Несколькими страницами ранее вы могли познакомиться с тестом четырех очень дорогих (50-80 тысяч долларов) внедорожников. Не дожидаясь следующего номера журнала, предлагаем вам еще одну «серию» на ту же тему — три японских, значительно менее дорогих, «паркетных» вездехода.
Роман Сергеев.
Среди отобранной для испытаний тройки (Toyota RAV4, Honda CR-V и Suzuki Grand Vitara) малоизвестных новичков нет. Toyota RAV4, по праву считающаяся прародительницей «дорожных вездеходов», представлена моделью новейшего, второго поколения. Популярная во всем мире Honda CR-V на российском рынке второй год подряд уверенно держит второе место по количеству проданных автомобилей среди новых импортных внедорожников. Suzuki Grand Vitara и за границей, и у нас пользуется спросом как один из наименее дорогих джипов (не считая корейской Kia Sportage и российской «Нивы»).
Конструкция и компоновка
Все три автомобиля, не претендуя на статус полноценных «проходимцев», в конструкции и в компоновке не имеют ничего общего с обычными легковыми автомобилями (за исключением силовых агрегатов). Это означает, что их кузова и подвески, в отличие от, скажем, Subaru Forester, разработаны «с чистого листа» и с учетом внедорожной эксплуатации. Наиболее традиционно «по-внедорожному» скомпонована Suzuki Grand Vitara: рамный кузов, продольный двигатель, подключаемый при необходимости передний привод, неразрезной задний мост. Остальные используют несущую конструкцию кузова, поперечные силовые агрегаты и полностью независимые подвески. Полный привод у них либо постоянно включенный (Toyota), либо автоматически подключаемый задний мост при пробуксовке передних колес (Honda). Для испытаний мы подобрали наиболее популярные пятидверные модификации с двухлитровыми моторами и автоматическими коробками передач.
Внешний облик
Все три японских джипа производят совершенно разное внешнее впечатление. Наиболее запоминающейся и выразительной внешностью выделяется Toyota. Облик RAV4 точно соответствует назначению автомобиля — это не вездеход для тяжелой работы в бездорожье, а транспорт для серфингиста, горнолыжника или поклонника горных велосипедов. В соответствии с этим в дизайне автомобиля нашли отражение и внедорожные пропорции, и спортивные мотивы. В новом RAV4 дизайнерам удалось воплотить трудно совместимые качества: функциональность, гармоничность и оригинальность. В этом плане новый RAV4 — достойный родственник впечатляющей малышки Toyota Yaris.
Дизайн Honda CR-V основан на иной идеологии — внешняя сдержанность и лаконичность. За исключением наружного расположения «запаски», Honda лишена какой-либо внедорожной атрибутики. CR-V производит впечатление сугубо практичного, скромного, но изящного универсала, не претендующего на роль плейбоя. И, как показывает хороший сбыт этой модели, чисто вездеходный облик важен далеко не для всех покупателей «паркетных» «проходимцев».
Пожалуй, менее других нас порадовала внешность Suzuki Grand Vitara — обычный универсал, значительно утяжеленный массивной нижней «обвязкой» (окрашенные в цвет кузова бамперы, брови колесных ниш и накладки дверей). Нам кажется, что первое поколение Suzuki Vitara было даже интереснее.
Если в наружном дизайне легковых автомобилей выразительность и узнаваемость имеют большое значение, то в стилистике интерьера для многих важнее спокойная ненавязчивость, которая может быть и не запоминается, но и ничем не раздражает. Такой подход характерен для дизайна интерьеров очень многих японских автомобилей, в том числе и для Honda CR-V и Suzuki Grand Vitara. Оформление передних панелей этих автомобилей, различаясь в обводах и деталировке, оставляет очень схожее впечатление. У Honda CR-V оно немного «побогаче» за счет горизонтальной вставки из мягкого пластика более светлого оттенка. Приятно удивила и кожаная отделка салона. У Suzuki используются только жесткие пластмассы с фактурой типа «soft-look», удачно имитирующей мягкую поверхность.
В отделке интерьера Toyota RAV4 тоже используются высококачественные жесткие «подделки» под мягкие пластмассы, однако в целом оформление яркое, в спортивном духе. Стилистика интерьера нового RAV4 понравилась больше, чем у конкурентов, хотя нельзя не покритиковать серебристые — но явно не из настоящего алюминия — накладки на центральной консоли.
Эргономика, вместимость
Переходя от внешнего облика к эргономике «рабочего места водителя», сразу отмечаешь, что главное различие — в форме и жесткости сиденья. У RAV4 эти показатели оптимальны — сиденье удобно «охватывает» тело и обеспечивает хорошую боковую поддержку. У Suzuki оно слишком мягкое, аморфное. У CR-V чересчур выпуклый поясничный подпор спинки сиденья и недостаточная боковая поддержка. Однако благодаря регулировкам сиденья (их больше всего у Honda CR-V) и рулевой колонки (только по наклону) поиск удобной рабочей позы у всех трех автомобилей не вызывает существенных затруднений. Еще одно явное различие относится к расположению селектора автоматической коробки — у Honda CR-V он по-американски на рулевой колонке, у Suzuki и Toyota — по-европейски между сиденьями. Европейское расположение нам кажется более удобным, хотя при отсутствии режима ручного переключения это не имеет особого значения. Зато перенос рычага «на руль» освобождает проход между сиденьями, хотя возможность «прогулки» по салону в небольшом автомобиле вряд ли можно считать важным преимуществом.
Умозрительно наиболее вместительным автомобилем должна была бы быть Honda CR-V — самая длинная и по базе, и по габаритам. Тем большим сюрпризом стала практически одинаковая с ней полезная вместимость Toyota RAV4. Пространство для ног задних пассажиров у обоих автомобилей достойно больших седанов класса «Е», правда при условии, что у Toyota заднее сиденье максимально отодвинуто назад. Здесь необходимо отметить, что, кроме регулировки наклона спинки заднего сиденья, у RAV4 есть еще и весьма эффективная продольная регулировка, передвигающая второй ряд сидений назад на целых 150 мм. При этом объем багажника уменьшается от 500 л до 400 л, тем не менее оставаясь немного большим, чем у Honda CR-V. Дело в том, что у RAV4 больше глубина багажника, а у CR-V часть высоты багажника занимает складной столик для пикников. Нужно отметить, что задние сиденья у RAV4 могут не только складываться, но и вообще выноситься из автомобиля. Suzuki Grand Vitara уступает обоим конкурентам и по длине салона, и по объему багажника.
Динамика разгона, управляемость, тормоза
В динамике разгона среди участников этого теста есть два лидера (Toyota и Honda) и один аутсайдер (Suzuki). Собственно, RAV4 мог бы стать единоличным победителем, если бы не повышенная «задумчивость» автоматической трансмиссии при переходе на режим kick dawn. У Honda CR-V реакция на «педаль в пол» срабатывает быстрее и плавнее. Suzuki тоже грешит «задумчивостью» автомата, но это усугубляется еще и очевидно меньшими возможностями мотора. Устроив на извилистом и незагруженном загородном шоссе импровизированные соревнования, мы убедились, что Honda и Toyota могут держаться на равных, а Suzuki отстает. Конечно, здесь сказались не только возможности силовых агрегатов, но и характеристики управляемости.
Кстати, об управляемости — обобщенно расклад тот же, что и в динамике разгона, с той лишь разницей, что отставание Suzuki еще больше. Honda и Toyota отличаются хорошим легковым поведением на твердой дороге. Причем Toyota немного спортивнее — чуть острее реакция на поворот руля (чувствительность рулевого управления), чуть меньше крены кузова в повороте. Но и у Honda CR-V есть преимущество — более внятное реактивное действие (информативность) рулевого управления. Suzuki воспринимается как автомобиль, принадлежащий к предыдущему поколению. Рулевое управление менее точное, с вялой чувствительностью и плохой информативностью. Быстрое движение по неидеальному асфальту вызывает необходимость постоянного подруливания, а неровности в повороте «переставляют» автомобиль. Suzuki еще может выиграть в сравнении с ВАЗовской «классикой», но не с современными аналогами.
Может быть единственной номинацией этого теста, в которой трудно выделить лидеров и отстающих, являются тормозные свойства. Все соперники оборудованы системами АБС, не вызвавшими никаких существенных нареканий.
При равномерном движении все три автомобиля достаточно бесшумны — особенно не досаждают ни аэродинамические шумы, ни звук качения шин, ни «голос» мотора. Но при интенсивном разгоне картина резко меняется. Toyota лишь слегка повышает мягкий тембр своего мотора, в то время как двигатели Honda CR-V и Suzuki Grand Vitara «голосом» выражают свой протест, причем Suzuki это делает особенно резко.
В сравнении с обычными легковыми автомобилями, все три паркетных внедорожника отличаются повышенной энергоемкостью подвески, позволяющей им довольно безболезненно «проглатывать» значительные дефекты наших дорог. При этом резкая «мелочевка» передается достаточно явственно. В целом, по плавности хода впереди Honda, с небольшим отставанием за ней Toyota и еще немного от них отстает Suzuki.
Проходимость
В разделе «проходимость» Suzuki Grand Vitara получила возможность частично компенсировать проигрыши в предыдущих номинациях этого теста. Основное преимущество Suzuki — в наличии понижающей передачи, позволяющей в особо тяжелых условиях двигаться в тракторном режиме. Кроме того, у Grand Vitara наибольший угол въезда и жестко подключаемый привод передних колес.
Второй по проходимости, благодаря автоматической блокировке центрального дифференциала и заднему дифференциалу повышенного трения, является Toyota RAV4. Да и в геометрической проходимости RAV4 лишь немногим уступает Suzuki.
Toyota RAV4
«За»:
1. Выразительный дизайн
2. Управляемость
3. Динамика разгона
4. Бесшумность
«Против»
1. Высокая цена
Honda CR-V
«За»:
1. Управляемость
2. Динамика разгона
3. Разумная цена
«Против»:
1. Относительно слабые внедорожныевозможности
Suzuki Grand Vitara
«За»:
1. Невысокая стоимость
2. Преимуществ в проходимости
«Против»:
1. Недостатки управляемости
Слабее всех в бездорожье выглядит Honda CR-V с самыми длинными свесами кузова, наименьшими углами въезда-съезда и без каких-либо блокировок. Правда, как мы убедились, гидравлическая муфта, подключающая привод задних колес, срабатывает достаточно быстро после начала пробуксовки передних, но уже сам факт пробуксовки в критических условиях может стать непреодолимым препятствием. Маленькая ремарка: если вы решите испытать пределы проходимости любого из этих автомобилей, заранее имейте в виду, что ни один из них, как говорится, в подметки не годится нашей «Ниве».
Итоги
При подведении итогов этого сравнительного теста вроде бы напрашивается очевидный вывод: Toyota RAV4 и Honda CR-V лидируют почти «ноздря в ноздрю» при явном отставании Suzuki Grand Vitara. Причем Toyota все-таки опережает Hondа, хотя бы за счет свежести, новизны и большей внешней выразительности. Но все это без учета немаловажного фактора — стоимости. Пятидверный RAV4 с автоматом стоит неразумно много — 37 тыс. долл., CR-V — от 27 900 тыс., а Grand Vitara — всего 24 тыс. Получается, что выбрав CR-V вместо RAV4, вы можете сэкономить на Peugeot 206 для супруги, а разница между Toyotа и Suzuki позволяет рассчитывать на покупку Skoda Octavia. Остается надеяться, что цена RAV4 установлена в расчете «на новенького» и впоследствии будет снижена, но сейчас наиболее разумным компромиссом является покупка Honda CR-V. Что касается Suzuki Grand Vitara, то такая цена при вполне приемлемом качестве – большой плюс. В качестве умеренно дорогой альтернативы для трех героев нашего теста можно предложить Land Rover Freelander и Subaru Forester. Freelander выделяется внедорожной внешней выразительностью, а Forester, особенно с турбонаддувным мотором, — выбор водителя-энтузиаста.
Технические характеристики
Модель: Toyota RAV4 (автомат)/ Honda CR-V(автомат) / Suzuki Grand Vitara (автомат)
База, мм: 2490 / 2620 / 2480
Габаритные размеры, мм:
длина: 4245 / 4545 / 4200
ширина: 1785 / 1750 / 1780
высота: 1680 / 1710 / 1680
Дорожный просвет, мм: 200 / 210 / 195
Снаряженная масса, кг: 1350 / 1445 / 1375
Число цилиндров и рабочий объем двигателя, см3: R4 — 1998 / R4 — 1997 / R4 — 1995
Максимальная мощность, л.с.
при об/мин: 150/6000: 147/6300: 128/6000
Максимальный крутящий момент, Нм
при об/мин: 192/4000: 182/4500: 174/2900
Максимальная скорость, км/ч: 175 / 170 / 155
Время разгона 0-100 км/ч, с: 10,8 / 12,5 / 13,0
Расход топлива по нормам ЕИ, л/100 км:
по загородному циклу: 7,6 / 8,4 / 9,6
по городскому циклу: 12,4 / 12,7 / 13,8
Объем багажного отделения, л: 400 / 444 / 277
Фото: Александра Ноздрина