Так уж получилось, что самый маленький Mitsubishi — автомобиль малого класса Colt — появился на российском рынке с заметным опозданием. Нельзя сказать, что хэтчбэк, дебютировавший осенью 1995 года в качестве члена семейства Colt-Lancer-Mirage (под последним названием модель известна в Японии), вообще не видел российских дорог, но только с проведением государственной сертификации в России начались официальные продажи этой популярной во всем мире модели.
На протяжении четырех лет за него старался старший брат — седан Lancer, зарекомендовавший себя с самой лучшей стороны, подтверждением чему служат данные о его продажах через дилерскую сеть Mitsubishi.
Colt предыдущего поколения присутствовал на российском рынке с 1992 по 1994 год, но после введения упомянутого обязательного сертифицирования продаваемых автомобилей, повышающего накладные расходы на ввоз, его импорт были свернут в пользу более массовых и «выгодных» моделей. Августовский кризис прошлого года заставил по-иному взглянуть на вещи. Платежеспособность снизилась, и спросом стали пользоваться более дешевые автомобили.
Пожалуйста — Mitsubishi Colt.
Трехдверный хэтчбэк Colt (пятидверных не бывает) построен на той же платформе, что и седан Lancer, только колесная база короче — 2415 против 2500 мм. В остальном шасси этих двух машин практически не отличаются. Передняя подвеска типа MacPherson c треугольным нижним рычагом и полностью независимая многорычажная задняя присутствуют как на Colt, так и на Lancer. Несколько по-иному оформлен передок машины — с измененными бампером и фарами. АVтомобиль, официально поставляемый в Россию, имеет так называемую северную комплектацию — с увеличенным на 15 мм дорожным просветом и более мощной отопительной системой.
Силовые агрегаты — общие с Lancer. Гамму двигателей начинает 1,3 л мотор, развивающий от 75 до 88 л.с. — в зависимости от того, для какого рынка предназначен автомобиль. За ним следует 1,5 л мотор мощностью 110 л.с. (для Японии), объем 1,6 л представлен тремя моторами — два из них мощностью по 90 л.с. предназначены для машин, поставляемых в Европу, а «самый-самый», 175-сильный с изменяемыми фазами газораспределения, Mitsubishi приберегла для внутреннего рынка.
Чтобы не мучить российских покупателей проблемой выбора двигателя, японцы поступили просто: мотор для Colt предлагается один-единственный, 4G92, знакомый по моделям Lancer предыдущего поколения. Для повышения экономичности и снижения шума его дефорсировали со 113 до 90 л.с.
Двигатель комплектуется механической 5-ступенчатой коробкой передач или автоматической 4-ступенчатой трансмиссией INVECS-II, способной подстраиваться под индивидуальную манеру езды водителя — такое в данном классе автомобилей встречается редко.
Трехдверный кузов отличается повышенной жесткостью на кручение, а благодаря мощным лонжеронам и развитым порогам обладает хорошей энергоемкостью, что повышает уровень пассивной безопасности — для сравнительно небольшого автомобиля это особенно важно. Из внешних особенностей можно отметить необычное решение задней части кузова — почти плоская третья дверь и расположенные заподлицо с ней задние фонари.
Мы взяли на тест два автомобиля. Внешние отличия — только в окраске. Интерьеры идентичны, вплоть до материала и расцветки обивки сидений и вставок на внутренних панелях дверей, разные лишь рычаги управления трансмиссиями.
Дверной проем широк — посадка на передние места лишена трудностей, обычных для трех- или двухдверных кузовов с двумя рядами сидений. Сиденье водителя можно подгонять под себя в вертикальном и продольном направлениях, а также путем изменения наклона спинки. Кстати, несмотря на то, что все регулировки — механические, спинка способна «запомнить» выбранный угол наклона.
После «настроечных» процедур за рулем может удобно разместиться весьма рослый водитель. Мнение, что Colt — это еще один типично «женский» автомобиль, не вполне справедливо.
Торпедо современной формы изготовлено из добротного пластика. В расположении вентиляционных сопел, форме козырька над комбинацией приборов и компоновке органов управления аэроклиматической установки с кондиционером прослеживается фирменный стиль. Торпедо изобилует разного рода емкостями для небольших предметов, имеются выдвижные подстаканники. В ступице рулевого колеса — подушка безопасности, еще одна — в торпедо, перед пассажиром. Руль удобный, не загораживает приборы и контрольные лампы, а материал обивки обода позволяет надежно его удерживать. Рулевая колонка регулируется по углу наклона.
В общем, разместиться на передних сиденьях можно с комфортом, достойным большего по размерам и статусу автомобиля. А как сзади? Сдвигаю вперед до упора водителя вместе с сиденьем, перебираюсь назад. Пространства над головой, что называется, впритык, но терпимо. Водитель делает попытку вернуть свое сиденье на прежнее место… Ха-ха, ничего не выйдет — если я только не уберу ноги вбок. Но так долго не высидишь…
Сдвинуть переднее сиденье до отказа назад можно, только если сзади никого нет, в крайнем случае — если сидит ребенок. Или сумки какие-нибудь лежат. О том, чтобы разместить в машине четырех (не говоря уже о пяти) «баскетболистов», — нечего даже и думать. С другой стороны, Mitsubishi Colt — типично городской автомобиль, у которого среднестатистическая загрузка не дотягивает и до двух человек. А двоим в Colt вполне комфортно…
С пассажировместимостью все ясно. Посмотрим, как Colt ведет себя в движении. Как уже говорилось, в нашем распоряжении было два автомобиля. Colt с механической коробкой подвергся небольшому «декоративному тюнингу» (выполнен силами автосалона).
Спойлер на крыше, 14-дюймовые литые диски, противотуманки — машина приобрела довольно эффектный вид. Захотелось поездить соответствующим такой внешности образом. Может, это тоже адаптация, только наоборот — манеры езды водителя к автомобилю? Запускаем двигатель. Пока все тихо. Педаль сцепления удивила большим ходом, сцепление схватывает лишь в самом его конце. Зато первая передача включилась легко и четко.
Двигатель резво набирает обороты, переключение передач происходит очень быстро — механизм выбора работает отлично. Движемся легко и стремительно — словно летим над дорогой. Это ощущение усиливается благодаря тому, что подвеска хорошо отрабатывает неровности — без ударов и вибраций. Все колеса «проглатывают» трещины и выбоины в асфальте одинаково, особенно приятно отсутствие «стука», характерного для задней подвески на продольных или связанных рычагах.
Руль хорош. Острота и чувствительность в сочетании со способностью автомобиля держать дорогу позволяют творить маленькие «чудеса» или невинные шалости. Можно направить Colt в самую узкую щель и проскочить опасное место первым. Если почувствуешь, что дело зашло слишком далеко, то вовремя остановиться помогут мощные и эффективные тормоза. Ход педали небольшой — не в пример педали сцепления. Двигатель демонстрирует завидную тяговитость во всем диапазоне оборотов и отличается хорошей эластичностью. Можно двигаться в любом, самом замысловатом темпе, то резко меняя полосы движения, то спокойно плетясь на одной передаче за каким-нибудь неторопливым автобусом…
После темпераментного и «скорострельного» Colt с механикой «автомат» кажется заметно более спокойным. Да и внешняя атрибутика уже не вызывает желания двигаться «на повышенных тонах» (спойлер отсутствует, а стальные 13-дюймовые диски закрыты колпаками).
Включаем «D», автомобиль медленно едет, добавляем газу — далее как обычно. После трех с чем-то тысяч оборотов легкий толчок — это включилась вторая, затем третья и четвертая. Где же обещанная адаптация? Постепенно мы о ней забыли, двигались себе не спеша в достаточно плотном потоке. Но через какое-то время я поймал себя на ощущении, что коробки просто нет. Есть руль, педали газа и тормоза — и все. Моменты переключения передач совершенно не чувствуются, значит, трансмиссия все делает так, как это делал бы я сам. Интересно было бы сравнить наши действия (мои и автомобиля) по управлению коробкой методом хронометража…
Несмотря на то, что трансмиссия настроилась на неспешную плавную езду, попытки уйти в первых рядах со светофора удаются легко, причем не приводят к сбою в настройке. Коробка как бы знает, что эластичный двигатель вывезет, и «переучиваться» не спешит: дескать, хочешь динамики — она есть у меня, не такая, конечно, как у «механики», но вполне приличная, так что следи за дорогой и не забывай, что помогать тормозам двигателем — не получится. И не собираюсь — тормоза отлично делают свое дело и в помощи не нуждаются.
С появлением Mitsubishi Colt россияне получили еще один вариант городского автомобиля (само собой, если подобный вариант «влезает» в их бюджет). И, заметим, один из лучших в соответствующей ценовой категории. Машина чувствует себя в «автомобильных» условиях мегаполиса как рыба в воде, и вполне удовлетворит тех, для кого возможность «ловких» перемещения и парковки имеет большое значение.
Петр Иваницкий