Осень вступила в свои законные права. Дожди, лужи, непролазная грязь. А ведь весной будет еще хуже. Нужен внедорожник, простой и в то же время умеющий проходить там, где почти никогда не ступала нога городского человека. Максим Ракитин
Первое, что приходит на ум, наше бессмертное творение — ульяновский «козел». Но от мысли, что вам придется биться коленками о железную панель приборов, вас бросает в дрожь, особенно после какого-нибудь «Шевроле» или даже «сорок первого» «Москвича». Но посмотрите на этот высокий автомобиль с большими колесами и надписью «УАЗ» на «запаске». На простой «козлик» эта машина вовсе не похожа. Нет брезентового верха, внешность изменилась, да и салон преобразился.
Да, это он — УАЗ-3160 — потомок славного ГАЗ-69. Тут же возникает вопрос: «А из импортного что?» Из импортного для непролазной грязи всегда неплохо подходил «Ленд Ровер». Сразу вспоминается «Кэмел-Трофи» и прочие приключения. Тем более, сосед на «Чероки» постоянно «сидит» в тракторной колее рядом с вашей машиной. «Дефендер»! Этот автомобиль, колесящий по дорогам планеты шестой десяток лет, как нельзя лучше подходит для сравнения. Он тоже был на военной службе, но облагородился и при этом совсем не потерял во внедорожности.
Итак, грязь, осенние дожди и два больших внедорожника. Оба (!) российского производства: «Ленд Ровер» собирают в Калининграде на заводе «Автотор». УАЗ-3160 абсолютно не похож на своих предков. Ушли в историю круглые передние фары, складное лобовое стекло и брезентовая крыша. АVтомобиль прибавил в росте и немного похудел. Бамперы из гнутого швеллера заменены изящными накладками, соответствующими линиям кузова. Сам кузов «округлился», и прямых углов почти нет. За счет окон в багажнике машина стала более «стеклянной». Впереди — блок-фары с большими «поворотниками», а сзади — многосекционные фонари. Двери открываются «нормальными» плоскими ручками и на всех есть полноценные замки. Появилась на УАЗе и широченная пятая дверь, к сожалению, открывающаяся к тротуару. Она открывается изнутри и тоже закрывается на замок. На улицах нас часто спрашивали: «Что за машина?», пребывая в полной уверенности, что встретили иностранный внедорожник. А это значит, что дизайнеры из Симбирска постарались не зря — новая машина получилась и яркой, и своеобразной.
УАЗ-31605
«За»:
1. Удобный салон
2. Отменная проходимость
3. Цена
«Против»:
1. Низкое качество сборки
2. Слабые тормоза
3. Плохая устойчивость
«Дефендеру» уже 51 год. По совести, ему нужно состязаться с тем самым «шестьдесят девятым», но последний, к сожалению, до наших дней не дожил. За эти годы дизайнеры почти не коснулись ни его «лица», ни «внутренностей». Все те же прямые углы, круглые фары, маленькие «габаритики» и указатели поворотов. Небольшие двери, причем все пять, заставляют предположить, что в машину будет трудно сесть. Пятая дверь тоже открывается к тротуару. Несмотря на большую ширину «кормы» «Дефендера», дверь узкая и невысокая. А вот по площади остекления «Дефендер» чемпион среди внедорожников — маленькие окошки есть даже в крыше. Огромный капот по-прежнему «украшают» огромные кронштейны для второй «запаски». «Ленд Ровер» намного длиннее соперника. Хорошо это или плохо — покажет дорога, вернее бездорожье.
Опять Ульяновск порадовал. На «3160» не просто новый бензиновый двигатель, а, что самое важное, инжекторный с многоточечным впрыском. «Мозги» системы те же самые, что и на «Волге»-3110. Особенно впечатляет большой — размером со скороварку — корпус воздушного фильтра. Выглядит все это солидно, а мотор работает мягко и, самое главное, тихо. Заявленная мощность — 103 «лошадки» при объеме 2,9 литра. Топливо — бензин А-92. Привод — полный с отключаемым передним мостом. Англо-российский «Дефендер» оснащен турбодизелем объемом 2.5 л мощностью 122 л.с. Крышку головки блока украшает гордая надпись «Turbocharged», то есть «турбозаряженый». (Хочу напомнить, что на УАЗы также устанавливаются дизельные двигатели.). Привод — полный с неотключаемым передним мостом. Оба мотора производят впечатление серьезных агрегатов, а серьезны ли они на самом деле, покажет дорога.
«Ленд Ровер Дефендер»
«За»:
1. Хороший двигатель
2. Прекрасная управляемость
«Против»:
1. Нетрансформируемый салон
2. Плохая эргономика
Внутреннее пространство волжского детища, заставляет еще раз задуматься о стране-производителе данного автомобиля. Любые аналогии с предшественником — просто преступление. Большая солидная панель приборов из пластмассы отныне не угрожает пассажирам синяками и шишками. Комбинация приборов, блок отопителя (очень неплохого) и часы позаимствованы у «вазовских» «семерки», «восьмерки» и «десятки». От «Жигулей» же и дверные замки, и замок зажигания. На ключах к автомобилю гордо значится надпись «Лада», так что, если у вас две машины и одна из них «вазовская», не ровен час перепутать… Двери, как и панель приборов, одеты в пластик, все окна снабжены полноценными стеклоподъемниками, а между передними сиденьями находится пластиковый ящичек, который одновременно может служить столиком. Над «бардачком» ручка для переднего пассажира, чтобы при езде по бездорожью его не слишком сильно болтало. Следует также отметить, что ручки в потолке есть для всех пассажиров УАЗа. Все очень удобно, хотя сборку вели явно не напрягаясь и не задумываясь о качестве материалов. Пластик, конечно, жестковат, но что было, а что стало… Разница огромная.
Сиденья. Их семь. Все сиденья, кроме тех, что в багажнике, с подголовниками и ремнями безопасности. Передние регулируются по наклону спинки, длине, присутствует регулируемый поясничный валик. И о чудо! Спинка второго ряда сидений тоже регулируется! Можно изменять ее наклон, а сама она складывается 2 к 3 для перевозки длинномеров. Багажник большой, с низкой погрузочной высотой и еще двумя сиденьями, правда, откидными. Итого в УАЗ-3160 могут с комфортом разместиться семь человек. «Дефендер» совсем другая машина и по уровню комфорта, и по пассажировместимости. Салон машины скорее напоминает салон «Икаруса», курсирующего где-нибудь в Бутово.
Все очень скромно, никакого намека на комфорт. 12 сидений напоминают лавочки, обтянутые материей. На все двенадцать человек всего 2 подголовника и ни одного подлокотника. Возможности трансформации салона минимальны. Раскладывается лишь заднее невысокое сиденье с узкой подушкой. Для спецслужб очень даже здорово, а если для гражданских, то явно лишь для энтузиастов джиперского движения. Дополнительные пассажирские сиденья в багажнике двигать и переставлять нельзя. А загружать вещи в багажник не очень удобно из-за большой погрузочной высоты и… размеров задней двери. Водительское место исполнено по принципу «чем проще, тем лучше». Минимум приборов, среди которых есть часы. Металлическая панель приборов включает в себя все органы управления, в том числе и отопителем. Его краны находятся слева, и манипулировать ими неудобно. Не очень удачно расположены и функциональные кнопки, в частности, обогревателя стекла, задние же противотуманные фары включаются снизу панели приборов и совсем не видны. Не просто и открыть ветровое стекло со стороны водителя.
Особенно удачна система вентиляции «Дефендера». Летом две открывающиеся из салона заслонки обеспечивают неплохой приток уличного воздуха, а зимой можно охлаждать бутылки. В общем, все по-армейски, и в тоже время очень качественно. На улицах города оба автомобиля проявили себя неплохими бойцами за первенство на светофорах. УАЗ, опять же по сравнению с предшественником, очень сильно прибавил в прыти. Разгоняется он наравне с «классиками» и идет с ними «нос к носу». Руль с гидроусилителем постоянно вибрирует, а при маневрах на нем ощущаются толчки. Совсем не годятся тормоза. Огромный свободный ход педали и почти нулевая эффективность торможения. Переставку на УАЗе совершать небезопасно: машина сильно кренится. Передачи приходится «втыкать» по два раза — с первого раза это удается не всегда. (Возможно, конечно, что нам достался автомобиль с неотрегулированным сцеплением.). На трассе «3160» способен развить паспортные 140 км/ч, но при этом он все время «рыскает» и его приходится непрерывно подруливать.
«Ленд Ровер» мощнее и разгоняется быстрее. Включение турбины сопровождается легким свистом, и машину уносит вперед. «Дефендер» не болтает из стороны в сторону и тормозит он вполне достойно. Гидроусилитель работает на «пять из пяти возможных». Единственная неприятная деталь — постоянный шум двигателя, заправленного нашей соляркой. Грязь, лужи, дождь и песчаный карьер, что может быть лучше для испытания внедорожника? Само собой разумеется, оба автомобиля имеют полный привод и оба — пружинную подвеску. Подключаем «передок» на УАЗе. В полу один единственный рычаг «раздатки» с понятными символами 2Н, 4H, 4L. Раньше рычагов трансмиссии было два плюс рычаг КПП, и тоннель «украшал» целый лес различных рукояток.
Поехали! Впечатление такое, что УАЗ и не съезжал с асфальта. По глубокому броду он идет также легко, как и по шоссе, а вода лишь слегка достает до порогов. Преодолев брод, вылезаем к большой трубе, которая лежит на земле сантиметрах в 30 от земли. Аккуратно и медленно УАЗ сползает с препятствия, не цепляясь ни одной деталью на днище. «Посадить» «уазик» не удается и в глубоком песке — простая манипуляция «раздаткой», и машина на пониженной передаче выползает из песчаного бархана, в котором напрочь вязнут ноги. Через полчаса подобных экспериментов выяснилось, что «посадить» «3160» практически невозможно. Он не боится жидкой грязи, не боится песка и воды. Из любой передряги он вылезает не спеша и с достоинством.
Собственно, то же можно сказать и по поводу нашего импортного друга. Несмотря на большую базу, он также легко сполз с трубы, не задев ее даже откинутой задней подножкой. В брод «Дефендер» вошел с напором и тоже не утонул, хотя бамперы все же замочил. Песчаные испытания также ни на секунду не озадачили большой внедорожник. Песок для покорителя пустынь — сущий пустяк. Подъем любой крутизны обрусевший англичанин преодолевал весело, «посвистывая» турбиной и разбрасывая горы песка. «Посадить» «Дефендер» мы тоже не смогли, хотя, поверьте, очень старались и у нас на примете был даже «КАМАЗ» — мало ли, кто застрянет. Оба участника показали превосходный результат и «по уши» грязные отправились обратно в Москву.
УАЗ сильно прибавил и по салону, и по мотору. Не прибавил он только в качестве сборки и стоимости отделочных материалов. Удобный салон с возможностью трансформации, хороший двигатель и невысокая цена — в «плюс» ульяновцу. «Ленд Ровер» дороже, салон его — верх аскетизма. Но он вместителен, у него прекрасный двигатель, особенно поддающий на низах, и он «крепко сшит». И «Дефендер» и УАЗ не просто отличные внедорожники, это автомобили для настоящего джипера и прекрасные дачные машины. Были бы деньги…
Технические характеристики Модель: УАЗ-31605 /«Ленд Ровер Дефендер»
Цена, у.е.: около 7000 / около 26 000
Объем цилиндров, см3: 2890 / 2495
Мощность, л.с. при об/мин: 103/4000: 122/4200
Крутящий момент, Нм при об/мин: 211/2500: 300/1950
Степень сжатия: 8,2 / 19,5:1
Снаряженная масса, кг: 1950 / 2020
Колесная база, мм: 2400 / 2794
Длина, мм: 4200 / 4600
Ширина, мм: 1445 / 1790
Высота, мм: 2060 / 1993
Диаметр разворота, м: 12,8 / 12,8
Клиренс, мм: 210 / 210
Размер шин: 225/80 R16: 7.50 R16
Максимальная скорость, км/ч: 140 / 135
Разгон 0-100, с: н.д. / 16,8
Расход топлива, З.Ц./Г.Ц.: 10,4/14,9: 9,7/12,7
Тип топлива: 92 / дизельное
Объем топливного бака, л: 40+40 / 75
Фото:Александра Ноздрина