ГАЗ Чайка
Медицинские универсалы на базе ГАЗ-14 стали изготавливаться на РАФе после прекращения выпуска "Чайки" ГАЗ-13. Примечательно, что новая машина получила индекс уже по новому стандарту - РАФ-3920. Таких автомобилей было изготовлено всего пять экземпляров, при этом один из них, окрашенный в белый цвет, был отправлен на Кубу для правительства Фиделя Кастро. Остальные автомобили окрашены были в черный цвет.
История необычных «чаек» началась в середине 1970-х (точной даты даже участники событий не припомнят), когда в Ригу на РАФ пришло письмо с красной полосой. Такие исходили с самого верха – из ЦК или правительства и содержали чаще всего необычные заказы – срочные и сложные.
На сей раз предстояло построить из двух стандартных «чаек» санитарные машины по заказу 4-го Главного управления Минздрава, обслуживавшего высоких партийных и государственных чиновников. В истории СССР наступило время, когда вождям не менее, а скорее более, чем парадные кабриолеты, требовались медицинские универсалы. Кстати, два подобных автомобиля построили в 1974-м в Москве на базе ЗИЛ-114. Почему за переделку «чаек» не взялся ГАЗ? Возможно, горьковчане сумели открутиться от муторного заказа, а может быть, наверху учли опыт изготовления на РАФе санитарных микроавтобусов. И то, что здесь работали модельщики очень высокого класса.
«Чайки»-седаны из Горького разбирали и резали, одновременно готовя эскизы универсала. В работе участвовал известный инженер Эйсерт – руководитель группы, создавшей авангардный для своего времени РАФ-2203. Отвечал за заказ начальник бюро спецавтомобилей Юрис Пенцис. Поначалу лепили из пластилина высокую крышу, но позже от столь серьезной переделки кузова отказались. Запасное колесо убрали в нишу за левой задней дверью. Над ней в салоне поставили столик, рядом с носилками отвели два места для персонала, установили шкафчики.
Остальную начинку автомобили получали уже в Москве. Все, что в СССР обычно «доставали» и «пробивали», для такого заказа, разумеется, появлялось как по волшебству: стекла, хромированный пруток для занавесок из дорогой белой материи, детали для крышки багажника. Разумеется, никакой санитарной символики – красных крестов, надписей – на машинах не было.
Поскольку конструкция автомобилей принципиально не менялась, их испытаний не предусматривали, но, полагая, что такой заказ может быть не последним, подготовили рабочие чертежи ГАЗ-13С. И точно: подобные бумаги с красной полосой стали приходить ежегодно.
До 1982-го делали примерно по пять универсалов в год, отличавшихся лишь деталями, а в восемьдесят втором два универсала из сделанных ранее вернули в Ригу с еще более необычным заданием: построить экипажи для вывоза тела Хошимина из мавзолея в случае войны с Китаем, чьи отношения с Вьетнамом тогда обострились. У автомобилей должно было быть лишь два боковых окна в передних дверях, но главное – их предстояло оснастить кондиционерами. В Ханое под мавзолеем работал целый завод, обеспечивающий внутри памятного места температуру плюс 16 градусов. В «Чайке» она должна оставаться такой же. И это – в тропическом климате!
Пытались пристроить в ГАЗ-13 отечественный кондиционер. Мало того, что для установки 300-килограммового монстра пришлось строить особую тележку, работало это «чудо» из рук вон плохо. Забыв, что «у советских собственная гордость», отдали предпочтение японской «Тошибе». Климатические испытания прошли в Горьком: тщательно отслеживали все температуры, вплоть до масла в коробке передач. Но на этом эпопея не кончилась.
Рано утром два фургона ГАЗ-13 в сопровождении ГАИ через Красную площадь, где движение запрещено, выехали в Шереметьево. Там – в самолет и далее с посадками в Минеральных Водах, Исламабаде, Бомбее – в Ханой. Юрису Пенцису предстояло сдать машины заказчику и руководить постройкой специального гаража для них. В одном из высоких кабинетов рижанина напутствовали: из Ханоя ты или с почетом вернешься в Ригу или… в Сибирь. Чиновничьи шутки в СССР отличало своеобразие.
В столице Вьетнама груз встречала группа товарищей в форме и штатском и бронетранспортер сопровождения. Из самолета машины выгоняли задом. Длинный хвост «Чайки» коснулся бетона… и встречающие тотчас же приподняли огромный фургон руками и придерживали, пока рижане медленно скатывали его по трапу. Три месяца ушло на строительство гаража.
А когда машины загнали туда и поставили на яму, обнаружилось, что из картера главной передачи одной из «чаек» подкапывает масло – эвакуация из самолета не прошла даром. Проблему решили «на правительственном уровне» – срочно выписали инженера с запчастями из Горького и всего за несколько дней отремонтировали машину. Потом были те ночные учения – поездки в секретные горные пещеры, но с москвичами, которые их строили, рижанам общаться не позволили. Патологическая секретность распространялась даже на дорогих гостей из Союза.
Юрис Пенцис вернулся в Ригу, а не в Сибирь. А через год, в 1983-м, вновь получил бумагу с красной полосой. На сей раз из Горького на переоборудование пришли две «чайки» ГАЗ-14. Требования вновь необычные: в машинах должны быть кондиционеры и носилки – длиной 2,3 м (вместо стандартных 2,1). «Чайки» предстояло отправить на Кубу, лидера которой, как известно, отличает богатырский рост. Чтобы при этом уместить в машине кондиционер и прочее оборудование, пришлось поднять у «Чайки» крышу. Макет сделали из фанеры, по нему гнули и варили стальные листы.
Поставив отечественный кондиционер, машины отогнали в Тольятти – в климатическую камеру, но как-то не подумали, что «Чайка» побольше «жигулей». Чтобы пристроить ГАЗ-14 в камере, ее частично пришлось разобрать. После испытаний универсалы перекрасили в белый цвет, а заодно… отказались от отечественного кондиционера. Теперь терпение лопнуло, когда он в очередной раз выплюнул фреон в салон автомобиля.
Пришлось, к неудовольствию высокого руководства, опять довериться японской технике. Заказчики торопили: оборудование им передали вместе с машинами – от услуг советских специалистов по его монтажу, к радости последних, кубинцы отказались…
В основу архитектурного решения кузова ГАЗ-14 были положены легкость и стремительность в сочетании со строгими, четкими линиями и присущей автомобилям данного класса представительностью.
Красивый семиместный автомобиль отличался высоким техническим уровнем и комфортабельностью. Автоматическая коробка передач, усилители рулевого управления и привода тормозов, кондиционирование воздуха и эффективная шумоизоляция создавали особый уровень комфорта пассажирам и водителю.
Машины ГАЗ-14 "Чайка" предназначались для служебного пользования в высших государственных учреждениях, дипломатических и торговых представительствах за рубежом. Большинство 14-х "Чаек" имело закрытые четырехдверные кузова с тремя рядами сидений без внутренней перегородки. Однако по спецзаказам на автомобиль могла быть установлена застекленная перегородка между водительским и пассажирским отделением.
"Чайка" ГАЗ-14 выпускалась относительно недолго для автомобилей такого класса – всего 11 лет. В разгар перестроечной кампании в период "борьбы с привилегиями" производство этого представительского автомобиля в 1988 году было в принудительном порядке прекращено. Всего Горьковский автозавод выпустил 1 114 автомобилей ГАЗ-14 "Чайка". из них 5 универсалов.
В рижском офисе Юриса Пенциса (нынче он занимается разработкой медицинского оборудования) рядом с лицензиями и дипломами висит награда за создание необычных «чаек» – вьетнамская медаль «Дружба народов». Она – напоминание о далекой уже истории. Столь необычной, что молодым, не заставшим эпоху развитого социализма, наверное, покажется анекдотом или придуманной легендой.
"Чайка" ГАЗ-14 вручную изготавливалась в специальном цехе Горьковского автозавода. Автомобиль выпускался с 1977 по 1989 г.г., причем в последнем, 89-м, был выпущен только один экземпляр. Всего построено порядка 1100 автомобилей, из них 5 универсалов.
Во время перестройки инструменты и оборудование для производства советского лимузина были уничтожены. Глупейший политический шаг времен администрации Михаила Горбачева. Мотивировался тем, что "Чайка" при демократии не нужна. Была опубликована даже соответствующая статья в газете "Социалистическая индустрия".
Поэтому таких автомобилей больше нет и не будет. Но "Чайки" продолжают встречаться на рынке подержанных машин. Очень недурные иногда попадаются экземпляры! Словом, купить "Чайку" легко. Но учтите, это особый автомобиль.
Нельзя говорить: У меня есть "Чайка". Следует изрекать: Я содержу "Чайку".
Ее действительно следует содержать, как дорогую куртизанку. Читайте, например, первую графу в инструкции по эксплуатации: "Автомобиль должен храниться в отапливаемом гараже". Каково? Еще "Чайка" не любит заторов. Созданная для свободных полетов по перекрытым проспектам, в пробках она начинает немилосердно перегреваться.
Словом, купить "Чайку" легко. Как нетрудно приобрести подержанный "Роллс". Обе машины стоят сравнительно недорого. Другое дело, сумеете ли вы содержать хотябы одну? Дело не только в кошельке. Еще нужен определенный настрой ума.
Совет автора покупателям ГАЗ Чайка 1988 г
Если вы безумец или коллекционер, то наверно это для вас, и не вздумайте разезжать на работу на универсале,= вы остановите движение)
Достоинства:
- Когда шофер заводит "Чайку", улицу оглашает рык грузового автомобиля. Неудивительно: под необъятным капотом скрывается форсированный V8 от грузовика. Однако внутрь, до задних сидений, грозный рокот двигателя долетает едва-едва. Ведь "Чайка" настолько велика (6,11 м от бампера до бампера), уто уши сановных пассажиров и мотор разделяет расстояние длиной с автомобиль гольф-класса. Плюс отличная звукоизоляция
- Чудовищно огромный автомобиль. Его длина переваливает за шесть метров
- А снаряжённая масса универсала - за три тонны
- Такого наплевательского отношения к эргономике нигде не встречал. Барьер, разделяющий пассажирский салон и водительский отсек, мешает отодвинуться назад для мало-мальски удобной посадки. Большая чайковская баранка упирается в грудь. Поэтому быстро ее вращать невозможно физически. Попробуй вырулить в аварийной ситуации... Холодная дрожь пробегает по спине, когда вспоминаю виденные в детстве правительственные кортежи. Полдюжины лимузинов, несущихся на сумасшедшей скорости, и в каждом из них водитель, который, словно последний чайник, сидит притиснутый к рулю. Жуть!
- Запускает мотор. Это целый процесс. Сначала прикрываем жалюзи радиатора, замет вытягиваем полузабытый "подсос" - ведь двигатель снабжен парой четырехкамерных карбюраторов. Поварчав, V8 оживает. Перевожу рычаг автоматической коробки в положение "D" (его рукоять, кстати, единственная деталь салона выточенная из натурального дерева). "Чайка" плавно, словно нехотя, берет с места.
Окончательно заглушить шум двигателя поможет музыка. Оказывается, когда мы безмерно печалились и писали заявления в милицую по поводу украденного из машины радиоприемника "Былина", партийные бонзы наслаждались шикарнейшими автомобильными аудиосистемами. Причем не какими-нибудь "Sony" или "Pioneer", а нашими, отечественными, чистой воды "Made in USSR"
- В центральную консоль врезан добротный латвийский приемник "RRR" ("Rigas Radio Rupnica" - "Рижский радиозавод"). С автоматической настройкой и электроантенной. Под откидным подлокотником водителя, в большом бардачке, установлен специальный литовский автомагнитофон "Vilma". Каким-то чудом в нашей машине сохранился десяток кондовых кассет "МК60" с записями полузабытых ВИА (для тех, кто не помнит или не знает: Вокально-Инструментальными Ансамблями тогда называли музыкальные группы)
- В подлокотнике заднего дивана, под обтянутой велюром крышечкой, имеется дублирующая панель управления аудиосистемой. Поэтому включаем "Маяк", откидываемся на подголовник и дремлем под аккорды советской эстрады, овеваемые волнами прохлады из кондиционера
- Это сейчас мы его небрежно называем "кондер". В начале восьмидесятых для рядового автомобилиста кондиционер был вещью такой же непонятной и эфемерной, как нательный крест Папы Римского. Ветераны партии и адепты продукции АЗЛК злоязычили, что кондиционеры нужны только капиталистическому обществу - как холодильник загнивающему мясу
Впрочем, "Чайка" заполучила свой кондиционер из рук тех же капиталистов. Японский агрегат смонтирован в багажнике. Не потому, что мало места под капотом. Просто его дефлекторы впрямую направлены на задних пассажиров. А сидящим на передних креслах достаются лишь объедки прохлады, случайно проплывшие сквозь залообразный салон. Такое "спецраспределение" холодного воздуха выглядит форменным свинством по отношению к рабочему классу. То бишь, к шоферу.
В городе, на небольших скоростях, "Чайка" кажется какой-то неуверенной, чуть вихлявой и разболтанной. Но как только скорость переваливает за сотню... Все! Автомобиль попадает в родную стихию. Словно рельсы из асфальта вырастают под колесами. Сидящий за рулем шофер превращается в машиниста бронепоезда, сметающего всех и вся на своем пути. Под утробный рокот мотора стрелка спидометра подбирается к предельным 175 км/ч.
- Габаритные размеры 611,5х202х178 см
- Снаряженная масса 3.233 кг
- Двигатель V-обр., 8-цил., 5,5 л
- Мощность 220 л.с. при 4.200 об/мин
- Крутящий момент 451 Нм при 2.750 об/мин
- Максимальная скорость 175 км/ч
- Разгон 0-100 км/ч 14 с
- Средний расход топлива (л/100 км) 19 , при скорости 100км/ч на трассе
- Запас топлива 100 л
- Летя на "Чайке" по левому ряду Московской кольцевой, я просто забыл про видеокамеры ГИБДД. Двигаясь почти на максимальной скорости, несколько раз перестраиваюсь из ряда в ряд. Мама родная! Это совсем не те упражнение, которое нравиться делать "Чайке". Про себя решаю, что в экстремальной ситуации лучше пересилить себя и идти на таран. Масса под три с половиной тонны, в крайнем случае, поможет разметать завал из тройки-четвёрки столкнувшихся "Жигулей", или одного ХамераЖаль тех, кто будет внутри...
- Вообще, "Чайка" выглядит законченным продуктом красного режима. Случись что, нет пощады простому смертному. Пощады сидящим внутри тоже нет. Удар даже на пустячной скорости о мощное препятствие - большой грузовик или опору моста - закончится самым трагическим образом. Лимузин рамной конструкции, с кузовом из толстенного железа, просто не умеет сминаться и поглащать энергию удара. На месте аварии останется почти целая "Чайка" с мертвыми седоками внутри. Водителя убьет гигантская твердая баранка, а сидящие сзади, скорее всего, будут изломаны о пресловутый разделительный барьер
- Думаю, у "Чайки" скелетов в шкафу больше, чем у иного профессионального убийцы. Если вспомнить, сколь безнаказанно быстро носились по дорогам СССР кортежи советских лимузинов, сколь неразумна посадка водителя за рулем, то можно только представить бесконечное число несчастных автолюбителей, раздавленных этими "слетевшими с рельс бронепоездами", и гибель многих партийных бонз. А потом в прессе появлялись стандартные некрологи: "После тяжелой и продолжительной болезни..."
- Запас прочности Вождение "Чайки" - это работа. Автомобиль держит водителя в постоянном напряжении. Он прямо-таки заставляет внимательно следить за приборами. На холостых оборотах начинает помаргивать красная лампа, сигнализирующая о падении давления масла. Предупреждение об исходе 100-литрового бензобака появляется, когда там остается целых семнадцать литров. Словом, любые сигналы тревоги поступают заранее
- "Чайка" переполнена перестраховками. Например, специальной клавишей на центральной консоли можно проверить работоспособность всех красных ламп, сигнализирующих о той или иной проблеме. Ведь не дай Бог сановные пассажиры застрянут на полпути из-за того, что перегорела какая-нибудь крохотная спираль. Более того, автомобиль снабжен резервной системой зажигания, на которую следует переключаться, когда основная вышла из строя. Предусмотрен даже такой пустяк, как поломка замка зажигания, или если шофер-раззява потеряет ключ. На такие случаи имеется кнопка резервгого включения стартера. У "Чайки" поразительный запас прочности во всех отношениях!
Недостатки:
- Их очень мало, а универсалов можно сказать не существует



