Марфутка.
Волга пришла на смену лохматой шестерке. Куплена по доверенности у знакомого, знакомый которого был моим знакомым. За 40 тыр. После того как однажды в суровые морозы, когда все маршрутки не завелись и не выехали на линию, а волга тем не менее ЗАВЕЛАСЬ и доставила меня, жену и сына на работу, службу и в детский сад, она получила имя собственное: Марфутка!
Я проехал на своей "Марфутке" почти 70.000 км. за 2 года, поэтому есть что рассказать.
Купил я это авто (ГАЗ 31029) в сентябре 2004 г. Год выпуска 1996. Она была в эксплуатации в гараже районной администрации, откуда ее выкупил какой-то мент и продал по доверенности одному армянину, с которым меня познакомил другой армянин-шашлычник из Пушкина. Кузов оцинкованный, антикор, антигравий, локеры, тонировка, двигатель 402/АИ92, 100л/с, цвет серый. Армянин был некурящий, а под ноги газетки подстилал.
На спидометре 37.000. Когда в первый раз я обратился к мотористу-карбюраторщику, а произошло это примерно через полгода, он сказал, что это даже не второй круг, у волги одометр на 99000км. Ну это ладно. У моей не работал датчик уровня топлива, месяц ездил с канистрой, пока не купил новый и не заменил. После первой попытки отрегулировать печку потек кран, причем - струей... он был просто герметиком залит. Заменил на керамический. Печка не грела, промыть радиатор отопителя нет возможности и никто с этим не связывается, купил новый медный, заменил, но первую зиму мы мерзли, с новым жарит как в бане, при условии, что радиатор охлаждения закрыт картонкой изнутри и фартуком снаружи: волговский термостат открывается при температуре 70-75 градусов, даже новый, а через месяц он уже совсем не закрывается, поменяв штук пять я сдался - для прогрева использовал хомут, надетый на патрубок, идущий от термостата к радиатору: зажимал, а когда температура поднималась немного опускал. В дальней дороге зимой иногда останавливался, чтобы изменить положение картонки - штатные жалюзи плотно не закрываются, да и усилие надо приложить изрядное, смазка и чистка не помогла. В первую же зиму потек радиатор - заменил на медный двухрядный, в нашем климате этого достаточно. Загудели подшипники ступицы - заменил в обеих, в одном подшипнике каверны были. Попытка прошприцевать шкворни особого успеха не имела, нижние форсунки заросли - ремонт обошелся в 12т. рублями. Под замену пошли: балка, т.к. из старой не выкручивались оси рычагов, амортизаторы, сайлентблоки и ещё по мелочам.
В первый же месяц эксплуатации загорелась лампа масла - глядь - под машиной лужа. Оказалось, что самопроизвольно отвернулись шпильки крепления топливного насоса и в образовавшуюся щель хлестало масло. Заменил шпильки болтами с гровером, а под пятку насоса положил красный герметик. Следующая внеплановая замена - рабочий цилиндр сцепления - потек, купил новый.
В декабре попал в аварию: шел дождь, а у нас почти всю зиму идет дождь, а на горке подморозило - хорошо, что не было других машин, выкинуло на обочину, не остановило дерево - снес левым задним крылом, застрял в кустах - вытягивали "Уазиком-буханкой". Пришлось вытягивать кузов, менять крыло и накладку порога, это все было разумеется уже не оцинкованное. Цена вопроса с покраской, работой и запчастями - 14т. рублями.
Как-то ехал по свежему асфальту, усыпанному камушками, и пробил бак, он железный и висит под багажником - исцелил холодной сваркой.
Рессоры были уставшие, но я их так и не поменял - на скорость это не влияло. Кстати, о скорости: комфортная скорость 70км/ч, но управляется уверенно до 120км/ч, не взлетает, дорогу держит хорошо. Однако не стоит забывать, что весит она 1,5 тонны и тормоза барабанные - тормозной путь как у локомотива.
Крутящий момент у двигателя хорош, даже на низах, в городском потоке не чувствуешь себя ущербным, если не обращать внимания на чудовищный рев двигателя при разгоне. Кстати, о двигателе: между задним коренным и маховиком у него не сальник, а манжета с сальниковой набивкой, это что-то из середины прошлого века, масло гонит будь здоров как, плюс еще и жрет изрядно, в общей сложности 1 л. на 1 тысячу, если ездить чинно.
Следующий пунктик: самопроизвольное отворачивание различных креплений в жизненно важных узлах. Про топливный насос я уже написал, другое такое место - крышка карбюратора. Примерно через месяц или чуть больше обратил внимание на то, что обороты холостые пропали и мотор норовит заглохнуть, открыл капот... крышка карбюратора открутилась и прыгает сверху в обнимку с фильтром. Я конечно накинулся на нее, попытался установить причину - все в норме, подложил гроверы под винты - через некоторое время то же самое. В общем... взял за правило заглядывать под капот каждый день. Однажды пропустив момент, я обнаружил отсутствие присутствия двух винтов с их гроверами - внимание! - они провалились в диффузоры и мотор их сожрал и даже не подавился! Другим таким же веселым агрегатом, не дающим скучать, оказался генератор: он крепится внизу на двух шпильках, а вверху прихвачен болтом с гайкой на регулировочной дуге. Так вот, шпильки отворачиваются и уходят гулять под машину, причем это не только у меня, хроника. Попытка заменить их болтами успеха не принесла, т.к. болты спиливаются вообще за месяц. Я так понял, что проблема в направлении резьбы на шпильках.
Время от времени куда-то исчезала тормозная жидкость, причем ни одной протечки - разводил руками и доливал... Проверяю каждый день - всё в порядке - месяц, другой, вдруг глядь! - половина бачка ушло. Топливо жрет почти любое (по качеству), даже 76-м заправлял, но мощность падает, а расход вырастает значительно. Топливный фильтр, тот, который штатный - полный бред, от него никакого толку нет, откручиваешь, снимаешь сеточку и выкидываешь, а дальше по-ходу, разрезаешь топливный шланг и в разрез ставишь обычный бумажный фильтр, а ещё лучше - два, они долго не живут - максимум 5.000км.
Волга любит отрывать глушители. Я один оставил на рыбалке. Потом как-то лопнули "штаны" - подобрать нужные оказалось проблемой, дело в том, что их две дюжины разновидностей, заодно под замену пошел и давно перекалившийся коллектор. Лампочки менять удобно и в фарах, и задних фонарях, а вот релюшки - это "геморрой" - в сервисе сразу торпеду снимают - быстрее выходит. Гигантский и длинный руль гораздо легче, чем в жигулевской классике, но зато рулить надо постоянно. Когда крутишь руль при парковке - слушай, не раздастся ли щелканье в передней подвеске - это показатель износа шкворней. Шприцевать их нужно через каждые 5.000 км. Если запустишь, потом не протолкнуть будет. У волги шкворни - это больное место.
Если намерен иногда съезжать с асфальта, вози с собой лопату и трос, она удивительной способностью обладает по самозакапыванию, после чего намертво садится на дифференциал. Я раз у тещи выруливал задом (дело было зимой) и соскользнул с колеи... половина поселка сбежалось меня откапывать.
Зимняя езда - особый случай. У волги очень тяжелый перед, настолько велик дифферент на передок, что даже мешок с песком в багажнике не выручает... может развернуться даже на ровном месте, причем с шипами!!! Единственный выход: ездить неспешно, тормоза не трогать, работать коробкой.
4-х-ступка неплоха, она проста и практически не ломается, вот только за концевым шлицевым соединением надо следить и сальником. Кстати, чуть не забыл: крестовины тоже надо шприцевать регулярно, они не одноразовые, как в жигах. Расход топлива у меня был 9л. на 100км. по трассе, а средний городской - 12л. - АИ92, 76-й будет уходить на 2 л. больше в среднем, плюс детонация тоже не полезна.
Большую часть работ я делал сам, кроме подвески и кузова... Да, еще датчик распределитель гавкнулся, поменял на бесконтактный, но он тоже гавкнулся примерно через полгода, одно слово: "трамблер"! Из-за него я чуть не взорвался: едим утром на службу с сыном. Что-то она дергается между 70 и 80 км/ч. Я газанул... и заглох. Завожу, не заводится, завожу, не заводится. Потом кааааак хлопнет, и клубы дыма из-под капота. Оказалось, что бегунок срезал шлиц и провернулся, собака, поэтому искра не совпадала с тактами двигателя. Утянули на галстуке. Потом я бегунок рукой провернул и он встал на место. Масло забензиненное поменял. Еще момент - масляный фильтр у волги тоже раритетный, она вообще вся раритет, некоторые изготовители не комплектуют фильтры прокладками, волки, так что выкидывать их нельзя, надо оставлять про запас.
Другие особенности эксплуатации: пыль засасывает с улицы как пылесос, ничего с этим сделать нельзя, даже дополнительные резинки не спасают, откуда она сосет непонятно. Большой багажник на поверку оказывается тесным, у него маленькая глубина, которую еще и запаска крадет, я знаю, что народ делает полку и крепит колесо вплотную к заднему сиденью горизонтально. Под колесом помещаются инструменты, которых надо возить много, мало ли что случится. Я возил с собой набор рожково-накидных ключей, два набора головок, плюс есть еще ряд специфических волговских ключей (ключ для ступиц, например), здоровый газовый ключ и поменьше - разводной, универсальный крестовидный балонник, отвертки, лопату, насос, дипломат с разного рода мелочевкой: от винтиков до датчиков и свечей. Может быть и этого мало. Когда у меня в очередной раз открутился генератор, я был в 150 км. от дома по дороге в Новгород, подходящих болтов не нашлось, пришлось прилаживать, что попало. Представьте себе, я на земле нашел гайку, а под нее подобрал болт из своего чемоданчика, потом заехал в придорожное СТО и там сонно-заторможенный новгородец прикрутил генератор с такой зверской силой, что уже до самой продажи он не откручивался.
Все агрегаты у волги труднодоступны, сначала надо долго снимать все, что мешает, а потом за 5 минут устранить суть проблемы. Например, регулировка рулевого редуктора, кажется вот он, на виду, а до регулировочных винтов не добраться, пока не снимешь вакуумный усилитель.
Однажды был смешной случай: едем на Вуоксу по КАДу, разрешенная скорость 120 км/ч. Замечательное утро, солнце, настроение, музыка (у меня не было автомагнитолы, просто магнитофон с собой брали), я по третьей полосе выбираю разрешенный максимум и еще чуток. Передние окна открыты - лето ведь. Вдруг, в салонное зеркало вижу, что у меня что-то сверху свешивается и закрывает заднее стекло! Включил авварийку, ушел на правую полосу, притормаживаю, поворачиваюсь... все нормально . Кто-нибудь что-нибудь видел? Никто не видел. Едем дальше, я уже поглядываю в зеркало. Скорость 100, 110, 120... пошел дальше, и тут вижу, как обшивка потолка салона начинает оттопыриваться пузырем вниз, как парус все равно что! Я ору: смотрите! Тут все прозрели, заахали, заохали. Стоило замедлиться до 110, как все втянулось на место. Тут я допер! Это воздух создавал аэродинамическую трубу. Предложил на выбор: что вы предпочитаете - скорость или свежий воздух? Большинство проголосовали за воздух (кроме сына), так и ехали 110, а все мимо нас даже грузовики.
Вот такая вот история владения чудом отечественного автопрома. Если это кому-то пригодится - буду рад.
Совет автора покупателям ГАЗ 31029 1996 г
Волгу покупать нельзя! Поберегите себя. Если себя не жалко и денег нет, а надо возить кроме себя еще четверых, которых тоже не жалко, тогда дело ваше.
Достоинства:
- Железная
- Крепкая
- Просторная
- Ездит
Недостатки:
- Поломки и неполадки происходят регулярно
- Вымирающий вид отечественных динозавров





Про оцинкованный кузов - очень интересно. Первый раз слышу, чтобы Волги цинковали, да еще и 29-ые. Слышал наоборот, что их из очень плохого металла лепили. Но спорить не буду - у нас в стране все может быть. Про надежность - соглашусь. Была 29-ая 1995 года, самая ломучая из всех бывших у меня Волг. В интернете читал, что в те годы ее раскупали хорошо ввиду цены, поэтому завод лепил на нее все, что под рукой было.
Про совет покупателю - не знаю. Есть люди, которым доставляет удовольствие ремонт машины.
Удачи на дорогах!