Компактные кроссоверы — ниша относительно новая, и отношение к ней неоднозначное. Ведь небольшой хэтчбек с вседорожным декором и слегка увеличенным клиренсом (а то и вовсе без оного) ни один прагматик не купит. Во всяком случае — себе. А вот как транспорт для спутницы жизни… Судя по итогам продаж, в дарителях и одариваемых недостатка нет.
То и дело слышишь, как новую модель объявляют конкурентом куда более крупным машинам, а то и вовсе очерчивают настолько широкий круг соперников, что задумаешься — а сдюжит ли этот «пеле» против целой «сборной мира»? Казалось бы, Lexus NX — это ближайший родственник RAV4, а значит, биться ему за наши деньги с Mercedes-Benz GLK и BMW X1. А посмотришь внимательнее на размеры и цену и захочется выбрать конкурентов из другой лиги. И не надо говорить, что V40 Cross Country и GLA — всего лишь переодетые хэтчбеки, а Countryman — вообще не сразу поймешь кто. В конце концов клиренс у «Лексуса» всего на полтора сантиметра больше, чем у «Мерседеса» и «Вольво», да и по простору в салоне новичок далеко не рекордсмен. Ну и главное — просто посмотрите на него. С чем будет сравнивать этот арт-объект потенциальная покупательница? Ну конечно, не с «серьезными» кроссоверами!
VOLVO V40 CROSS COUNTRY
Надо отдать должное «Вольво» — даже сами шведы не считают V40 Cross Country кроссовером: они называют свою машину «компактным хэтчбеком с увеличенным дорожным просветом». И это абсолютно точное и честное определение: дополнительные 11 мм дорожного просвета и пластиковый декор, пущенный по периметру автомобиля, не способны превратить легковушку во внедорожник. Зато шведскую машину можно заказать с полным приводом, который в сочетании с мощным турбомотором превращает ее во всепогодное и весьма скоростное средство передвижения.
Здесь было бы уместно поставить звездочку, а в сноске мелким шрифтом обозначить «*по хорошим дорогам». Дело в том, что у «шведа» довольно длинный и низкий передний свес, а бамперы и пороги оторочены нарядными накладками, которые при контакте с жестким торсом планеты наверняка устроят стриптиз, постаравшись избавиться от покрытия, придающего им алюминиевое подобие. К тому же шины с невысоким профилем не позволят дубасить по буеракам очертя голову. Да и подвеска — сдерживающий фактор.
По плавности хода «Вольво» напоминает «Лексус», значительно уступая «Мерседесу», но превосходя «Мини». А вот наличие запаски радует: у V40, равно как и у NX 300h, она входит в перечень базового оборудования, в то время как у Mini и GLA отсутствует даже в списке опций.
Геннадий Петрович
Предприниматель. Ездит на Mersedes S-класса
Выбирая автомобиль для дочери, я, конечно, не мог не обратить внимание на Volvo V40. Давно знаю и уважаю эту марку, и этот небольшой кроссовер мне приглнулся сразу. Крепкий на вид, качественно собранный – такому можно доверить самое дорогое. Интерьер, наверное, не для девочек, но я считаю, что капризы со временем проходят, а вот чувство защищенности остается, и в этом Volvo равных нет – тут и подушек много, и активный круиз-контроль есть – словом, все, к чему я привык в большом бизнес-седане!
Кстати, о колесах: наш «Вольво» был обут в «шиповку» Dunlop SP Winter Ice 01. Уж не знаю, как она работает на зимней дороге — в середине ноября снега еще не было, — однако на асфальте шины колотят шипами по асфальту изовсех сил. Железный цокот с ростом скорости переходит в невероятный гул, который забивает собой все прочие шумы. А ведь «сорокет» — не самая громкая машина из нашей четверки: звуковое давление в салоне Cooper S ощутимо выше.
И если бы не «данлопический» вой, то с точки зрения акустического комфорта «Вольво» вполне мог быть на одном уровне с «Мерседесом», проигрывая разве что «Лексусу». Зато динамика разгона — если говорить о 249-сильной версии Т 5 — самая вкусная! Машина лихо срывается с места и самозабвенно набирает скорость, а 6-ступенчатый «автомат» ловко играет передачами, делая процесс управления тягой предельно понятным.
Ирина Брагина
Актриса, фотомодель. Ездит на Lexus RX
Эта машина, совершенно не примечательная внешне, меня покорила! Пожалуй, она умеет все и даже больше, разве что кофе в постель не приносит. Если я слишком близко подкатываюсь к впереди стоящей машине, она сначала дает световой сигнал, потом притормаживает, чтобы слегка качнуло, а потом и тормозит сама! Гениально! «Вольво» сам ползет в пробках на круиз-контроле, и даже сам паркуется! А если будет слишком скучно, можно нажать кнопочку и поменять цвет приборной панели в тон сегодняшнего маникюра.
Неплохо приспособлен «Вольво» и к дальнему бою – но лишь при том условии, что попутчиков будет всего двое.
Диван воспринимается чисто номинальным, особенно если спереди усядутся люди ростом выше среднего: запаса нет ни по высоте, ни по ногам. Зато только шведская машина позволяет заказать обогрев дивана, что при подобном «просторе» выглядит тонкой иронией.
Так что если вы соберетесь в дальний путь, намереваясь захватить с собой много поклажи, то разумно сразу же пожертвовать диваном в пользу багажника, ибо по умолчанию он здесь самый тесный. Но в целом салон у «КроссКантри» уютный — и это очень серьезное достоинство, поскольку большую часть времени владелец созерцает ее изнутри. Ни к качеству материалов, ни к стилю, ни к эргономике претензий нет. Управление мультимедийным интерфейсом предельно понятное, а графика дисплея весьма современна — она ничуть не хуже, чем у «Мерседеса» и «Мини», и значительно лучше, чем у «Лексуса». Заказная «виртуальная» панель приборов, которая позволяет менять темы оформления, дюже хороша, хотя и стандартные циферблаты смотрятся отлично.
MINI COOPER S COUNTRYMAN
«Мини» — лучший друг путешественников. У него самый большой грузовой отсек — почти полтора кубометра! Погрузочная высота — наоборот, минимальная. А еще это единственный в квартете автомобиль с трехсегментной спинкой дивана — можно легко разместить горнолыжный инвентарь, сохранив места для четверых седоков. Пассажиры тоже не в обиде. Попасть на диван проще простого — дверь почти прямоугольная, а организация водительского места и геометрия посадки рулящего таковы, что он точно оставит позади достаточно места даже для довольно рослых седоков. Над головой у пассажиров воздуха тоже в достатке, и в плечах не жмет, но только если не брать с собой третьего. Единственное, на что могут пожаловаться не занятые управлением путешественники, — тряска. Точнее, слишком подробное повторение профиля дороги. К этому процессу «Кантримен» подходит с избыточным старанием, но подвеска при этом сохраняет собранность, не позволяя машине ни биться в лихорадке, ни раскачиваться. Исключение составляют жесткие стыки – на них у британского «Селянина» неизлечимая аллергия.
Зато посмотрите на довольную улыбку водителя! Пусть «Мини» не самый мощный и не самый быстрый участник теста, зато силовой агрегат точно и поспешно реагирует на команды напольной педали акселератора, а руль снабжает водителя исчерпывающей информацией о положении передних колес и способности шасси переносить боковые перегрузки.
Ирина Брагина
Актриса, фотомодель. Ездит на Lexus RX
Мне в «Мини» не комфортно. Нет кнопок для регулировки сидений – нужно крутить вручную колесо и еще какой-то рычаг. Совсем некуда положить сумочку! Справа под подлокотником малюсенькое место для футляра от очков или косметички такой же формы. Зеркальце в козырьке тоже маленькое, да и боковые зеркала маленькие и не опускаются при движении задним ходом. Да, и что самое странное – спидометр расположен не перед рулем, а справа. Кто до такого мог додуматься? Это такой ретродизайн? Я и так могу замечтаться, пока еду…
А способности эти, надо сказать, почти совпадают с границами смелости большинства водителей. Даже несмотря на «вагонную» свою сущность, «Кантримен» почти не кренится — спасибо низкому центру тяжести. А водителю остается жалеть лишь о некотором недостатке боковой поддержки. Ну и о склонности пассажиров к укачиванию, если таковая обнаружится. Кстати, несмотря на заимствование компонентов уже снятой с производства «трешки» с индексом Е 90, к колее «Мини» относится весьма терпимо. Словом, как ни странно, именно автомобиль с «деревенским» именем оказался в нашей четверке самым драйверским. Особенно приятно, что это обстоятельство не отменяет известной вседорожности. По нашим замерам, клиренс «Кантримена» не уступает таковому у «Лексуса» и составляет 180 мм, но при этом, в отличие от «японца», «Мини» не выглядит на фоне других конкурсантов второгодником-переростком.
Словом, несмотря на провокационную внешность городского стиляги, «Кантримен» оказался неожиданно сбалансированным автомобилем. Осталось только убедить себя (или одариваемую даму) к нему привыкнуть. Потому что интерьер «Мини» — из области love it or hate it — люби или проклинай.
Станислав Давыдов
Арт-директор. Ездит на Audi Q3
MINI – отличный вариант автомобиля для девушки. Просто потому, что мы, мужчины, даже если занимаемся творческой работой, с трудом переносим буйство стиля в повседневной жизни. Меня, например, ужасно загружает эта суета форм в салоне, и я точно знаю, что никогда не использую этот «вагончик» в качестве средства для перевозки спортинвентаря – людям с подобными привычками лучше сразу купить пикап. А вот жене своей с удовольствием купил бы такую игрушку – и вовсе не потому, что эта машина приятна на вид и неплохо рулится. Просто MINI – это еще и пропуск в некий закрытый социум, в котором интересно и приятно находиться. А для людей моей профессии – еще и полезно!
Причем, как водится, от одного до другого – всего лишь шаг. Только вроде понравилась компоновка центральной консоли, и тут же чертыхаешься, пытаясь найти среди одинаковых на вид переключателей тот, что отвечает за разблокировку дверей. Ну да, конечно, ко всему можно привыкнуть, даже к эргономике «Лексуса». Но, в отличие от «Мерседеса» и «Вольво», с «Мини» удается далеко не сразу. Хотя мозг проявляет удивительную изворотливость: невозможно разглядеть консольную стрелку спидометра — выведем на экран перед глаза ми цифровой заменитель.
Плохо видно скрывающееся за дверью правое зеркало — хорошо, поддомкратим кресло. Вокруг водителя полно жесткого пластика – будем смотреть, а не трогать. В общем, «Кантримен», как и любой другой «Мини», одарен умением в себя влюблять. Причем шарм этот действует даже на тех, кто прекрасно понимает, что «Селянин» — продукт насквозь искусственный, не имеющий никакого отношения ни к творцу того самого, настоящего «Мини» Алеку Иссигонису, ни к легендарному британскому наследию.
MERCEDES-BENZ GLA 250
Разговор о немецком кроссовере хочется начать с комплиментов. Вне всякого сомнения, все четыре автомобиля обладают выразительной наружностью, однако GLA среди них — настоящая звезда. Ослепительно яркая, хоть и трехлучевая. Эту машину немцы вылепили из хэтчбека А-класса. Правда, в отличие от шведов, не ограничились увеличением клиренса и пластиковыми одеяниями в стиле оффроуд. Кузовные работы, которым подвергли донора, оказались куда более существенными, и в результате GLA получился длиннее, выше и шире «ашки». У него более внушительные колесные арки, в которых поместились крупные «лапти», обутые в зимнюю резину размером 215/60 R17.
Стоп. Как же так? Ведь это GLA в исполнении Edition 1, которому положены 19-дюймовые колеса. Я помню эту машину — мы с ней встречались летом, когда она щеголяла эффектными черными дисками, на которые были натянуты покрышки размером 235/45 R19. Даже на них кроссовер казался довольно комфортабельным, особенно на фоне родственного А-класса. Так что же, на зимних «семнашках» плавность хода стала еще лучше?
Станислав Давыдов
Арт-директор. Ездит на Audi Q3
GLA — правильный вариант «тюнинга» А-класса. У этой машины более гармоничные пропорции, а все линии и «складки» смотрятся очень интересно. Интерьер тоже удался, особенно понравились три дефлектора на центральной консоли. Есть в этом решении и что-то ностальгическое, и в то же время ультрасовременное — прекрасная находка! Неприятные ощущения вызвали скрипы центральной консоли (откуда они в такой недешевой машине?) и контроллер мультимедийной системы — очень уж он маленький!
Да! Через неровности «Мерседес» следует невозмутимо: мелкие дефекты дорожного покрытия застревают в резине, а более крупные пакости берет на себя подвеска. Однако оборотной стороной медали оказалась управляемость: на повороты руля машина реагирует крайне вяло и с большим опозданием, при этом информативность практически никакая. Да и прямую кроссовер держит не слишком уверенно, периодически требуя коррекции траектории. Обидно, ведь с таким мотором GLA 250 4MATIC мог бы быть зажигательной штучкой!
Инженеры основательно поработали над настройками коробки 7G-DCT, придав ей почти «гидротрансформаторный» характер работы: передачи сменяют друг друга весьма деликатно, без характерных подергиваний, свойственных «роботам» с двумя сцеплениями, — чем, кстати говоря, грешат «ашки» и «бэшки», начиненные теми же агрегатами.
Ирина Брагина
Актриса, фотомодель. Ездит на Lexus RX
В эту машину можно влюбиться! Когда сидишь внутри, кажется, что ты на какой-то роскошной яхте. Элегантно, стильно и сексуально. В крыше два стеклянных окна: одно впереди, другое – над пассажирами. И первое открывается, как люк. Есть место для сумочки, боковые зеркала складываются автоматически, и багажник открывается кнопкой изнутри, причем на ту высоту, которая нужна! Жаль, здесь нет привычного селектора и переключаться нужно джойстиком у руля, которым обычно включают щетки стеклоочистителя.
Приключения за пределами асфальта GLA не приветствует. Геометрия кузова далека от внедорожной: клиренс практически легковой, да и передний бампер самый низкий из всего квартета – не говоря уже о том, что контактной частью назначена «губа» с красивым металлизированным покрытием. На то, что Mercedes страдает «бордюрофобией», недвусмысленно указывала серьезная ссадина на нижней части бампера. И даже несмотря на то, что задний свес у «немца» короче, чем у его соперников, блестяшки на бампере не позволят увлекаться триалом на пересеченной местности.
Интерьер «Мерседеса» выглядит изумительно ровно до тех пор, пока не начнешь его исследовать тактильным способом. Воздуховоды системы вентиляции при вращении поскрипывают, а корпус закрепленного на передней панели «планшета» недостаточно жесткий. Но «трогать его не моги» – это не тачскрин, и тыкать пальцами в него не след. Все манипуляции с интерфейсом осуществляются контроллером, обитающим между креслами. Может, оно и к лучшему? Ведь управление системой Comand Online интуитивно понятно. Да и графика дисплея на высоте — равно как и быстродействие. Браво, Mercedes-Benz!
С эргономикой не было бы никаких трудностей, если бы не набивший оскомину левый подрулевой переключатель, на который инженеры в соответствии с давней традицией марки повесили все функции разом. Впрочем, к этому со временем привыкаешь — но не так быстро, как к селектору коробки передач, расположенному на другой стороне рулевой колонки. Всего пара дней езды на «Мерседесе» – и, пересаживаясь в другой автомобиль, пытаешься тронуться с места, включая стеклоочиститель…
Пожалуй, самая серьезная проблема GLA — обзорность. Массивные стойки кузова, небольшая площадь остекления и подслеповатые зеркала не способны дать водителю полной картины мира. В результате при перестроениях приходится активно крутить головой. Эта особенность немецкого кроссовера напрягает даже опытных водителей — а каково будет новичкам?
LEXUS NX
Мы привыкнем. Мы обязательно привыкнем к новому «лицу» и прочим частям «лексусовых» тел. Возможно, нынешний период даже войдет в историю марки под каким-нибудь особенным названием. Нагойский модерн (именно в Нагое находится подразделение Toyota Lexus Division) – почему бы и нет? А пока даже те, кому довелось увидеть NX во время мировой премьеры в Пекине, ходят кругами, завороженные игрой света на причудливых формах этого некрупного автомобиля. Если главная цель покупки – привлечь внимание окружающих, то можете закрывать журнал прямо сейчас и мчаться к дилерам. NX еще года полтора будет магнитить взгляды проезжающих рядом, так что имиджевая задача будет отработана на все деньги, сколько бы вы их ни потратили.
Правда, несколько месяцев из отпущенных вам скоротечной модой можно провести в ожидании, но оно того стоит. Ну а теперь, когда среди читателей остались только скептики с прагматиками, заглянем в салон. Кресла версии F Sport шедевральны, но, как и всякий шедевр, не отличаются абсолютной универсальностью. Более того, даже водители среднего роста и средней же комплекции жаловались на то, что плечи болтаются в воздухе, а поддержка бедер докучает во время продолжительных поездок.
Ирина Брагина
Актриса, фотомодель. Ездит на Lexus RX
Это не машина, а космический корабль какой-то — и снаружи, и внутри. Очень странный, навороченный дизайн и очень много всего! Миллион каких-то кнопок и такая большая панель справа от водителя, что кажется, будто ты зажат в маленькой кабине пилота, а остальная громадина — сама по себе. Понравилось и сенсорное включение света внутри салона — как и положено в космосе, и есть очень крутая штука — беспроводная зарядка телефона, но она почему-то не работала. Наверное, потому, что мы все-таки пока что на Земле…
К материалам салона тоже есть вопросы. Ну ладно, черный цвет, но откуда столько жесткого на вид и на ощупь пластика? Ситуацию отчасти спасают кожаные вставки, и через полчаса почти удается убедить себя в том, что все «на уровне», но тут на глаза опять попадаются Mercedes или Volvo и обну- ляют результаты аутотренинга.
Справа от водителя – усеянный кнопками козырек центральной консоли. По количеству ручек-кнопок с «Лексусом» может потягаться только «Вольво», а по времени поиска нужных функций – лишь Mini. Но и к «эн-иксу», как и к «Кантримену», можно привыкнуть. Например, обнаружил один раз в тени нависающей консоли черную ручку громкости – второй раз найдешь ее быстрее. А вот тем, кто приноровился манипулировать странным гибридом мышки и джойстика на других «лексусах», придется переучиваться – у новичка более традиционная «шайба», но отлита она из такого дешевого пластика, какой не часто встретишь и в масссегменте. В общем, хочется забыть про этот артефакт до самого момента возвращения дизайнеров с материаловедами с курсов повышения квалификации.
Геннадий Петрович
Предприниматель. Ездит на Mersedes S-класса
Очень необычная машина! Не знал бы, что это серийный экземпляр — подумал бы, что концепт. Конечно, мужчину за рулем такого авто я себе не представляю, но как раз дочери с удовольствием такую купил бы. Понравились и на совесть сделанный салон, и простор внутри, да и бренд вызывает уважение. Конечно, несколько портит настроение необходимость раз в 10 000 платить за сервис, но в конце концов у дочери пробеги будут небольшими, так что на это можно и закрыть глаза…
Гибридная силовая установка «Лексуса» – самая мощная в нашем квартете, но и сама машина – самая тяжелая. Ближайший из соперников – V40 – на два с лишним центнера легче. Так что даже усилий 155-сильного бензомотора и двух электродвигателей не хватает, чтобы не отстать от умчавшейся вперед троицы. Впрочем, первая же связка поворотов убедит водителя в том, что гнаться и не имело смысла – крены у скромного на вид «Лексуса» такие, что начинаешь всерьез радоваться боковой поддержке.
В ответ на любой эксперимент с тягой во время затяжного виража NX отвечает пугающей диагональной раскачкой, стимулируя пилота продумывать свои действия заранее: оттормозился, выбрал скорость выхода из поворота, нагрузил внешние колеса, дождался апекса и теперь аккуратненько добавляй «газ». Сделал? Молодец, готовься к следующему виражу.
Ситуацию не исправляет даже активация режима «Спорт»: управляемые стойки крены, конечно, снижают, но явно не слишком стараются. Зато подвеска, и без того жесткая, становится просто отчаянно дискомфортной. Словом, гонки – это не для «Лексуса». По крайней мере, не для гибридного. Зато, даже несмотря на большой батарейный блок, у NX самый объемный багажник и самый просторный салон. И если общение с первым портит большая погрузочная высота (хуже только у «Вольво»), то по части пассажирских перевозок вопросов нет вовсе!
А еще «Лексус» – единственный в нашей четверке автомобиль, в который можно забраться без страха испачкаться о пороги – ценное в наших условиях качество. Не хватает только 12-вольтовой розетки.
Текст: Николай Свистун
Фото: Ян Сегал