Путешествие: Киргизия. Лето 2015.
Приветствую всех на страницах моего повествования о путешествии в Киргизию. Скорее даже не путешествие случилось, а очередная рабочая командировка. Ибо в здравом уме и за свои деньги я бы выбрал немного другой пейзаж за окном, нежели комбэк в конец восьмидесятых годов прошлого столетия. Хотя… для общего развития весьма интересно. Особенно, когда за все заплачено не тобой.
Итак, Кыргызстан. Но по старой памяти, я как все-таки советский школьник, называю Киргизией. Наверно так просто привычнее для произношения и слуха. До сих пор не считаю страны СНГ заграницей. Просто много родственников, друзей и просто знакомых за один день вдруг оказались в других государствах. Ну да ладно, это к автомобильной теме совсем не относится.
Страна праворукихминивэнов. И Лексусов. Лексусов, наверно, больше чем в Москве в процентах на душу населения. Разумеется исключительно б/у, хотя встречаются и новые авто. Но новые скорее исключение из правил. А правило тут – балом правят праворульки. И именно минивэны. В недалеком прошлом киргизы ждали открытия таможенного коридора с Россией и несколько лет назад планировали на этом хорошенько заработать. Под это дело всеми подряд приобретались разные авто, слегка б/у или лохматые, но случилось, что почти у каждого мужчины в Бишкеке по 2-3, а иногда более автомобилей. Коридор так и не открылся, машинопоток в Россию не хлынул, все прульки и европейки остались в Киргизии. И цена там на иномарки весьма сладкая, учитывая то, что растаможки в Киргизии не было, а транспортного налога они не платят. Отсюда и высокая средняя мощность у автомобильного состава страны. Трех и более литровые авто встречаются часто, а эконом класс действительно таковым и является. Смысла производить и продавать здесь что-то типа Логана или Полоседана не было бы точно. Так же плохие политические отношения с Узбекистаном повлияли на то, что в стране редко встречаются такие популярные автомобили как Нексия или Матиз, так широко представленные у нас.
Считается, что уровень жизни в Киргизии пониже чем в РФ, однако я бы не сказал, что это бросается в глаза. С понедельника по понедельник рестораны, кафе, чайханы и прочие места общепита вечером после 19 часов забиты не менее чем на три четверти. Причем люди там не то чтобы «гуляют», а реально приходят поужинать. В Уфе я такого не встречал однозначно, ходимость наших заведений в будни гораздо ниже.
Встречала нас риелтор по имени Зарема, на роскошном (для меня) черном Лексусе GX470, в бежевой коже и прочими вторыми климат-контролями для второго ряда сидений. Машина не самая свежая, однако, что такое 8-9 лет для такого лайнера. Учитывая то, что быстрее 60км/ч мы не ездили ни разу. В общем, мне как водителю, встреча понравилась. И я всю дорогу распрашивал именно про особенности движения в стране. Зарема рассказала, что старший ее сын любит гонки и специально под это ему купили на совершеннолетие Мицубиси Эклипс красного цвета. Но, как оказалось, это не совсем гоночная машина и пришлось покупать еще и Лансер-Эво, представленный в 10-м кузове. О таких тачанках у нас в стране парни только мечтают, тюнингуя приоры и самары. Я понимаю, что здесь речи не идет о бравых дальневосточных гонщиках, но с этой страницей автотюнинга я знаком исключительно по форумам и сайтам. А приоры с самарами – они перед глазами.
Еще в России я делал запрос на прокат автомобилей, т.к. в планы входило много ездить по стране, от границы с Узбекистаном и Казахстаном до границ с Китаем. Прокат автомобилей не то чтобы дешевле чем в у нас в Уфе (за всю РФ не скажу), но он представлен более разнопланово. И вновь преобладают прульки. Хотя по запросу вам предоставляют и левый руль, который будет заметно дороже. Для сравнения представлю вам такие данные из ТКП, присланного мне киргизскими автопрокатчиками:
- Малолитражная мазда-323 1,6 литра – 1000 сом (1 сом примерно равен 1 рублю и курс зависит скорее от времени суток, чем от колебаний на рынке). Залог 300 долларов, суточный пробег не более 300 км.
- Паджеро-Спорт 3,0 литра и Ниссан-ИксТрейл 2,0 литра – 3000 сом, залог 500 долларов.
- Лексус GX460 – 6000 соми залог 800 баксов.
Вот некоторые условия аренды автомобиля
Депозит в размере от 300$ до 800$ в зависимости от выбранного автомобиля. Мы возвращаем его при возврате автомобиля
Лимит в сутки 300 км., При превышении 1км.=5 сом.
Машина застрахована с франшизой в 300$, а так же гражданская ответственность на сумму до 5000$ (В случае ДТП, вызвать сотрудников ГАИ и так же позвонить к нам, что бы мы могли уладить все вопросы со страховой компанией)
Машина выдается с полным баком и в чистом виде, возвращать ее необходимо такую же ( 1 литр бензина 36-39 сом, мойка 250-300 сом)
Аренда только по территории Кыргызстана, выезд за границу запрещен.
Дополнительные услуги:
Встреча в аэропорту 2500 сом.
В услугу входит:
Встреча в указанное вами время, с табличкой "Фамилия Имя"
Оформление всех необходимых условий в аэропорту (займет 10-15 минут)
Проводы в указанное вами время с завершением всех условий по договору
Детское кресло - 400 сом на весь период аренды
Навигатор - 400 сом на весь период аренды
Карта Кыргызстана - бесплатно
Сим карты местного оператора - бесплатно
Юридические консультации в случае каких-либо правонарушений в вашу сторону – бесплатно.
Кстати, ОСАГО в Киргизии до сих пор не было. Только-только страховку одобрили в правительстве, ее нет на руках у 99,9% водителей. Тем не менее 99% автомобилей в стране коцанные-битые-крашенные. Как мне пояснили здесь принято договариваться на месте, и очень редко вызывать сотрудников ГАИ.
Немного о ГАИ. За тонировку здесь, как и у нас, особенно не смотрят. Только когда министру МВД дали втык за дороги и дорогопользователей, машины стали иногда останавливать за тонировку. ¾ всех остановок местные гайцы же производят из-за нарушения скоростного режима. Ты можешь обогнать при них по встречке и тебя не остановят, т.к. камерами видеофиксациигайцов еще не оснастили, только радарами. И ведь умудряются местные попадаться. За ремень не останавливают в том числе. Интересный факт, выходя из машины для проверки документов, надо поздороваться с блюстителями порядка за руку. Как принято у мужчин.
Еще один ньюанс – движение в стране. Говорят, что во времена СССР, движение в Киргизии было чуть ли не образцово-показательным. Все ехали не нарушая, не торопясь, согласно установленных правил. После развала Союза движение стало меняться, сами знаете, в какую сторону. С непривычки, кстати, нелегко. Как говорят местные, с гор юга страны спустились (ничего не напоминает?) люди, мало знакомые с ПДД и вообще с правилами поведения и на дорогах начался хаос. Теперь же Бишкек и остальные дороги реально напоминает рой, причем неорганизованные. Учитывая то, что сам из Республики, где полно джигитов, я несколько дней привыкал к движению и радовался автоматической коробке передач. Неуважение к ближнему здесь переросло российское, и даже большие автомобили тут подрезают наравне с маленькими. Я матерился всю дорогу с первого до последнего дня, а коллеги из Москвы совсем отказались от автомобиля, выпросив машину с водителем у местных партнеров.
Как я уже говорил выше, машин здесь очень много. Проезжая часть и дворы часто представляют собой стихийные рынки, а вдоль улиц стоят машины с табличками «продается». Люди пытаются как-то вернуть потраченные деньги, наш знакомый продал свою Тойоту за 5500 долларов, купив ее когда-то в кредит за 7000, и очень радовался этому. Машины здесь обесцениваются очень быстро, а авторынок тут настоящий Клондайк. Я погулял, особенно уделив время рядам ТЛК и Лексусов, а сердце мое в это время обливалось кровью от цены в долларовом эквиваленте. В рублевом тоже гораздо дешевле чем у нас, но… курс сами помните какой, плюс другие моменты.
Угонов в Киргизии практически нет. Единственный случай, вспоминали коллеги, это когда несколько лет назад у кого-то из знакомых с бмв сняли капот. Такой немаловажный момент, что если прульки как обычно «честные», то более чем две трети авто из Европы получены незаконным путем. Проще говоря угнанные в странах Европы машины вполне легально всплывали в Киргизии и здесь спокойно эксплуатировались. Об этом я узнал из разговора и представителем местных служб правопорядка.
Нигде как в Киргизии я не видел столько автомастерских на квадратный метр. Наверняка, это не относится к Владивостоку, например, но в средней полосе России такого точно нет. Бывает, едешь по дороге, а целая улица состоит из гаражей автомастерских, замена масла, шиномонтаж, диагностика и автоэлектрик присутствует повсеместно. Видимо автопарк ветшает, и бизнес по авторемонту расцвел.
Дороги в Киргизии я бы назвал нормальными. От весьма плохих на выселках и в районах, до идеальной, построенной со второго раза китайцами, от столицы в сторону Иссык-куля и границы. Учитывая менталитет гаишников и мощные моторы автомобилей, здесь весьма интересно ехать, особенно по серпантину. Очень хороший ровный асфальт, прекрасные виды – хорошо ехать. А главное быстро, даже если едешь медленно относительно местных участников движения. Представьте четыре полосы в одну сторону и все равно обгоняют с выездом на встречку. Разделители имеются лишь на горном участке дороги, ближе к Бишкеку нас таким образом обогнал старенький мерседес, хотя мы и «тошнили» 140… А когда я однажды «шел» по пустой дороге порядка 160 км/ч меня как стоячего обогнал Ниссан-GTR 2015 модельного года, я понял, что не все так плохо в стране Киргизской. Всегда найдется тот, кто быстрее. В любом случае за рулем Прадо кажется, что дорога в основном ровная.
Всем, кто с разными целями оказался в Киргизии, советую посетить озеро Иссык-Куль. И не надо ничего бронировать по интернету-телефону, или договариваться с друзьями. Я совершил эту ошибку и провел первые выходные в санатории Рохат, за 42 доллара (со скидкой по знакомству, а так было бы 60) в сутки. За питание надо было бы отдать еще 500 сом, это завтрак-обед-ужин в местной столовке и обязательной привязкой по времени. Я не совершил ошибку и завтракал на берегу озера в хорошем кафе, а обедал в повсеместных ресторанчиках. Недорого, кстати, учитывая тур-зону. Рекомендую приезжать на машине на озеро и можно спокойно за минуту найти частную гостиницу раза в 4 дешевле с лучшими условиями, чем Рохат. Кстати мы были в конце июня-начале июля, а с 10 июля начинается уже сезон и цены на проживание растут. В Рохате, например, до 80 долларов в сутки. Бизнес вокруг озера налажен, при желании можно и в горы сгонять, и на лыжах покататься, и на экскурсии съездить. Но это не будет дешевым удовольствием. Кстати россиян тут много, а так других из «бывших».
Кстати смело могу посоветовать заказывать шашлык в любом месте. Мясо здесь обычно свежее, испортить его трудно, а учитывая местную кухню, готовить его здесь умеют практически везде. Такого кулинарного отдыха я не имел больше нигде. Если бы не работа, и я успевал еще посещать спортзал, без нарушения режима, я бы здесь хорошо вырос. Вот такаяпечалька в голове. Свежие овощи, зелень и конечно же мясо – все очень и очень вкусно.
Бензин здесь в основной своей массе представлен сетевыми заправками «Газпром-нефть» и BP (Би-Пи). ВР не путать с одноименной британской корпорацией, «Би» в Киргизии от слова «Бишкек». Цены на бензин выше, чем в среднем по России, причем растет заметно более высокими темпами. За неделю цена выросла на 2 сом, а когда я уезжал, цены выросли еще так же. Коллеги звонили, сообщали, что цена снова выросла. Так же куча безымянных автозаправок, но туда я ни разу не заехал за все время. Кстати, несмотря на высокие цены на бензин, люди не спешат переходить на ГБО. Не уверен, что знаю правильный ответ, хотя кто-то мне говорил, что газ там тоже недешев. О стоимости газа я уточнить забыл.
Между гостиницей и квартирой я бы выбрал квартиру. Есть одна развлекательная передача, где два ведущих посредством монетки решают кто за какую сумму будет жить – так вот они широко прорекламировали пару местбудучи в Бишкеке. И по проживанию, и по досугу. Кафе – очень правильное место, я с ними согласен. А вот хостел…цена в реальности отличается в 4 раза от заявленной в передаче. Квартира лучше и дешевле. Я жил в 200 кв.метрах с кондиционером в каждой комнате, сауной и барной стойкой всего за 2500 сом в сутки. Но москвичи умудрялись в Хаяте жить за 20 тысяч… Москва одним словом.
Посмотреть в Бишкеке мало есть на что. Киргизия славна скорее озером, горами, природой, чем архитектурой. Зато есть куча открытых и закрытых бассейнов, места для прогулок, да и в кинотеатре я смотрел «Терминатор» на русском. Главный досуг здесь, повторюсь, места общепита. Рекомендую пару мест, где можно вкусно и недорого покушать. Цены ничуть не выше чем в Уфе и гораздо (на мой взгляд) ниже чем в Москве. Если, разумеется, брать в расчет заведения одного уровня.
Свой рассказ я завершаю фотообзором. Если что-то будет интересно, спрашивайте, с удовольствием отвечу.
Вывески на русском.
Дом в котором я жил. За оградкой с дополнительной дверью.
Арзу. Ресторан. Рекомендую.
Очень хорошая Чайхана. Наверно, лучшая.
Администратор в Навате.
Полдень в Бишкеке.
Бар "Койот"
Золотой. По мне так лучший ресторан в городе.
Газпром-нефть. Цены на бензин.
Главная площадь города во главе с национальным героем - Манасом. Там же флаг и почетный караул в кабинке под флагом.
Граница с Казахстаном. Вышка с погранцами по ту сторону реки...
Единственное кафе, где из всего меню оказалась только окрошка.
Вот этот номер стоил 42 доллара в сутки.
У входа в Рохат
Тропинка на Иссык-Куль
На озере Иссык-Куль
Утро. Завтрак. Море..озеро волнуется.
Принесли еды
Обьявление
Алексей Шторм бывал в Бишкеке однозначно))
Привал в полях. Нас ожидали арбуз с лепешками...
По историческим местам
План исторического места
Башня
Вид сверху.
Золотой. Последний день командировки.
Интересная опора с проездом под ней
Киргизская пословица
Удачи Автомаркету и Автомаркетовцам!
Очень интересно. В детстве каждое лето бывал в Киргизии у родственников. И на Иссык-куле, Чолпон-Ата. Довелось и по горам полазить. Красивы отроги Тянь-Шаня. Природа хороша! Ездили в те времена там действительно аккуратно. Последний раз был в 2007 году. Про Бишкек (бывший Фрунзе) ничего не скажу, а в целом жили там гораздо скромнее, чем у нас.
Саша, спасибо за фотографии.