л. с., у отечественного – 50 л. с. Преимущество в 4 «лошадки» сугубо формальное. Ни по динамике ускорения, ни по максимальной скорости «Варяг» не превосходит Viking. Мало того, по сугубо личному впечатлению, рыбинский мотор уступает своему японскому визави по тяге на низких оборотах и проявляет гораздо больший топливный аппетит. Навскидку и очень грубо – около 30–32 л на 100 км пробега против 22–25 л у Viking. Видно, неспроста у нашего «бойца» топливный бак на 7 литров больше. Понятно, расход бензина зависит от снега, манеры управления, настройки «карбов» и т. д. и т. п. Но то, что «Варяг» прожорливей, – точно.
На средних и высоких оборотах характеристики работы обоих двигателей вполне сравнимы. В одинаковых условиях, с двумя пассажирами и тот и другой снегоход выдали свои честные максимальные 80 км/ч. Двигатель у «Варяга» работает громче. (Но это замечаешь только тогда, когда рядом стоит Viking с включенным мотором.) Система смазки у «японца» раздельная. Одного бачка масла хватает на 4–5 полных бака. Топливо для отечественного аппарата надо готовить по старинке, вручную мешая бензин с маслом. Это не минус, а скорее лишь отличительная черта. Иногда при морозах за тридцать «дедовский метод» лить масло прямо в бак предпочтительнее, чем упования на надежность системы подачи масла. Уж лучше лично обезопасить себя в жестокий мороз от внеочередного капремонта двигателя. Правда, с Viking такие беды происходят крайне редко. В среднем японские «снежики» проходят по 20 000–25 000 км, встречаются экземпляры и с пробегом в 60 000–75 000 км. На данный момент новый мотор РМЗ-550 от «Русской механики» таких чудес не обещает. Однако отметим, что на «Варяг» производитель дает гарантию в два года или на 3000 км пробега. Но в скором времени срок гарантии обещают существенно увеличить. Согласитесь, обнадеживающая информация, позволяющая авансом говорить о высоком качестве РМЗ‑550.
Посадка водителя на двух снегоходах радикально низкая. В целом за рулем Viking чувствуешь себя удобнее за счет чуть-чуть более высокого сиденья и выверенной эргономики управления. На «Варяге» «диван» жестче и короче на 4–5 см. Двум здоровенным детинам весом под 100 кг придется уже ехать в обнимку. К тому же на японском аппарате пассажирские ручки пластмассовые (руки не так мерзнут) и высоко поднятые. На «Варяге» пассажирские ручки – открытая сталь (зато можно установить обогрев), и к ним приходится тянуться. Подседельное пространство на «Варяге» заметно больше, но из-за аккумулятора (кстати, с этого года на новых моделях «Тайги» аккумулятор «переселили» под сиденье), разложенное ружье там не спрячешь.
На «Варяге» рычаг управления режимами трансмиссией находится с левой стороны от водителя и работает, мягко говоря, туговато. Селектор КП на Yamaha функционирует четко, без всяких заеданий. Он исполнен в автомобильной стилистике и грамотно расположен под правой рукой пилота. Приплюсовываем лучшие показатели Viking по плавности хода, так как подвеска у него объективно более энергоемкая, и делаем вывод: по общему комфорту и по управляемости в нашем маленьком сравнительном тесте аппарат из Страны восходящего солнца становится фаворитом. Вот только категоричного приговора, что «Варяг» не конкурент Viking, не будет. Да, в Рыбинске не удалось создать точную копию легендарного «неубиваемого» (как говорят в народе) японского снегохода. «Варяг» – удачная машина с крайне заманчивым соотношением цена/качество. Но самое главное – у «Варяга» богатый потенциал для роста. Абсолютно не сомневаюсь, что в «Русской механике» этим потенциалом обязательно воспользуются. Так что у компании Yamaha есть все основания для беспокойства.
Текст: Журнал «Автомобили»