Машины, как известно, стареют. Когда-нибудь наступает время их менять. На что? И автомобилисты обращаются к специализированным изданиям. И читают, например, что лючок бензобака в машине «Х» находится с той же стороны, что и домкрат в багажнике.
Важно ли это автомобилисту Тюлькину? Наверное. Но куда важнее знать, во что конкретно выльется эксплуатация той самой машины «Х», какие хлопоты ожидают через год, полгода, а то и раньше. А может, никаких? В это хочется верить каждому. Но лучше все-таки проверить. Например, сколько раз придется открывать тот самый лючок, чтобы проехать 10000 км и когда придется доставать из багажника сумку с ключами.
Короткие тесты новых машин полезны, они дают самую свежую информацию и впечатления о только что появившемся автомобиле. Но даже за 2-3 дня знакомства с машиной все ее достоинства и недостатки выявить сложно, и тем более сложно описать их количественно. Часто приходится ориентироваться на ощущения, пользоваться расплывчатыми выражениями и качественными описаниями.
За удовольствие ездить на нормальном автомобиле приходится платить, и немало. Но цена автомобиля в салоне — это еще далеко не все. Надо учесть и все прямые и косвенные расходы при длительной его эксплуатации. Поэтому редакция «Мотора» решила не ограничиваться только короткими тестами машин, а провести за рулем целый год.
Для начала выбор пал на три модели — Kia Sephia, Kia Sportage и Skoda Felicia Сombi. Им предстоит первыми пройти ресурсные испытания, о ходе которых мы будем рассказывать, что называется, без купюр в новой рубрике «День за днем», премьера которой состоится в следующем номере журнала. Испытания будут полностью независимы от дилеров и погоды. День за днем, в течение всего года.
Почему такая честь для корейских и чешских моделей? Ведь приоритеты в производстве качественных автомобилей давно поделены между Германией, Японией, Швецией… многим по душе американские машины, кто-то питает слабость к итальянским, французским или английским маркам. При выборе кандидатур на тест мы рассматривали прежде всего перспективы массового автомобильного импорта в Россию в ближайшие годы. Таможенное законодательство пока не позволяет россиянину со средним достатком легально стать владельцем новой машины среднего класса марки BMW, Mercedes, Peugeot или Volkswagen. Это понимают и дилеры, поэтому основная ставка на автомобильном рынке сделана ими на малый класс — недорогие массовые практичные машины. Конечно, если бы у Jaguar XJ были хоть какие-то шансы на завоевание российского рынка массовых автомобилей, мы бы согласились провести с ним 12 месяцев. Но…
Модели, отобранные нами для ресурсных испытаний, могут представлять интерес не меньший, чем Jaguar XJ, если учесть, что их появление на российских просторах закономерно и перспективы на 1997 год очевидны. Чешская Skoda Felicia, по общему мнению, повторит прошлогодний триумф и благодаря низкой цене может стать самой массовой иномаркой в России. И любая информация о ней будет полезна большому кругу автомобилистов.
Конкуренцию «чешке» могут составить автомобили трех корейских компаний — ценовой отрыв не столь велик.
В прошедшем году машина из Южной Кореи впервые была названа авторитетным немецким журналом Automotor und Sport «АVтомобилем года» по соотношению цена/качество. Чтобы этот, безусловно, заслуживающий внимания факт не выглядел рекламной агитацией, мы пока не будем называть ее — до следующего номера.
Наш журнал уже отмечал, что на сегодняшний день Kia Motors Co. является самой быстроразвивающейся автомобильной компанией (600% прироста производства легковых автомобилей за последние 9 лет). Компания в ближайшее время намерена инвестировать широкомасштабный проект по сборке автомобилей в Калининграде, и, если все пойдет как надо, владельцами автомобилей Kia с табличкой «Сделано в России» вскоре ежегодно будут становиться 45 тысяч наших сограждан. Учитывая это, мы решили обзавестись собственным опытом длительной эксплуатации двух моделей Kia — Sephia и Sportage. Надеемся, что этот опыт будет полезен для потенциальных покупателей отечественных Kia, благо наш тираж позволяет проинформировать каждого из них.
В дальнейшем мы предполагаем расширить список испытуемых — по крайней мере, Kia Motors Co. выразила заинтересованность в испытаниях на «всю катушку» еще двух своих моделей — Avella и Clarus. Компания хочет знать реальный ресурс и поведение своих машин в весьма жестких условиях эксплуатации. Да, здесь им не Корея, здесь климат иной (почти цитата).
Зачем это нужно производителям, ведь все экспортируемые автомобили проходят полный цикл испытаний на заводах да еще и обязательную сертификацию и в Европе, и в России? Во-первых, такие дороги, как в России, встречаются только в Африке, но там нет зимы. Во-вторых, такая зима, как в России, наблюдается в Скандинавии или на Аляске, но там нет наших дорог. А в России — и зима, и дороги. Уже интересно. Ну и, в-третьих. Полигонные испытания ограничены по времени: на сертифицирование образца уходит 2-3 месяца, максимум полгода. А ведь со времен Fiat 124 ни одна автомобильная компания не проводила длительных всепогодных испытаний своих машин в российских условиях. Стоит ли говорить о том, как изменились автомобиль и требования к нему за 30 лет.
Журнал «Мотор» будет регулярно освещать все, что происходит с «подопытными». Ежемесячно машины будут загонять на диагностический стенд. Профессиональное оборудование поможет выявить возникшие в ходе эксплуатации изменения в настройке и регулировке. Все субъективные оценки будут анализировать специалисты, перепроверять аппаратурой, только после этого они будут «выходить в свет». Мы постараемся, чтобы рубрика не смахивала на месячные отчеты с численными выкладками, — не останутся за кадром и эмоции, которые ожидают возможных владельцев этих машин.
Итак, с марта 1997 года в журнале «Мотор» — одна из самых доступных по цене моделей семейного автомобиля — Skoda Felicia Сombi, новая модель корейской автомобильной компании — хэтчбэк с претензией на спортивность — Kia Sephia Leo и компактный внедорожник Kia Sportage, ставший в 1992 году сенсацией в мире 4х4. Три разных автомобиля в одной большой стране и в одном журнале, в рубрике «День за днем».