Путешествие: Первый
Пост ниже навеян тоской. Особо впечатлительным и нелюбителям Москвичей читать не рекомендуется. Наверно можно было бы расписать отзыв на две части, но сейчас проще сделать так.
Давно не мог про него написать, было несколько стыдно по отношению к нему. Мой первый автомобиль со всеми вытекающими. Предки хотели матиз, а я хотел быть слесарем, почти купленный матиз вернулся своему хозяину, я взял исходя из имевшихся 20килорублей стал рыскать в поисках машины. И таки это случилось.
Пазний ИЖ (именно через "А", за подробностями в гугл), 1988 года издания, неколхоженный-некрашенный, но как выяснилось немного битый (лобовое стекло и крыло). Пробег 24500 км, 80% своей жизни стоял в гараже. Состояние и оценка слесарей сошлись во мнении, что пробег реальный. Более живого Москвича, чем тот мне так и не удалось увидеть в жизни. Мотор бодр и не жруч, печка жарила (!!!), под ковриками заводские бирки с краской. Ржавых мест сколько не крути - найти не мог, даже днище было в заводском грунте. Одним словом новый автомобиль. Почти новый.
1) Мы встретились Ностальгия уводит в первый день нашего "знакомства": стоял жаркий июль месяц, я увидел его на сайте объявлений, и отчаившись со звонками, решил написать продавцу письмо. В тот день я получил положительный ответ, вооружился мопедом, затянул потуже танкистский шлемофон и поперся на другой конец города. Увиденное меня несколько удивило: машина действительно соответствовала моим представлениям. Мотор работал очень тихо, ни каких шумов и стуков, звук ровный и бодрый. Салон с еще "тем запохом", сидения не рваные, рулевая не скрипит и не стучит. И все чистое, проводка без колхозов и все такое прочее. Решился забрать через пару дней, договорился и поехал домой. Три дня спал не пойми как, все представлял как я, наконец, на нем поеду, читал в инете статьи по доводке. Разговаривал со слесарями и так далее.
назначенный день поехал с дядькой-слесарем к машине, затем за оформлением гендоверки (почему она и почему это стало фатальным - ниже) и в страховую, дабы вписать меня в страховку (а она была до января). Помню как сидели в страховой молча, пока тетка заполняла: парень что продавал смотрел в потолок, дядька бесцельно обшаривал взглядом окно, а я, как то с замиранием сердца рассматривал на то что там делает тетка: то в комп что то забьет, то каракули нарисует. И тиканье.. тиканье часов на стене, с каким то непонятным маятником (хотя они были и электронные). Вообще, для меня эта история стала каноничной картинкой: при любом переоформлении чего либо, я накладываю именно ее в сознание. В итоге расписались, довезли бывшего хозяина до дома и поехали... в гаражи.
2) "Первые гаражи". В гаражах мне сразу было сказано "приобщаться к прекрасному": нашли мне балонник, сказали смотреть колодки и менять их. Первый опыт ковыряний со СВОЕЙ машиной! Колеса я снял быстро, колодки уже подольше, полез было в книгу, да показали что да как. Из советских запасов в ближайшем гараже нашли целый комплект. Подарили. Потом проезжал какой то мужик мимо, тоже увидел Москвич принес еще ништяков и всяких подарков: шоколадку генератора, железку на выпускной коллектор и еще какую то мелочь. Потом мы поехали на эстакаду: обнаружили подтекающий цилиндр сцепления. Сказали менять, объяснили что как, но т.к. запасного не было, поехали домой. Колодки, правда новые и правда во дворе. Зачем то:
Времени было около 11 вечера, на след день надо было на работу, и вот я, сам, на своем первом автомобиле неспешно еду по улицам своего любимого города. Не много страшно, непривычно, но за плечами уже 3 года мопедов, падений и покатушек в потоке. Кое как добираюсь до дома, паркуюсь и ухожу спать. Следующие две недели я ездил только ночью: выезжал прокатится до Канонерского острова, что бы привыкнуть к машине при несильном потоке движения. Так я и освоился.
Ознаменование перехода с легкой техники на тяжелую:
Не много нужно упомянуть о характере "того" времени когда все это действо происходило: стандартный день начинался с работы, а заканчивался на учебе или на какой нибудь крыше. Иногда доводилось спускаться под землю, иногда очень глубоко, иногда нет. По сему, ниже происходящее не казалось и не кажется чем то экстровагантным или особенным: все было как было и другого в тот момент не было. Отчасти хорошо что оно прошло. Но с другой стороны, наша общность разрешала нам очень многие поиски, которые действительно были смелыми: кто то стал проффесиональным фотографом, кто то кинорежесером, а кто то слесарем. А кого то и не стало физически. Но это уже другая история.
Описывать ремонты москвича, думаю бестолку: единственное что меня действительно бесило, это сцепление (замена обоих цилиндров) и сломавшаяся лягушка стоп-сигналов: было починено за день. Потом рвался тросик газа, т.к. его было не чем заменить, то отправился на дачу с веревочкой через окно и капот: со стороны было очень весело, но где наша не пропадала? Сваренный кронштейн под тросик газа от 2109 исправил все дело, да и карб стал открыватся поностью: машина понеслась.
3) Первое путешествие в никуда своим ходом. В тот день мы катались вдоль Ладоги, недалеко от дома моего хорошего друга Максима. Максим тоже слесарил чужие машины и как и ныне - сам строил мопеды.
Мопед справа, к слову, был отреставрирован. На фото ниже показана разница в год и пару месяцев:
Т.к. душа требовала путешествий, а привычка передвигатся в товарняках была нынче совсем пройденным этапом, на следующий день было решено поехать в один заброшенный поселок, дабы оценить что там можно снять (доехали только в этом году и снимать таки будем). Поселок находился в глубине леса, и в не самой простой досягаемости. Из за неопытности в 5 утра мы все же сели балкой на что то.
Раскапывали лужу, коя была болотцем каской СШ-40 и алюминиевым котелком - другого не было. Потом нашли бревно и подпирали его под балку. Все грязные и уставшие после, решили дальше не ехать, а поехать в другое место. По пути была небольшая речка: там мы отмыли машину и помылись сами. А потом были поиски брошенный лаборатории Г***-122, к коей мы почти подобрались, но...:
Разочаровавшись и в этом, решились двинуть в совершенно иное место, где оказались к вечеру. Вообще, Пазний притягивал к себе самые разношерстные приключения и застревал там где не застревал ни кто: что в целом его и минус, но с другой стороны и плюс, скорей всего он, как всякий Москвич, что то чуял. Примером было два случая которые мне чуть было не стоили жизни. Правда и это другая история. Штурмуем полуживое место и наслаждаемся вечером в стиле индастриал. Ныне от него ни чего не осталось, даже вроде как здания.
По-пути:
4) Ремонты и путешествие на 200 км. Очевидно, что раз речь идет о Москвиче, нельзя просто так ни чего не сломать, ни треснуть, ни сгноить что нибудь вокруг. Покуда я весело ночевал на всяких крышах и любовался рассветами, на машине треснул сепаратор подшипника полуоси, что вначале было ошибочно принято за редкутор. Вой как от серены, но, собака, едет. И ездил так почти 2 недели. Доставшийся мне новенький редуктор (опять таки на халяву) был установлен уже на другой даче, моего другого товарища Дениса. Об это кратенько ниже.
Новенькие подшипники уже стоят, старые спилили вместо со стопорами болгаркой. Впереди костер, кувалда и труба. Кто делал - тот знает.
Прикручиваем кардан. Уже в конце эпопеи.
А это мои верные интсрументы, которые по сей день ездят со мной в вольве: обратите внимание на черный ключ "гантелю" после свечника слева. Это легендарный ключ! Ему уже почти 50 лет, им еще пользовался мой дядька на своем, некогда ИЖ-49, а мне он достался со времен моего мопеда - самая незаменимая штука и реликвия. Талисман машин!
Долго ли, скоро ли, а на следующий день решились мы обкатываться и поехать в Приморск в гости. Встали в 6 утра...
И поехали. 80 км\ч, КАД, Приморское шоссе и далее. По пути посетили форт Ино, вернее его остатки, куски всяких ВЧ и прочих хламовников, кои более не нужны миру. По пути была сделана эта фотография, которая как бы намекает на лето, Москвич, путешествие и отдых. Вот:
Потом мы долго ехали до Приморска, повтыкали на взорванный ДОТ SJ-линии Манергейма, застряли у озера и искупались. Будучи в гостях съездили на местный аэродром и посидели на экспонирующем вертолете.
5) Лето подходит к концу. Что еще произошло в то лето, за которое я запомнил эту машину? Все было как то особенно и как то цветуще.
Машина стала героем "Одного дня лета", отчета, посвященному нашей на тот момент жизни, во всех ее странностях и желаниях быть.
Пара выдержек из (фото Антона Ваганова, тут и самая первая):
Ну и как же без обложки? Все о чем снимка ниже, происходило очень рано утром.
Может стоило весь бы отчет опубликовать? Правда его можно только ссылкой, ибо все таки не мой. Дворцовая площадь, Невский и даже Нева. Что может быть прекрасней на рассвете?
6) Лето подходит к концу. Но все же еще не кончилось! И все же лето заканчивалось. Полазки становились холоднее, состояние было тревожнее, пора сворачиватся.
А если с фото выше голову повернуть ровно к горизонту и вправо то получится:
И еще..:
7) Плаксивая осень. Осень сказалась тяжелой: просевшие за лето и зачем то вынутые частично (пред. хозяином) листы рессоры, все же сказались. К работе добавилась учеба, а потом и еще одна, 14 часовой рабочий день увеличился еще на 2 часа. Москвич меня верно возил, служил мне кроватью в перерывах и не ломался. Только запотевали окна, но это у них у всех проблема врожденная. Обчитавшись чуваков которые ездили на М412 на Байкал и назад, уже будучи чуть опытней решился повторить их "подвиг", но сделать это оказалось не суждено. Москвич был поставлен на зиму в ноябре месяце смазанный пушсалом во дворе до весны. Но весна преподнесла другой сюрприз, пусть и не самый хороший.
8) Текущие заметки и накануне финала. Думаю, логично здесь разместить еще пару снимков отосящиеся к машине и около Москвичевой тематике. Так или иначе, а он там все же был.
Антикорозийка, которую я потом смыл, ибо УГ.
А вот и мы!
Путевые заметки
Просто Москвич и просто на Таврической
9) Конец. Другая жизнь и ее начало. На период зимы, мне, как обычно, достался Форд Сиерра 1985 года, который просто ездил. На период зимы мне большего было и не нужно, а для остального у меня был все же он. Да, купить сиерру что бы ездить зимой, что бы потом сесть в Москвич вновь - так бывает.
Зима прошла на этом Форде. Да, по сути, угробили, да по сути все было гнило что было аж страшно, да оно просилось в металлолом. Но Сиерра, все же оставила о себе хорошие воспоминания. Действительно неубиваема. О ней я писал ранее тут: Отзыв о Ford Sierra 1.8 OHC .
В марте месяце я пошел делать страховку на год к Москвичу. Сделал, все отлично и круто. Поехали кататься с товарищем.
Вернулись в город и я отправился на работу. Потом в ГИБДД что бы решить вопрос о постановке на учет на мое имя. И мне отказывают: машина списана в утиль. Покупка Москвчиа по Гендоверке была огромной ошибкой, и увы, на тот момент (сейчас это уже не проблема) - фатальной. Я приехал на нем домой после работы и долго не мог выйти. Очевидно было что его нужно куда то девать, но так просто с ним растаться я не смогу. Последняя фотография в пути на работу, туман, верно горящие фонарики и холод, весениий утренний холод.
От Байкала я отказался. Верю, что в этом был не простой умысел - все было против этого. Москвича хоронить я не хотел, искал варианты, но дело было проигрышным: деньги на страховку я потратил, сиерра уже заканчивалась, а путешествие летом я планировал очень долго. Прошло две недели и решение нашлось: вместе с Максимом мы приняли решение купить ИЖ Комби в живом кузове и просто пересобрать его полностью на агрегатах этой машины. Что было и сделано на даче за полтора месяца. Отзыв об ИЖ Комби и немного его строительства описаны вот тут: ИЖ 2125 Комби . От старой машины остался только кузов, подвеска передняя с рулевой (она была меняная предыдущим владельцем) и мост с рессорами. Все остальное, включая бак, салон, торпеду и даже ручки на дверях, с мотором и всем остальным мы переставили с моего 412го Москвича. Надо пологать, собрали вполне хорошо, без приключений уехали за 1000 км от дома и вернулись: об этом я тоже писал ранее вот тут: Путешествие на Кольский полуостров на ИЖ Комби .
10) Эпилог. Знаете, я знаком с человеком который основал первый в России Хоспис. Его отношение к смерти, далеко не такое "привычное" как может показаться по-началу: держа его руку умерло много людей, кто то плакал, кто то был благодарен и уходил во-свояси. Есть чудо рождения, а есть таинство смерти. Каждая смерть индивидуальна и в некотором смысле метафизична. Я хотел бы об этом написать чуть позже и чуть шире, так или иначе это тема моей новой "новеллы" или как бы ее так назвать: документального очерка. А может и фильма. И тем не мение в укатывающимся в свою "смерть" Москвиче, было что то такое метафизическое, чего мой глаз ни мог не увидеть. А было это так:
Победным маршем уходящий на веревке Москвич, который проезжая мимо дома своего первого хозяина дедушки (который умер еще 5 лет назад) оборвал трос на кочке. Мистика? Может быть. Я верю в то, что эта машина была живая. И будет ею, и пусть в моей памяти.
Надеюсь ни слишком сопливо вышло.
Фотографии просто отличные, а текст - это как путешествие. Когда читал, вспоминал в чем-то похожие собственные дни.