Со времени выхода в свет первого Golf минуло 27 лет. И никого уже не удивляет, что из множества автомобильных классов только один носит имя собственное — Golf-класс. Но время не стоит на месте, и в прошлом году Peugeot, отправив на заслуженный отдых «306-ю», выстрелила из нового «оружия массового поражения» P-307. «Пежоны» попали в яблочко — их творение удостоилось звания «АVтомобиль 2002 года». Естественно, встреча француза с немцем на «поле для Гольфа» напрашивалась сама собой. А в компанию к ним мы взяли не менее достойного соперника — Citroen Xsara. Александр Бочкарев.
«Отцы» «307-го» явно читали Дейла Карнеги и кое-что из него усвоили: как бы широко «львенок» ни улыбался, сожрать своих конкурентов «за милую душу» он готов всегда и уже заметно в этом преуспел. Оно и не мудрено. Ведь и в дизайнерском, и в компоновочном плане «Пыж» — машина XXI века, а Golf и Citroen (даже с учетом удачного рестайлинга последнего в 2001 г.) остаются автомобилями пятилетней давности. Тяготеющий к однообъемности «307-й» разительно отличается от классического по своему облику Golf и стремительной Xsara. Понравилось, что «лицом» он здорово смахивает на флагманский «607-й». Интересно, что благодаря высокому кузову Peugeot в 5-дверном варианте смотрится привлекательнее своего 3-дверного собрата. На фоне соотечественника Xsara демонстрирует большую приверженность канонам французского дизайна. Несмотря на возраст, машина все еще очень элегантна, а свежий макияж вполне позволяет ей пофлиртовать — эта модель по-прежнему способна очаровать даже искушенного водителя…
Но обо всем по порядку, ведь рядышком насупился «классик жанра». Образцовый, плотно сбитый немец — четкие, правильные линии, продуманность и выверенность каждой внешней детали. Его дизайн вряд ли устареет в ближайшем будущем, да и оскомину он в общем-то не набивает до сих пор… Но от Golf, даже потрясающего красного цвета и на «юбилейных» 16-дюймовых дисках, веет каким-то если не холодом, то уж очень непробиваемым спокойствием. Кстати, не удивляйтесь, встретив совершенно новые машины без пробега из партии, выпущенной к 25-летию Golf, — на тест к нам попал именно такой экземпляр. Помимо вышеупомянутых дисков, Volkswagen щеголяет спортивными сиденьями Recaro, превзойти которые по удобству посадки могут разве что изделия, сделанные по индивидуальному заказу, и потрясающе удобным кожаным трехспицевым рулем. А на удобно ложащемся в руку шарике рычага коробки передач гордо красуется юбилейная надпись: «25 Anniversary». В остальном же салон какой-то «голый». Прямые, как по лекалу, линии хороши, но глаз реагирует разве что на ярко-фиолетовую подсветку приборов, которая, наверное, особенно эффектно смотрится ночью с заднего сиденья, но однозначно действует на нервы водителю. По качеству же материалов отделки салона в этом классе создатели «народного автомобиля», как всегда, впереди любого конкурента. Поэтому неудивительно, что именно немецкие стандарты приняли для себя и авторы Peugeot 307.
Честно говоря, долго не мог привыкнуть к мысли, что сижу во французском автомобиле. Если не брать во внимание сомнительное сочетание серого пластика, отделки «под дерево» и «под металл», то «307-й» внутри мало чем выдает свое галльское происхождение. Обращает на себя внимание «всеvolkswagenовская» приборная панель. Впрочем, хотим мы этого или нет, за подобными простыми и функциональными решениями будущее. Отмечу и особенно ярко проявившуюся у Peugeot общемировую тенденцию к максимальному увеличению внутреннего объема автомобиля в рамках заданных габаритов. В этом отношении «Пыжик» вне классовой конкуренции. Архитектура салона напоминает минивэновскую, особенно если поднять сиденье в верхнее положение и откинуть подлокотники. Где-то далеко уходит ввысь лобовое стекло, а обзор, благодаря огромным дворникам с очень удобным автоматическим режимом (частота взмахов зависит от скорости движения и интенсивности осадков), прекрасен даже в неожиданный февральский дождь. Выигрывает Peugeot и по количеству разнообразных опций типа охлаждающегося «бардачка» и очечника в потолке. А еще в «307-м» самое просторное заднее сиденье — при своих «стандартных» 180 см я, сидя «сам за собой», даже не касался коленями передней спинки.
После всего этого великолепия отделочных материалов Citroen должен был показаться не столь привлекательным. Однако, несмотря на серый недорогой пластик и отвалившуюся за 14 тысяч пробега крышку предохранителей (чья-то заботливая рука уже примотала туда кусок скотча), салончик Xsara вполне уютен. Вообще, внутри Citroen уступает конкурентам только по качеству пластика. Ключ на старт. Ой, это «львенок» так зарычал? Да вроде бы нет… Это просто Volkswagen «поигрывает мышцами» перед французами. Мы-то знаем, что у него «всего» 102 «лошадки» против 109 у «пехоты PSA», да и динамика «по цифрам» чуточку хуже. Но звук, глубокий и басовитый, впечатляет. Он возрастает по мере раскрутки одинаково ровно во всем диапазоне оборотов, так что в голове вырисовываются такие же пологие и плавные кривые момента и мощности. Хороший подхват с самого низа, бодрые верхи — в итоге управлять разгоном удобно и приятно. Хулиганить в пробках — если не считать сожженного бензина и нервов — одно удовольствие.
Столь же бодро в городском потоке чувствует себя и Xsara, при условии, что вам не нужно плестись в пробке. Вообще, стихия Citroen — полеты по относительно свободным пространствам. Хотя и Xsara, и «307-й» получали свои двигатели «из одного окошка» на складе PSA, настройки их трансмиссий совершенно разные. Если «Пыж» по характеру стоит ближе к Golf, то Xsara больше радует «крутильностью» и возможностью чаще пользоваться отточенным механизмом переключения передач. «Снизу» мотора в городском режиме не хватает. Но вырываясь на оперативный простор, Xsara легко позволяет добираться стрелке тахометра до ограничителя и везет с удовольствием. В итоге Citroen не только воспринимается как более быстрый автомобиль, но и действительно является таковым.
Похожая ситуация и с управляемостью. Golf — очень «правильный» и понятный автомобиль, который порадует водителя прогнозируемыми реакциями. В «307-м» все тоже здорово. Особенно хорош электроусилитель руля, позволяющий сохранить почти прозрачное взаимопонимание с передними колесами. Правда, поклонники марки наверняка вспомнят старину «405-го» и вздохнут о былой изысканности поведения французов по сравнению с немцами… Не грустите, а лучше сядьте в Xsara и рваните куда-нибудь по ночной Москве, как это сделал ваш покорный слуга. Насладитесь любимым блюдом французов — задней подвеской с выверенной эластокинематикой, послушайте, как поет двигатель на 6 тысячах оборотов… Эх, нам бы еще дорог нормальных… Хотя и с теми, что имеются, все три автомобиля справляются без нареканий — из всех колдобисто-ухабистых провокаций удалось выйти с честью. Да и тормоза хороши у всей тройки, хотя по «контролю за замедлением» Peugeot здесь самую малость выигрывает у конкурентов.
Подведем итоги. Время не стоит на месте, а «307-й» выигрывает именно в четвертом — временном — измерении пространства. За идеями и конструкторскими решениями, заложенными в Peugeot, — будущее. Все-таки титул «АVтомобиль 2002 года» многого стоит. Golf пока остается Классиком. Этот автомобиль всегда будет узнаваемым и для многих желанным. К тому же грядет пятое поколение, и тогда снова не поздоровится многим «игрокам в Golf». А Citroen идеально подойдет любому, кто хочет обладать настоящей француженкой — обольстительной и зажигательной.
Технические характеристики (данные производителей)
Модель: Citroen Xsara 1.6 / Peugeot 307 1.6 / Volkswagen Golf 1.6
Двигатель: R4 1.6 16V / R4 1.6 16V / R4 1.6 16V
Максимальная мощность, л.с. при мин-1: 109/5750: 109/5750: 102/5600
Максимальный крутящий момент, Нм при мин-1: 147/4000: 147/3900: 148/3800
Тип привода: передний / передний / передний
Максимальная скорость, км/ч: 195 / 190 / 185
Время разгона 0-100 км/ч, с: 10,9 / 11,6 / 12,7
Снаряженная/полная масса, кг: 1135/1695: 1175/1675: 1140/1730
Колесная база, мм: 2540 / 2610 / 2515
Дорожный просвет, см: 11 / 12 / 13
Объем багажника, л: 440/1190: 340/1330: 330/1185
Диаметр разворота, м: 10,7 / 11,1 / 10,9
Расход топлива, EU л/100 км: 5,5/6,9/9,3: 5,8/7,2/9,5: 6,2/8/11,2
Цена испытанной машины, у.е.: 15 990 / 17 100 / 17 950
Цена в Москве (мин./макс.), у.е.: 13 990—19 990 / 12 927—19 207 / 14 300—20 300
КАК ОНИ ВЫГЛЯДЯТ
Никита Розанов
Снаружи: Стиль этих трех пятидверных хэтчбеков вполне можно объединить одним словом — «эволюция». Действительно, в последнее время и Citroen, и Peugeot, и в особенности VW демонстрируют эволюционное развитие своего фирменного стиля и дизайна. Постепенная, но последовательная эволюция Golf происходит уже в четвертом поколении, а «307-я» и Xsara демонстрируют поэтапное развитие единого и характерного стиля, что нынче очень модно, внутри своей «семьи». Поэтому с узнаваемостью тут все в порядке, в особенности — с «лица», где стилисты каждый по-своему обыгрывают фирменную эмблему и присущие каждой данной модели формы светотехники. За исключением Xsara, который может быть принят и за спортивно ориентированный седанчик, силуэты автомобилей по-хэтчбековски типичны, но индивидуальны, поскольку Peugeot демонстрирует склонность к монообъемности, а Golf — верность классическому немецкому функционализму и идеям рационализма. Сзади Xsara и вовсе выглядит седаном, а Golf и «307-й» демонстрируют опасное сходство рисунка и композиции, и кажется, что от путаницы выручают только эмблемы.
Итоги: Citroen Xsara — несмотря на незатейливость, дизайн очень характерный, а с отдельных ракурсов автомобиль даже симпатичен, что для небольшого семейного хэтчбека совсем неплохо. Peugeot 307 — дизайн автомобиля, несмотря на всю свою оригинальность, вместе с тем очень точно указывает на принадлежность к семье Peugeot и причастность к современной автомобильной моде. Volkswagen Golf — дизайн очень добротен и функционален, но время берет свое, и поэтому в стиле начинают проявляться отголоски вчерашнего дня — особенно в сравнении с дизайном более юных конкурентов.
Внутри: Время создания дизайна еще более ощутимо внутри автомобилей. И хотя панели приборов всех трех участников теста по своей композиции Т-образны, их рисунок и пластика — совершенно различны. Наиболее стильно и цельно решен дизайн панелей у Peugeot и VW, но дизайну Golf — пять лет, и на это указывают и засилье прямых линий, и уж очень «правильная» и безэмоциональная композиция центральной консоли. Как сегодня можно обращаться с лекальными линиями, блистательно показывают стилисты Peugeot. У Xsara, на первый взгляд, все так же, но рисунок линий какой-то надуманный, а композиция не блещет чистотой построения и даже перегружена разномастными деталями. Неожиданно самый стильный руль оказался у «ветерана» Golf, вот к нему бы новую панель! Обивка дверных панелей наиболее стильна и согласована по пластике с панелью приборов опять же у VW и «307-й», но немец вновь проигрывает в отделке. Из украшений — всего лишь серебристая эмблемка на подушке руля и «юбилейное» колечко с надписью «Anniversаry» на рукоятке КП. А вот у Xsara и «307-й» используются и деревянный шпон, и серебристый металл, а на отдельных модификациях — даже имитация кевлара.
Итоги: Citroen Xsara — достаточно современный дизайн, качество которого снижено невыразительной пластикой панели и такими устаревшими решениями, как, например, блок управления климат-контролем или рулевыми клавишами управления магнитолой. Peugeot 307 — стиль автомобильного интерьера начала ХХI века лучше всего иллюстрирует именно Peugeot. Кроме того, этот стиль в меру строг и в меру соответствует характеру истинного француза. Volkswagen Golf — очень цельный и высококачественный дизайн, а также прекрасная отделка всего интерьера. Но время идет, поэтому подводит уж очень выхолощенный (в сравнении с конкурентами) стиль, который не допускает даже и мысли об отклонении от правил, которые иногда все же нужно корректировать.
Фото: Александр Ноздрин