Часть 1: не уходи
На очередном лонг-тесте редакции CarClub.ru оказался хэтчбек Mazda3 последнего поколения.
К нам на лонг-тест хэтчбек Mazda3 попал в трудные времена для российского автомобильного бизнеса. В этой ситуации каждый автопроизводитель выбрал свою стратегию. Например, Ford пошел ва-банк и несмотря на кризис обещал порадовать в 2015 году сразу пятью новинками. Однако в большинстве автомобильные компании идут на снижение издержек и сокращение модельного ряда. Так, Citroen перестал поставлять хэтчбеки C4, а Honda решила больше не ввозить футуристичную пятидверку Civic 5d. Концерн General Motors решился на радикальные меры и объявил об уходе с российского рынка бренда Opel и большинства моделей Chevrolet, включая бестселлер Cruze.
Такие меры автопроизводителей связаны с курсом иностранной валюты, который спровоцировал резкое удорожание некоторых моделей, большинство из которых производятся за переделами России.В начале марта в СМИ появились слухи, что наш рынок может покинуть и Mazda3. Главный аргумент – увеличившаяся стоимость. Импортируемая из Японии «трешка» почти сравнялась по цене со стоящей классом выше Mazda6, прайсы на которую удается корректировать более гибко за счет локального производства на Дальнем Востоке. На момент написания этого материала, на официальном сайте стартовая цена на Mazda3 равнялась 1 017 000 рублей – всего на 47 тысяч рублей дешевле базовой Mazda6.
В представительстве Mazda Motor Rus прекращение поставок «трешки» не подтверждают. Предполагаю, японская компания выжидает. С одной стороны, продавать Mazda3 по цене «шестерки» в нашей стране утопия, но если Mazda3 останется, то вполне может занять часть ниши, которая освободится после массового оттока моделей конкурентов.
Ведь кроме большинства российских клиентов, которые сопоставляют цену с размером авто, есть категория водителей, не гонящихся за размерами. Например, зачем мне «шестерка», если гости на задних местах у меня бывают не чаще одного раза в месяц, а в багажнике я вожу только незамерзайку, да пакеты из супермаркета. Кроме того, «трешка» на пол метра короче, а значит проблем на тесных стоянках будет меньше. А еще Mazda3 экономичнее и спортивнее своей старшей сестры. Наконец, будь я ограничен в средствах, я предпочту «упакованную» Mazda3 базовой комплектации Mazda6.
Не секрет, что большой процент покупателей выбирает модели Mazda за яркий запоминающийся дизайн, выделяющий их из потока. «Трешка» здесь не исключение. Сильно заваленные передние стойки, короткие свесы и смещенная назад кабина – известные постулаты спортивного дизайна, а хищные кольца светодиодных ходовых огней и ярко выраженные колесные арки, буквально раздувшие передние крылья, придают облику Mazda3 грозный вид и необходимую долю агрессии, делающую автомобиль еще более привлекательным.
По сравнению с предыдущим поколением в длину «трешка» последней генерации не изменилась (4460 мм), но колесная база прибавила сразу 60 мм (до 2700), ширина стала больше на 40 мм (1795 мм), а высота уменьшилась на 5 мм (1465 мм). При этом улучшился коэффициент аэродинамического сопротивления, который теперь равен 0,28, а достойный дорожный просвет в 155 мм позволяет меньше переживать за сохранность бамперов на парковках.
Архитектура подвесок традиционная. Спереди McPherson, сзади многорычажка. На место электрогидравлического усилителя рулевого управления, пришел более современный электроусилитель, расположенный на рулевом валу. Руль стал чуточку резче, а вот характеристики амортизаторов и пружин, напротив, смягчили.
Для Mazda3 предлагается три мотора и все они бензиновые. Базовый 1,6-литровй агрегат мощностью 104 л.с. берет свое начало еще с первого поколения, дебютировавшего 10 лет назад. Коробки передач – 5-ступенчатая «механика» и 4-диапазонный «автомат». Следующий двигатель дебютировал как раз на Mazda3. 1,5-литровый мотор SKYACTIV выдает 120 л.с. и агрегируется 6-ступенчатой автоматической коробкой передач. У нас же топовая 2,0-литровая «трешка» мощностью 150 л.с., которая также предлагается исключительно с АКПП6. До 100 км/ч такая машина едет за 9 секунд – на 1,6 секунды быстрее автомобиля предыдущего поколения. Подробности в следующей части…
Часть 2: зрелость
Погружаемся в интерьер новой Mazda3, который стал современней и качественней.
Интерьер Mazda3 явно создавался с оглядкой на европейские лекала. Пухлый трехспицевый руль с удобными клавишами, приборная панель с огромным тахометром по центру, низкая посадка, почти эталонная эргономика – японцы сохранили присущую салону «трешки» элегантность, но существенно улучшили качество материалов отделки.
Верх передней панели и обивки дверей отныне выполнены из мягкого податливого пластика, усилие на клавишах и переключателях хорошо проработано, а по удобству управления пульт от мультимедийной системы пора сравнивать с баварской системой iDrive. А еще о незримой связи с немцами нам напоминает экран на передней панели, по форме схожий с некоторыми моделями Audi и Mercedes, и блок климат-контроля – еще один привет BMW.
Отрадно, что в «Мазде» не забыли о легком налете спортивности, которым покорили предыдущие поколения «трешки». Низко установленные передние кресла плотно облегают тела пассажиров развитыми валиками боковой поддержки и радуют хорошим профилем, а любителям низкой посадки непременно должна понравиться возможность опустить сиденья практически «в пол». Нет претензий и к эргономике. Все элементы управления на своих местах, колени ни во что не упираются, педаль газа напольная, а рукоять ручника «по правильному» расположена со стороны водителя.
Наконец, у «Мазды» появилась мультимедийная система, заслуживающая отдельной похвалы. Ее экран радует хорошей графикой и быстрыми откликами, а меню – удобством и логичностью. На небольшой скорости и когда автомобиль неподвижен им можно управлять с помощью сенсорной функции, а на скорости – специальным контроллером между передними креслами.
В топовой комплектации Supreme приборная панель состоит из огромного тахометра по центру, расположенного между двумя небольшими дисплейчиками, отображающими второстепенную информацию. Скорость отображается в крохотном окошке внутри тахометра и на специальном проекционном экране, выезжающим из недр козырька.
Но и без промашек интерьер Mazda3 не обошелся. На фоне общего благополучия почти не подсвечивающийся блок клавиш на водительской двери с функцией «auto» только для одного стекла, нерегулируемый центральный подлокотник и «гуляющая» обшивка дверей при поднятии/опускании стекол выглядят нелепой недоработкой. А еще советую не забывать выключать фары, если не привыкли пользоваться датчиком света. Делать это за водителя «трешка» не будет.
По простору на галерке Mazda середнячок. На задних местах троим будет тесновато в плечах, дверные проемы узкие, а рослые пассажиры упрутся коленями в спинки передних кресел. Остальным сзади должно понравиться. Удачно подобранный наклон спинки, удобный подлокотник и низко посаженная подушка создают уютную атмосферу. При необходимости перевозки длинномеров задние сиденья складываются в пропорции 60/40, образуя ровный пол.
350-литровый багажник отнюдь не рекордсмен, но пространство организовано неплохо, да и отделка здесь получше, чем у многих японцев, но пока уступает европейским конкурентам. В подполье разместилась докатка.
В целом салон новой Mazda3 вплотную приблизился к уровню немецких автомобилей из массового сегмента и на два корпуса обогнал большинство соотечественников из страны восходящего солнца. В отличие от предшественников этот интерьер оброс качественными материалами, получил современную мультимедийную систему. Забегая вперед, скажу, что Mazda3 повзрослела не только внутри, но и по ездовым характеристикам. Об этом и поговорим в следующей части…
Привыкаем к новому характеру Mazda3, которая остепенилась и стала полноправным конкурентом для лидеров класса.
Я неспроста выбрал название для предыдущей части теста Mazda3. Если не брать в расчет историю модели Mazda 323F, то чтобы достигнуть зрелости, японской компании понадобилось два поколения Mazda3, на которые пришлось 10 лет работы. От «трешки» образца 2004 года автомобиль последней генерации отличается не только новой платформой и технологиями, но и другим восприятием. Если раньше Мазда3 была исключительно молодежной моделью и полем для тюнинга, то нынешняя «трешка» взгромоздилась на одну ступень с лучшими представителями гольф-класса. Правда теперь это касается и цены.
Ситуация на рынке вынудила российское представительство Mazda сконцентрироваться на целевых для нашего рынка и имеющих прописку на Дальнем Востоке Mazda6 и Mazda CX-5. Взлетевшая в цене Mazda3 лишилась базовой комплектации Drive и топового уровня оснащения Supreme, вместе с которым ушел и 2,0-литровый мотор. На «пустую» машину спрос был минимален, а стоимость хорошо упакованной версии вплотную приблизилась к аналогично оснащенной «шестерке», которую у нас покупают намного охотнее.
Очень жаль. Ведь 2,0-литровая Mazda3 едет достойно. 150-сильный «атмосферник» неплохо тянет уже с 2000 об/мин и радует сочным насыщенным звучанием, когда стрелка тахометра подбирается к максимальным оборотам. А еще хэтчбек очень четко и понятно следует за нажатием на педаль газа. Управлять тягой здесь одно удовольствие. Никаких задержек, чуть притопил – сразу ускорение.Мотор семейства Skyactiv-G с облегченной на 10% поршневой группой и необычным выпускным коллектором, выполненным по тюнинговой схеме 4-2-1, обладает небывалой для серийных автомобилей высокой степенью сжатия 14:1. Среди замеченных мной особенностей скайактивовского мотора – довольно громкая работа первые секунды после холодного пуска и увеличенное время прогрева до оптимальной температуры. Зато порадовал расход топлива, который в смешанном режиме составил всего 8 литров на 100 км пути.
Характеру двигателя вторит и шестиступенчатая автоматическая коробка передач Skyactiv-Drive. В спокойном режиме все ее усилия направлены на экономию и плавность переключений, поэтому уже на 50 км/ч электроника включает пятую передачу. Но как только поступает команда к бою, трансмиссия мигом переключается на пониженную, демонстрируя, что и быстродействием она не обделена. Спортивного режима здесь нет, зато сразу чувствуется активная адаптация под манеру вождения. Стоит начать активничать, как АКПП тут же подхватывает настрой водителя, держит обороты в наиболее эффективной зоне и не спешит переключаться вверх в ожидании новой порции тяги от мотора. Как только гонки кончились, электроника возвращается в экономичный режим.
Даже нескольких километров за рулем Mazda3 достаточно, чтобы понять, как сильно новая машина изменилась в сторону комфорта и плавности хода. Новая «трешка» уже не пылает страстью предшественниц. Помню, первая Мазда3 буквально вытряхивала всю душу на кочках, но была готова ввинтится в любой поворот с проворностью гоночного карта. Теперь взамен мы получили вполне приемлемую плавность хода, едва заметную раскачку и умеренные, но все же заметные крены в поворотах. Особенно на 18-дюймовых шинах Мазда по-прежнему не пропускает ни мелких кочек, ни дорожных стыков, но встреча с ними отныне сопровождается лишь благородным гулким «бухом». Ощутимый удар можно получить только, случись попасть в яму с острыми краями.
К чести японских инженеров, автомобиль по-прежнему живо откликается на команды водителя. В меру острый информативный руль с неплохой обратной связью, точность в поворотах, сбалансированное шасси, отзывчивость. Теперь Mazda3 производит впечатление куда более серьезного и качественного автомобиля и является настоящим конкурентом для лучших представителей гольф-класса, которые принято считать за эталон. Из молодежной зажигалки и автомобиля для студентов «трешка» превратилась в продукт иного качества, за который, впрочем, просят и иную цену.
Обслуживание и страховкаПри условии, что автомобиль страхует 30-летний москвич со стажем вождения 10 лет, цена полиса каско угон+ущерб в страховых компаниях класса А++ составляет от 140 000 до 220 000 рублей. При аналогичных условиях полис ОСАГО стоит от 6000 рублей.
Стоимость ТО у официального дилера:- ТО 15 000 – 9 150 рублей
- ТО 30 000 – 12 550 рублей
- ТО 45 000 – 10 710 рублей
- ТО 60 000 – 12 800 рублей
- ТО 75 000 – 9 400 рублей
- ТО 90 000 – 14 110 рублей
Текст: Руслан Галимов
Фото: автора