Разрабатывая новую модель горной машины Ski-Doo Summit X 154 800R E-TEC, канадские инженеры из BRP ни в чем себе не отказывали и, что называется, оттянулись на полную катушку – понятно, в хорошем смысле. Такого количества конструктивных ноу-хау в новой модели, пожалуй, не было со времен появления легендарной снегоходной платформы REV–XP в 2008 году, а на дворе-то у нас уже 2013 модельный год.
С предыдущей модели на новый Ski-Doo Summit X 154 800R E-TEC в чистом и не измененном виде перекочевал только двигатель 800R E-TEC. Данный мотор – фаворит в своем классе по мощности и экономичности, да еще и экологам нравится. Так что, проектируя новый «горник», инженеры BRP со спокойной совестью к двигателю не притронулись, а главный акцент сделали на изменении общей конструкции снегохода. Акцент задался. Все элементы конструкции либо заменили, либо модернизировали, улучшив и повысив их функциональность. Ну и, по общей традиции «желтых» (неофициальное название представителей компании BRP), уж коли они берутся что-то модернизировать, то делают это красиво. Внешний облик Summit X стал еще более холеным и глянцевым – в прямом смысле. Грани фары головного света – ни дать ни взять – грани огромного бриллианта. А нижний край боковых пластиковых панелей не только закруглили для уменьшения трения передней части со снежным покровом, но и покрыли толстым слоем глянцевого лака. Теперь аппарат прямо-таки светится изнутри, однозначно определяя себя в класс лакшери-продуктов. Но весь фейерверк глянца не более чем добротный и стилистически выверенный багет, обрамляющий работу настоящего мастера-художника, автора завораживающей картины под названием REV–XM.
Что такое REV–XM? Коротко – новая платформа, на которой и построен Summit X. А теперь развернуто, по элементам. Главный инженерный гвоздь REV–XM – оригинальная конструкция задней подвески tMotion с гусеницей PowderMax II, в которой использована технология Flex-Edge.
Новаторство конструкции tMotion заключается в том, что теперь нижняя часть подвески с полозьями способна менять горизонтальный угол наклона независимо относительно верхней «палубы» снегохода. Следовательно, при проходе вдоль склона не надо валить «снежик» целиком и полностью, так как часть бокового наклона будет компенсирована самой подвеской. Суть же технологии Flex-Edge («гибкий край»), использованной в гусенице PowderMax, полностью соответствует ее названию. При ширине трака 410 мм длина поперечных фиберглассовых стержней жесткости равна 310 мм. У традиционных траков стержни жесткости проходят по всей ширине от края до края. В PowderMax II они отцентрованы и оставляют с каждого края мягкие зоны по 50 мм.
Соединяем свойства tMotion с технологией Flex-Edge и получаем длинногусеничный снегоход, многократно легче укладывающийся в боковое глиссирование на равнинном глубоком снегу. а на горном рельефе на нем проще совершать траверс. Маневренность же снегохода, оборудованного гусеницей шириной в 410 мм, за счет ее гибких краев на малоснежных и лесных участках будет сравнима с аппаратами с траком шириной 310 мм. А горы же – это не всегда глубокий снег и девственно чистые склоны. Хибины, где довелось испытать Summit X, – ярчайшее тому подтверждение.
Безусловно, в сравнении с предыдущей версией Summit X (также участвовала в нашем походе в Хибинах) новый «горник» реально легче управляется и отнимает в разы меньше сил у пилота при преодолении бесконечных переметов и траверсировании склонов. Однако положительные достоинства платформы REV–XM – это не только эффективность tMotion и Flex-Edge. Скажу даже больше: tMotion и Flex-Edge – это лишь малая часть REV–XM. На мой взгляд, не менее важно, например, появление новых подножек с открытой на 53% поверхностью для дренажа снега. Новое укороченное сиденье не мешает ставить на него колено, и мысок ноги при этом ни за что не цепляется. Приборная панель осталась прежней, но развернута таким образом, что теперь хорошо читается даже из положения стоя. Стандартное ветровое стекло неплохо отбивает снежную крошку, летящую из-под лыж, но, что еще важнее, оно не ломается при переворотах. Форма центральной стропы изменилась таким образом, что сразу же обеспечивает крепкий хват руки. Хотя, если честно, то поначалу я думал, что видоизменение стропы – исключительные происки дизайнеров. К слову, над формой новой кнопки «пуск/реверс» я тоже посмеивался: мол, вся эта «вылизанность» форм и гармония стиля – обычная «замануха» для богатеньких «буратин». Но когда при резком торможении лег грудью на левую рукоятку руля, то мысленно сказал спасибо дизайнерам BRP. В предыдущих моделях Summit X такой «приход» на руль частенько заканчивался несанкционированным включением реверса, с новой же кнопкой такое исключено.
Изучая изменения в ходовых свойствах новой модели и беря во внимание детальную проработку функционального дизайна отдельных элементов, может невольно сложиться впечатление, что ультимативный «горник» начал дрейф в сторону модных нынче снежных кроссоверов. Ни в коем случае! Перед нами от кончика капота до заднего «брызговика» (обратите внимание на его облегченное, дырчатое исполнение) полноценный «горник», просто в сравнении с предшествующими моделями его уровень подготовки к эксплуатации в разных экстремальных усло-виях выведен на качественно более высокий уровень.
Журнал «Автомобили»