ЖЕЛАЕТЕ ИНОМАРКУ?
Рано или поздно очередное произведение отечественного автопрома умирает посреди трассы, и в этот момент, кроме ненормативной лексики, в голове возникает простая мысль: «Нужна нормальная машина». А нормальная – значит, иностранного производства, недорогая и, главное, новая!
ЧТО ЕСТЬ ЧТО
Chevrolet Lanos
Цена – от $9235
Макс. мощность – 86 л.с. при 5800 об./мин
Макс. крутящий момент – 130 Нм при 3400 об./мин
Макс. скорость – 172 км/ч
Разгон 0–100 км/ч – 12,5 с
Fiat Albea
Цена – от 315 000 руб.
Макс. мощность – 77 л.с. при 6000 об./мин
Макс. крутящий момент – 115 Нм при 3000 об./мин
Макс. скорость – 162 км/ч
Разгон 0–100 км/ч – 13,5 с
Peugeot 206 Sedan
Цена – от 329 000 руб.
Макс. мощность – 110л.с. при 5800 об./мин
Макс. крутящий момент – 147 Нм при 4000 об./мин
Макс. скорость – 190 км/ч
Разгон 0–100 км/ч – 13,7 с
Iran Khodro Samand
Цена – от 324 000 руб.
Макс. мощность – 100 л.с. при 6000 об./мин
Макс. крутящий момент – 153 Нм при 3000 об./мин
Макс. скорость – 185 км/ч
Разгон 0–100 км/ч – 11,9 с
РЕЗЮМЕ
Главное достоинство этих машин – низкая цена, и те, кто всерьез рассматривает такой автомобиль как покупку, прежде всего, обращает внимание не на результаты тестов, а на ценник, но…
Тест получился неоднозначным. Например, Chevrolet Lanos просто попал не в ту компанию, здесь он с легкостью бьет всех по цене, но проигрывает по большинству остальных параметров, а вот будь у него в противниках продукция АвтоВАЗа, он с легкостью победил по всем показателям – он дешевле и надежней. Samand классом выше, но по ценам сопоставим с Albea. Peugeot – нам достался с двигателем 1.6 и «автоматом», что подняло цену до заоблачных высот, а будь он с ручной КП и 1,4-литровым движком, то расклад сил мог быть совсем другим, ведь ни прекрасная управляемость, ни увеличенный багажник никуда не исчезли бы. А пока по совокупности оценок в категории качество-количество-цена побеждает Fiat – с чем его и поздравляем.
Колонизаторы во всемирной истории всегда рассматривались двояко: с одной стороны они несли свою культуру и технологию в дикие земли, а с другой – притесняли аборигенов. Бюджетные седаны этого теста пришли на наш рынок с такими же целями. Эти машины предлагают совсем другую культуру производства и совершенно новый взгляд на дешевые авто. Здесь уже надо учитывать, что покупатель таких моделей интересуется наличием сервиса и не собирается обслуживать их в собственном гараже «на коленке». У него на это просто нет времени – он уже не «копит на машину», и не дрожит над ней, а нормально живет, активно пользуясь кредитными программами, предоставляемыми гарантиями и страховкой. А при таких условиях ему нет никакого резона нести кровно заработанные рубли деятелям «соватропорма», тем более, что рублей этих с каждым днем требуют от него все больше. Нашумевшие последние проекты самого массового нашего автопрозводителя АвтоВАЗа – «Калина» и «Приора» не могут предоставить такого уровня инженерии, да и с качеством у них вечные проблемы. Трудно представить, о чем думают вазовские маркетологи, рисуя на ценнике «Приоры»: «от $10500». Кто будет платить такие деньги за пустой «тазик», когда за них же можно взять Lanos в самой дорогой комплектации – с кондиционером и окраской металлик? И это не единственное предложение такого рода на нашем рынке, остальные просто остались за границами нашего теста. Так, что «бывший советский» автопром вымрет под натиском колонизаторов или останется доживать в резервациях среди самых отсталых слоев населения, как доживают все порабощенные аборигены – в алкоголизме и разгильдяйстве.
А на его территории расположатся сборочные предприятия мировых производителей и будут окучивать и возделывать наш рынок, выкатывая свои бюджетные машины. Самое интригующее, что это тоже промежуточное решение и, если автомобилизация удержится на том же уровне хотя бы пять лет, то скоро интерес к «бюджетным машинам» угаснет сам собой. Мы, так же, как во всем мире, будем интересоваться не ценой, а управляемостью, пассивной безопасностью и дизайном.
Перелом в сознании произошел – в провинции народ стал покупать новые иномарки.
КАК ОНИ ВЫГЛЯДЯТ
НИКИТА РОЗАНОВ
CHEVROLET LANOS
Первый показ – 1997 г.
Дизайн – Italdesign
(Daewoo Lanos – 1996 г.)
FIAT ALBEA
Первый показ – 2003 г.
Дизайн – Centro Stile Fiat.
PEUGEOT 206 Sedan
Первый показ – 2005 г.
Дизайн – Peugeot.
IRAN KHODRO SAMAND
Первый показ – 2004 г.
СНАРУЖИ
Само по себе слово «бюджетный» не несет в себе ничего обидного. Напротив, применительно к автомобилю, в нем априори должно звучать подтверждение рациональности покупки и здравого подхода автовладельца к собственному бюджету и месту, занимаемому индивидуальным транспортом в капитале его среднестатистической семьи. В этой связи, стиль автомобиля этого потребительского сектора должен иллюстрировать понятие дизайна в самом классическом его понимании. Так было. Вспомните историю: Citroen 2CV, VW Beatle или Fiat Uno.
Сегодня людская ментальность иная и Fiat Albea, прямой потомок Uno, округл, раскосо глазаст и в меру интегрирован в деталях. Гармоничен и, снова в меру, изящен и динамичен. Яркости нет, но тут она и неуместна (по определению). Его абсолютный идеологический двойник и ветеран «бюджета» – Lanos. За долгие годы своего существования стиль сменил «фамилию» и теперь золоченый крест Chevrolet всецело определяет имидж этой модели. Приращенный багажник Peugeot 206 его не изуродовал и даже, наоборот, изменил боковые пропорции в лучшую сторону. Не идеал, но от кургузости 5-дверного хэтчбека не осталось и следа. Самый несовременный и несобранный воедино вид у иранской модели Samand. С «лица» преклонный возраст подчеркивает «пассатовский» взгляд фар и его же, но перевернутая облицовка радиатора, на которой красуется какой-то самодельный символ (владельца любителя конного спорта?), вынужденно установленный взамен утраченной эмблемы VW… Его же боковая архитектура и пропорции выжмут слезу воспоминаний у фанатиков Peugeot 406, но не более. В остальном одни ощущения кустарной и сырой работы дизайнера самоучки. На этом фоне можно закрыть глаза на возраст дизайна Lanos и греть свое самолюбие тем, что 11 лет тому назад, быть может, вот эта линия вышла из-под карандаша самого Джуджаро, а задние фонари Peugeot так здорово напоминают флагманский седан 607.
ВНУТРИ
Такого единства параметра СНАРУЖИ/ВНУТРИ я не припомню за всю историю наших сравнительных тестов. Конечно же, это не случайно, ведь разработку стиля определяли жесткие и узкие рамки «бюджета». Это хорошо для функционального дизайна, но плохо уживается с художественным началом и стилем. От этого так чисто и даже стильно выглядит минимализм панели приборов Fiat и ассоциируется с аляповатым кичем панель приборов иранского автомобиля. «Восток – дело тонкое» и от того мне непонятно желание безымянного дизайнера использовать американский «штамп» автоархитектуры 80-х гг. в панели приборов автомобиля ХХI века. Плоские досочки, нелепо смотрящийся 4-спицевый руль, плоская дверь…
РЕЗЮМЕ
Жить на среднюю бюджетную зарплату непросто. Но оптимистичный стиль Fiat и жизнерадостность Peugeot, точно, помогут.
1 МЕСТО
Fiat Albea
+ Тяговитый двигатель Хорошая звукоизоляция и обзорность Большой багажник.
— не самая лучшая управляемость.
2 МЕСТО
Peugeot 206 Sedan
+ Хорошая управляемость Достойный дизайн Неплохая динамика.
— Высокая цена Тесные задние сиденья.
3 МЕСТО
Iran Khodro Samand
+ Автомобиля должно быть много Устойчивое поведение на прямой Климат-контроль.
— Тяжелый руль Отсутствие подушек безопасности в версии 1.8 Просчеты в эргономике.
4 МЕСТО
Chevrolet Lanos
+ Низкая цена Тяговитый двигатель Большой дорожный просвет.
— Неважная управляемость Просчеты в эргономике Скромный багажник.
ТЕКСТ: МАКС СЕРГЕЕВ
ФОТО: ЛЕОНИД ДЕДУХ