Приветствую всех на страницах своего блога. В этот раз хотелось бы вернуться на три с половиной десятка лет назад, в эпоху СССР, когда пределом мечтаний автолюбителей были «Жигули».
Отец после армии устроился на завод и на него сразу же обрушились большущие, по тем временам, деньги. Можно много об этом говорить, но для молодого парня в 1977 году зарплата в 200 рублей – это было нечто. Деньги в той стране, я так понимаю, тратить было особенно некуда, и народ их копил на сберегательной книжке. А что для молодого парня важнее всего в это время – наличие своих колес.
Купить просто так автомобиль было нельзя. Отец как и все стоял в очереди на автомобиль, и числился наверняка в догоняющих, согласно списка завода. Но деньги жгли сберкнижку и ждать, скорее всего, реально было тоскливо. Поэтому оставались рынки, знакомые или перепродаваны, которые встречались в любые времена, даже при социализме. Спасибо одному из них за осуществившуюся папкину мечту, ибо спустя всего два года работы на заводе отец стал обладателем шикарного авто. Это была «копейка», ВАЗ-2101, купленная с рук у какого-то госслужащего через знакомых. До сих пор помню сколько тогда стоила машина, 5900 рублей. Запомнил потому что даже в те времена, когда еще не было автомаркета, народ точно знал, на что лучше потратить эти деньги и не одобрял выбор отца. Представляю каким крутым на районе стал мой папаша в те дни. Ведь своя машина была далеко не у всех. Тогда и пробок в городе не было, и проблем с парковкой. Вот что значит госрегулирование (шутка).
Можно сказать, что я родился в этой машине. История умалчивает, да и сам я не вспомню как было на самом деле (меня еще не было), но со слов родителей папа очень торопился и гнал, отвозя маму в роддом. Поэтому, скорее всего, бензин у меня в крови с малых лет.
Мой первый опыт водителя случился именно на этой машине. Опять же со слов родителей, т.к. в три года я мало чего мог запомнить. Отец часто брал меня с собой когда шел в гараж, отгонял машину в гараж или когда выезжал куда-то. Как раз в один из таких дней, по дороге в гараж, мы заехали в хлебный магазин и отец ушел за хлебом, оставив меня одного в машине. Машину он оставил «на передаче» и даже дверь не закрыл. Я перебрался с заднего сидения на водительское, каким-то образом снял машину «со скорости» и она покатилась. Уверен, я даже руль держал «правильным хватом». Как отец выскочил из магазина, как догнал машину, как остановил его и как потом дома его отчитывала мама – не помню. Наверняка это был тот еще экшен.
Эта «копейка» была у нас самой долгожительницей из всех отцовских машин. На ее смену пришла более продвинутая и мощная, «одиннадцатая», ВАЗ-21011. Будучи сопляком, я понятия не имел как ее отличить от «копейки» и лишь «черные квадратики» воздуховодом на задних стойках кузова помогали мне разбираться в модельном ряде. В те годы был куплен домик в деревне, почти развалившийся наполовину достроенный и брошенный дом с огородом в 25 соток. И мы стали дачниками, выезжая в выходные на природу. Дороги до деревни не было, в сухую погоду или зимой доехать проблемы не было, но весной и осенью это была жесткая жесть. Я помню, как отец останавливался на съезде с трассы, надевал цепи на задние колеса, и мы почти 20 км ехали по настоящему бездорожью. Байка того времени, которую отец без устали рассказывал, это как сосед, водитель ГАЗ-66, в зеркалах заднего вида видел как кто-то прорывается по колее, разбрасывая ошметки глины и земли в разные стороны и был уверен, что это «Нива» и каково же было его удивление, когда он увидел подъезжающую «одиннадцатую».
Соседи в деревне нас называли богачами. Все, даже включая моих друзей, таких же сопляков, с кем я бегал по деревне летом. Потому что отец сменил «одиннадцатую» на «шестьдесят третью», т.е. ВАЗ-21063. Что я могу сказать, цвет «морская волна» - это самое частое упоминание от родителей во времена юзания этого авто. Действительно, машина казалась мне самой красивой в мире. А еще отец всегда хвалил ее за мягкость и комфорт. И когда мы приезжали в деревню на ней, я даже немного стеснялся, потому что в деревне больше ни у кого не было такого автомобиля и лишь у дачников с другой стороны был «москвич», но по словам отца – «жигули – это машина, а москвич-телега». Видимо благодаря таким высказываниям зарождался нынешнийтроллинг. Без понятия как это он обосновывал, но «москвичей» у нас в семье никогда не было.
Далее наступили девяностые. Развал Великой Страны, распил ресурсов и обнищание людей. Именно тогда на завод, где работал отец, по взаимозачету, привезли автомобили. Зарплаты задерживали прилично, жили очень долго на мамину, медсестры из приемного отделения, и тогда отец принял решение получить зарплату машиной. Это была «шестьдесят пятая», уже российского, а не советского производства. «Шестьдесят третью» мы продали, на эти деньги мы и жили очень продолжительное время, т.к. завод отцу полностью перестал платить зарплату, в честь торжественной передачи нового автомобиля. Почему я уточнил, какого производства был автомобиль, да потому что качество изготовления резко упало. Отцу постоянно необходимо было прикладывать руки для нормальной эксплуатации, и предыдущие автомобили он вспоминал добрым словом. Именно в те дни я обрел первый опыт по ремонту автомобилей. Разумеется, это сложно назвать опытом, но тем не менее нос с щеки всегда были в грязи и автомобильных смазках. Те дни у меня до сих пор в памяти, ибо тогда я попробовал самый вкусный сыр на свете – плавленый сыр с хлебом и чаем из термоса, которым мы с отцом обедали в гараже. Лично для меня эти времена были замечательными, для отца, скорее всего, не совсем, т.к. за машиной нужен был глаз да глаз.
Но это была не самая «интересная» машина для отца. Первенство в этом плане захватила «Волга», универсал ГАЗ-2402. Зачем нужен был именно универсал отцу – не знаю. Видимо таким образом он решил-таки воплотить свою мечту советского человека. Сразу же после покупки оказалось, что машина «уставшая» и требует внимания еще больше, чем бывшая «шестьдесят пятая». Причем такого, что срочно был найден сервис, который обслуживал таксопарки, и где были специалисты именно по «Волге». Из-за этой машины мы на какое-то время стали пешеходами, ездили в деревню на электричке и с пересадкой на автобус. Видно было, как отец мается без руля и я тайком даже жалел его. Зато в этом универсале было три ряда сидений, и мы детьми любили поперелазить туда-сюда. Ассоциации именно с этой машиной у меня: железо, дрова, медленность. Железо – я до сих пор помню, как мог спокойно стоять на капоте или на крыше и ничегошеньки этому железу не было. Папаша меня сгонял, естественно, с машины, но дело было. Дрова – потому что все лето мы именно на этой машине с отцом ездили на делянку и пилили сухостой на дрова для дома и бани. Сами чурбаки мы перевозили в тележке «Пчелка», которую отцу удалось раздобыть по знакомству. Но так или иначе машина была медленной, я помню как какие-то парни на «жигулях» резанули нас по дороге, а отец даже не смог их догнать чтобы поквитаться. Наверно, это даже к лучшему. И еще – это первая машина, в которой я часто ездил на переднем сидении. Почти всегда.
На смену «двадцать четыре ноль два» пришла самая крутая, на мой взгляд, отцовская тачка. Реально, красная «пятерка», ВАЗ-21053, была самой модной и навороченной из всех его машин. В ней была и «крутая магнитола», и блестящие «импортные»колпаки, и шторки сзади, и даже специально для этой машины мама сшила подушки, чтоб положить на заднюю полку. «Пятьдесят третья» была и самой продвинутой технически – у нее была «пятиступка». Зато ассоциации с этой машиной у меня самые смешные. Ее всегда было слышно издалека. Вначале из-за музыки, а чуть позже из-за глушителя. Отец на проселке по дороге в деревню оторвал глушитель и машину было слышно ну очень издалека. Почти как нынешних стритрейсеров. Не скажу точно, в чем была причина, но с таким вот ревом мы проездили больше месяца. Тогда мне было стыдно перед соседями второй раз, уже по «шумной» причине.
Дальше была покупка «Мечты советского человека-2», черной «Волги», ГАЗ-2401. Именно 2401, не 2410, которая была новее, технологичнее и т.д. У нашей «Волги» была «четырехступка» и мощность 95 л.с. С неубиваемой подвеской, большим клиренсом – я гонял на ней по полям вдоль озера, на котором отец с дядькой рыбачили. Помню, что отец с дядькой перебирали КПП на этой машине, т.к. воткнуть «третью» однажды стало проблемой. Но лично для меня эта машина стала первой на которой я уже сам, без отца, мог сесть за руль и поехать. Конечно, вдалеке от людей, где-то в поле, но отец уже не возражал против моих водительских навыков (учитывая мой стаж с трех лет).
И последняя машина, о которой я бы хотел рассказать, тоже одна из наших долгожительниц. Отец обменял «Волгу» ключ-в-ключ на «Ниву», ВАЗ-2121. Это была самая приключенческая машина из всех, которые были у отца. Я уже был долговязым пацанчиком и помню, как с трудом забирался на заднее сидение. Как не хватало багажника, и мама часть вещей грузила в салон и мы ехали в деревню как селедка в бочке. Именно в ее период я получил права и стал угонять ее у отца, пока он спал после ночной смены. Однажды он «спалил» меня по теплому двигателю и устроил нагоняй. С «Нивой» я узнал что такое настоящая проходимость, т.к. отец действительно пользовался раздаткой на все сто. Мы стали вброд преодолевать речки (однажды так даже почти залили мотор и всю дорогу он троил), парковаться в сугробе, где кроме нас никто заехать не мог. И совсем фантастическая история, в которую мои друзья не верили. Весной была высокая вода, река разлилась и затопила полностью все подъезды к нашей улице. Но ехать было надо, т.к. там была бабушка, и мы везли необходимое. Мы преодолевали этот участок практически вплавь и машина не подвела. Высота воды доходила практически до ручки двери, я открыл окно чтобы смотреть на воду. Как мы не встали посреди воды – одному богу известно, но «Нива» сделала это. Были, конечно, и конфузы – отец реально после того случая поверил в машину и пробил защиту картера и двигатель в лесу об пенек. Домой нас притащил «Паджеро». Отца тогда сократили и денег на восстановление авто не было, машина какое-то время была без движения. Зато потом, после ремонта, она еще долгое время нас возила по разным направлениям. А сколько сечек я получил, ремонтируя этот аппарат. Меняя реактивные тяги я никак не мог их открутить (тогда не помню, чтоб были какие-то вэдэшки или прочие активные проникающие смазки) и подстукивал их, с целью как-то ослабить. «Выстрелила» часть болта и распорола мне руку, пришлось ехать в травмпункт, вытаскивать из руки кусок болта и зашивать. А еще машина активно ржавела и мы с отцом кисточками красили машину, обрабатывая пороги и крылья (про антикоррозийную обработку, видимо, не знали). Со временем даже поставили новые крылья. Так и продали ее, за 18 тысяч рублей, по доверенности в Челябинскую область. Потом ездили снимать ее с учета – она уже стояла обездвиженная, полуразобранная, совсем никакая.
Далее началась новейшая эпоха, связанная с переднеприводными ВАЗамии далее иномарками. Но эту уже другая история, т.к. я уже вырос и накопил на свою машину. Каждую, начиная с «копейки» и до «нивы» отец называл, давал женские имена. Каждой из машин разное, а после «нивы» перестал.
P.S. Прошу прощения, фото приложил не свои, т.к. раньше не было автомаркета и автофотографией в те годы никто не увлекался.
Всем удачи!!
добавлю тебе в твою ностальгию
Стенд LADA и представляющая его модель в соболином бикини на 17-ом Международном автосалоне в Нью-Йорке