Среди уже престижных, но еще более-менее компактных кроссоверов эта пара выделяется – у них такие имена, такая аура, такая слава. Поэтому здесь однозначно подразумеваются сверхспособности вне асфальта. Но есть один нюанс – для своей самой внедорожной версии американцы, в отличие от англичан, принципиально не предусмотрели дизельный двигатель. Вот мы и посмотрим, так ли это важно на бездорожье?
Этот «Джип» полон противоречий. Судите сами: «Чероки» построен на базе переднеприводного итальянского седана Alfa Romeo Giulietta! Рюши и кружева синьорины тщательно спрятаны за увеличенными размерами, мужской характер подчеркивает полный привод. А развеять всякие сомнения в принадлежности младшего «чирка» к легендарной семейке «проходимцев» призвана вседорожная версия Trailhawk («Ястребиный коготь» в вольном переводе с английского), которая была взята нами с базовым 2,4-литровым 177-сильным двигателем и 9-ступенчатым «автоматом». Чтобы полностью соответствовать образу настоящего индейца, яркую внешность «Чероки» (оранжевый цвет и красные буксировочные крюки доступны только «Трейлхоку») украсили и вседорожные мокасины – Yokohama Geolander SUV 245/55R17.
«Дискавери» же соорудили на платформе вседорожника «Фрилендер», только как раз с прицелом на асфальт: добавка «Спорт» начинает превалировать над «Открытием». Это проявляется и во внешности лощеного эстета, способного развлечь вас беседой о Шекспире, и в благородной отделке салона, и в реализации полного привода в 7-местной версии муфтой Haldex. Правда, салон нашего щеголя 5-местный, поэтому привод у него хоть и подключаемый, но более надежный из-за принципиально иной схемы с двумя муфтами. «Автомат» у «спортсмена» точно такой же – 9-ступенчатый ZF, а вот мотор помощнее: 190 сил 2,2-литрового дизеля SD4 достаточно для любой поверхности. И снова асфальтовый перекос – всесезонные шины Pirelli Scorpion Verde 235/55R19.
Что там под юбкой?
Геометрия 1:1
Где можно всласть повеселиться, как не на косогорах? Забираться на крутые склоны, потом с них же сползать, включив помощников спуска, и, убирая ноги с педалей, переваливаться по перепаханному полю, вывешивая колеса. Теоретически для таких экзерсисов «Чероки» подготовлен лучше – у него и углы въезда/съезда на пару-тройку градусов больше, и дорожный просвет на 9 мм выше. А все благодаря комплектации «Трейлхок», у которой по сравнению с обычным «Чероки» клиренс увеличен на дюйм – до 221 мм, бамперы максимально вертикальны, а защита днища – стальная. Но и «Диско Спорт» не намного отстает: может быть, геометрия у него чуть хуже, зато у всех версий одна. Нужно лишь повнимательнее выбирать угол атаки и иногда сбрасывать скорость. А еще не пугаться, когда по верхушкам засохшей колеи скребет пластиковая юбка бампера – она ведь для того и сделана, чтобы защищать кузов: прогибается и встает на место.
Впрочем, обоим снизу цеплять особенно нечем – днища у машин совершенно плоские. Вот только нижние рычаги задней подвески «Джипа» начинают опускаться слишком рано и частично съедают его преимущество по клиренсу. Задняя многорычажка «Ленд Ровера» гораздо компактнее и никак не уменьшает дорожный просвет. Еще балл «Спорту» добавила большая глубина брода в 60 против 50,8 см у «Ястребиного когтя». В итоге ничья – с точки зрения геометрической проходимости оба хороши.
Оценка: Jeep Cherokee 6, LR Discovery Sport 6
Его величество момент
Силовой агрегат 0:1
Вообще-то дизель у «Чероки» есть, да только в России «Трейлхоку» он не положен: с точки зрения американских инженеров русским любителям офф-роуда бензиновых 177 сил для 1843 кг снаряженной массы вполне достаточно. Мы проверили – получилось действительно весьма прилично. Для среднестатистического покорителя пересеченки у мотора с красивым, типично американским именем «Тигровая акула» очень неплохой крутящий момент, прекрасная отзывчивость на педаль газа, им удобно и просто управлять.
Но младший из «Дискавери» в движении не просто хорош, а очень хорош! Преимущество в 13 всего лишь «лошадок» мощности при центнере лишнего веса, возможно, и не перевесили бы чашу весов в его пользу, если бы не крутящий момент. У «Спорта» его почти вдвое больше – 420 Нм против 229. И доступны эти четыре с лишним сотни ньютон-метров дизелю с 1750 об./мин., а не с 3500, как у бензинового мотора. Причем понять разницу в способностях двигателей этих машин тем проще, что коробки передач у них одинаковые. Да, начинка 9-ступенчатых ZF немного отличается и настройки разные, но по сути своей агрегат тот же. В итоге именно могучий момент дизеля – одна из важнейших характеристик машины на бездорожье – все и решил. Вот если бы к тяговитости и системе полного привода «Спорта» прибавить отзывчивость да блокировоку «Чероки»… Но это мы уже забегаем вперед.
Оценка: Jeep Cherokee 7, LR Discovery Sport 8
Приключения с электроникой
Возможности трансмисии 1:1
С точки зрения внедорожного вооружения младший из «индейцев» достиг уровня вождя – Grand Cherokee, а по передаточному числу 56 к 1 при понижающей ступени 2,92 даже превзошел. При этом схема полного привода Active Drive II довольно проста. Момент на задние колеса передается через многодисковую муфту и переваривается 2-ступенчатой «раздаткой». Их дополняет блокировка заднего дифференциала, которая включается вручную или автоматически – например, в режиме «Камни». Но на шоссе ради экономии топлива «Джип» остается переднеприводным – до такой степени, что даже карданный вал не крутится. Он размыкается шлицевой муфтой после переднего редуктора и начинает передавать момент назад, только если электроника распознает пробуксовку передних колес или включен один из внедорожных режимов.
Система полного привода «Спорта» не имеет «раздатки» и понижающего ряда, но реализована по принципиально другой схеме. За распределение момента между задними колесами отвечает не дифференциал, а две многодисковые муфты, управляемые исключительно электроникой – никаких кнопок по активации нет. Она же отвечает за подачу момента на карданный вал, который так же, как и у «Чероки», отключается ради экономии. На то, чтобы «Ленд Ровер» стал полноприводным требуется 0,3 секунды.
У обоих схожий набор режимов для движения по песку, снегу, колее и камням. Они не всегда эффективны в той стихии, для которой предназначены, но если не обращать внимание на названия, можно выбрать оптимальный алгоритм соотношения реакции на добавления газа и работы антипробуксовочных систем.
И «Чероки», и «Спорт» оборудованы помощниками подъема и спуска. В «Диско» они активируются кнопками, и их работу можно корректировать. Но не дай бог нажать на спуске педаль тормоза «Джипа»! Он радостно отменяет работу помощника, и вы уже сами контролируете падение. Зато если не вмешиваться, то все получается очень хорошо. И самая полезная штука «индейца» – внедорожный круиз-контроль, который работает на горизонтали и в подъемах с минимальной скоростью 1 км/ч. Можно включить его, выйти из машины, убрать камень с дороги и вернуться за руль. «Спорт» тоже может ползать на 1,6-25 км/ч, но регулирует скорость не селектор коробки, а кнопки обычного круиз-контроля, и после притормаживания машина возвращается к заданному лимиту. Эти системы в разы облегчают вождение на бездорожье. Там, где раньше нужно было дозировать подачу газа с микронной точностью, теперь можно нажать пару кнопок и получать удовольствие от руления – как в компьютерной игре!
Только если в игре можно перегрузиться и начать заново, то реальное бездорожье ничьих ошибок не прощает – ни водительских, ни электроники. Например, «Ленд Ровер» не смог в спокойном режиме подняться в горку – момент просто не приходил на задние колеса, а передним в асфальтовых шинах не хватало сцепления, чтобы затащить 2 тонны наверх, плюс левое еще периодически разгружалось. Возможно, это упражнение слишком экстремально для трансмиссии «Спорта», и инженеры специально ограничили его способности. А вот «Чероки» во время штурма песчаной насыпи внезапно оказывался совершенно беспомощным. Любое вмешательство в работу трансмиссии после нагрузки выключало электронные «мозги». Так что, если долго «рубиться» на «Чероки», лучше вообще не трогать шайбу переключения режимов.
Оценка: Jeep Cherokee 1, LR Discovery Sport 1
Можно лучше
Оба автомобиля еще слишком новые, чтобы серьезные компании разработали для них системы внедорожного тюнинга. Да и торопиться им особенно не нужно. «Чероки Трейлхок» прилично нафарширован в заводской версии, а при переделке его в офф-роуд-монстрика могут не выдержать повышение нагрузки силовые агрегаты и шасси. Лучше взять за основу автомобиль посерьезней, а не тот, что построен из хэтчбека. «Дискавери Спорт» же и вовсе воспринимается как кроссовер, а не покоритель бездорожья, хотя шины с более агрессивным протектором могли бы заметно улучшить его характеристики.
Перекроссоверы
Общий счет 1:2
Конечно, наши дуэлянты все-таки не настоящие покорители бездорожья, а всего лишь кроссоверы, хоть и очень способные. И как бы ни было обидно «Ястребу», он не настоящий «индеец», хотя очень близок по духу к легендарной семье. «Спорт» же, наоборот, дистанцируется от брутальных родственников и претендует на внедорожное наследство в разумных пределах. Но самое интересное, что в конечном счете решило спор преимущество английского дизеля в крутящем моменте. Для бездорожья дизель – старший козырь!
Откуда Баллы?
Наша система оценок автомобилей на бездорожье основывается на сухих фактах – данных о геометрической проходимости, системе полного привода и характеристике силовых агрегатов. Итог – сумма баллов, умноженная на коэффициент, который учитывает внедорожную выносливость конструкции. Максимальная оценка – 45. Но не всегда теория совпадает с практикой, ведь в тех или иных условиях выявляются разные достоинства и недостатки автомобилей
Итог: Jeep Cherokee 17,7, LR Discovery Sport 19,8
Текст: Ирина Зверкова
Фото: Александр Васильев, Александр Давидюк