После презентации новой Mazda3 мнения моих коллег разделились: кому-то очень понравился стильный хэтчбек, а другим, наоборот, приглянулся скромный, но симпатичный седан. О двигателях, ходовых качествах и тяговитости новых моторов никто не спорил — только о внешности автомобилей. А представители компании с довольным видом наблюдали за этими дискуссиями: если только и споров, что о дизайне, значит, затея с нашумевшим «zoom-zoom» вполне себя оправдала — Mazda полностью сменила имидж…
Действительно, чего-чего, а вот стильного дизайна и имиджа производителя «породистых» автомобилей японским компаниям явно не хватает. Они могут привлечь чем угодно: высокими показателями мощности и крутяшего момента, потрясающей надежностью и огромным ресурсом, роскошной комплектацией или низкой ценой, но очень не хватало «легенды» — истории, происхождения, статуса. Борются с этой проблемой по-разному: кто-то придумывает новые брэнды и поначалу «стесняется» их, всячески скрывая родство. А кто-то, как Mazda, решает менять имидж компании целиком — модели проектируются действительно совершенно новыми. Во всем…
Идеология «zoom-zoom», в рамках которой уже было создано несколько моделей, подразумевает, прежде всего, иной имидж моделей Mazda. Сравните предыдущее и нынешнее поколение — на смену 626-й пришла динамичная Mazda6. Вместо скромной малолитражки 121-й серии появился компактный хэтчбек Mazda2. А скромная Mazda 323 уступила место агрессивной и стильной «трешке» — Mazda3. И судя по уровню продаж, «Мазда» не жалеет о том, что пошла ва-банк, так как все новые модели пользуются повышенным спросом. А в ближайшее время появится еще одна модель «zoom-zoom» — Mazda4, которая заменит однообъемник Premacy.
Mazda3 создана на совершенно новой платформе, которая уже стала основой для таких автомобилей, как Volvo S40 и Ford Focus C-Max. Среди ее особенностей — явные «драйверские» настройки, что можно заметить даже по однообъемному «Си-Максу», не говоря уже о компактной приземистой «тройке». Спереди установлена проверенная временем подвеска со стойками McPherson, а сзади — многорычажная схема с подруливающим эффектом. Кузов автомобиля создан с применением технологии MAIDAS, предназначенной для поглощения и распределения энергии удара. Кроме этого, на безопасность работают инерционные ремни безопасности с преднатяжителями, брусы безопасности в дверях, а также фронтальные или боковые подушки безопасности — в стандартную комплектацию входит четыре «эйрбэга», а более дорогие версии имеют шесть подушек. В стандартное оснащение входит ABS с электронной системой распределения тормозного усилия, что в результате дает рекордно короткий (для этого класса) тормозной путь.
Сильная сторона всех новых моделей — дизайн кузова. Если раньше это были просто добротные, но скромные, безликие автомобили, то теперь каждая новая Mazda — это всплеск эмоций. Правда, отдавая себе отчет в том, что далеко не все потребители смогут принять новый стиль, производитель решил сделать все хитрее: все версии «трешки» немного отличаются друг от друга. Только если в середине девяностых все модификаций модели 323 вообще не были похожи между собой, то нынешние «тройки» отличаются не так разительно. К примеру, спереди трудно отличить седан от хэтчбека, не имея перед глазами фотографии обеих версий — отличия в нюансах. У хэтчбека, изначально ориентированного на спортивность, капот и фальшрадиаторная решетка более выпуклые, агрессивные, а седан при схожем дизайне выглядит спокойным, уравновешенным. Интересный момент: все кузовные панели у хэтчбека и седана оригинальные, отличаются формой, размерами и пропорциями, но глядя на них этого и не скажешь. А вот сзади и сбоку обе версии мало похожи: хэтчбек выглядит почти кроссовером, а седан — обычным седаном. Естественно, что и задняя часть, и линия крыши полностью оригинальны. Так что, выбирая между седаном и хэчтбеком Mazda3, приходится склоняться либо к спортивному (хэтчбек), либо к спокойному (седан) экстерьеру. Что одновременно и хорошо, потому что есть возможность подобрать версию по вкусу, и плохо, потому что кому-то может понадобиться «агрессивный» седан или, наоборот, спокойный с виду хэтчбек. Впрочем, это придирки: другие компании вообще предлагают один вариант дизайна для всех версий одной модели.
Интерьер «трешки» не оставит ценителя спортивных автомобилей равнодушным. Посадка высоковата, но зато все остальное — как у стремительного купе. Спортивная трехспицевая «баранка» с пухлым ободом, комфортные и удобные кресла с мощной боковой поддержкой, панель приборов с тремя глубокими «колодцами». Когда зажигание выключено, стрелки тахометра и спидометра смотрят вертикально вниз, как у породистых итальянских спорткаров. О дорогих моделях напоминает и качество пластмассы, она мягкая не только визуально, но и на ощупь.
Как указано в пресс-релизе, эргономике было уделено особое внимание: попав за руль «трешки», начинаешь понимать, о чем идет речь. Все кнопки, клавиши и переключатели имеют четко различимые и понятные пиктограммы, а взаимное расположение органов управления не дает повода для упрека. Особенно оценят водители короткоходный рычаг КПП — менять передачи можно двумя пальцами. И с четкостью включения проблем нет.
На тест были предложены две версии Mazda3: седан и хэтчбек, оснащенные 1,6- и 2,0-литровым бензиновыми моторами соответственно. АVтомобили различались цветом, комплектацией и покрышками — на более мощную 150-сильную версию были установлены колеса R16, а 105-сильная версия «1,6» стояла на 15-дюймовых колесах. Естественно, в движении автомобили очень сильно отличались друг от друга: жестковатый спортивный хэтчбек, резво откликающийся на малейшее движение педали газа, и спокойный, слегка флегматичный седан. И цвет каждого автомобиля точно соответствовал его характеру: яркий хэтчбек оставлял после себя такие же яркие впечатления, а темно-синий седан на его фоне слегка терялся. Двигатель в два литра — это сумасшедшая тяга и возможность сорвать ведущие колеса в пробуксовку даже на сухом асфальте — не зря, видимо, на эту версию в стандарте устанавливают систему динамического контроля DCS. А 1,6-литровая модификация — это более спокойный и удобный в управлении автомобиль. На его двигателе установлена система изменения фаз газораспределения, поэтому «кривая» крутящего момента получилась максимально удобной для движения — крутящий момент в нужном количестве присутствует на низких оборотах и равномерно распределен по всему диапазону. На 1,6-литровом седане ездить оказалось удобнее: реже нужно переключать передачи, машина охотнее разгоняется с низких оборотов, да и ведет себя при этом гораздо тише. Хэтчбек со 150-сильным мотором, конечно, быстрее, но только в том случае, если его постоянно «подстегивать» высокими оборотами и пониженными передачами. Тогда ему действительно равных нет…
«Портрет» нового седана Mazda3 для человека, еще не знакомого с этим автомобилем, может показаться до неприличия правильным. Машина имеет просторный салон, отменные ходовые качества, интересный и стильный дизайн. А уж про высокое качество сборки Mazda, выпускаемых исключительно в Японии, знают практически все — ведь недаром именно «Мазды» регулярно занимают первые места в рейтинге надежности. Преимуществом перед другими марками можно считать и весьма сильные позиции этой марки на белорусском рынке — активно работающий импортер делает все возможное, чтобы обеспечить беспроблемную эксплуатацию автомобиля. К примеру, несколько лет назад белорусское представительство добилось того, чтобы модель 626, предназначенная для поставок на наш рынок, имела специальную комплектацию. Для новой Mazda3 такого еще не предусмотрено: на наш рынок поставляются не специально собранные, а обычные версии, но адаптированные для плохих дорог и некачественного бензина. Все версии Mazda3, предлагаемые дилером, рассчитаны на бензин с октановым числом не ниже 92, к тому же дорожный просвет увеличен. В полезности этих усовершенствований, думаю, никто не усомнится — сами видите, по каким дорогам и на каком бензине ездим.
В общем, до появления на белорусском рынке конкурентов («пятый» VW Golf и новый Opel Astra) Mazda3 является, пожалуй, наиболее привлекательным, по сочетанию потребительских характеристик, вариантом для покупки. Стиль итальянского автомобиля, типично японское качество изготовления, да еще с ходовыми качествами GTI, — вот что такое новая Mazda3. А уж с каким кузовом — седан или хэтчбек, значения не имеет…
Павел КОЗЛОВСКИЙ
Фото автора