И по душе, и по карману
ПРЕДИСЛОВИЕ
Читал довольно большое количество отзывов об автомобилях и заметил следующую особенность: авторы отзывов почти всегда совершают одну и ту же логическую ошибку (ОШИБКА ПЕРВАЯ) - сравнивают автомобили 70-х - 80-х - 90-х годов с гораздо более современными или вообще с новыми. Мало кто, описывая опыт владения советского автомобиля (или старой иномарки), оказывается "в теме" и прекрасно понимает, что советские автомобили на момент их выпуска были не такими уж и отсталыми по сравнению с западными в своем классе. Это важно понимать, т.к. говорить что ВАЗ-2101 - корч, сравнивая ее со 116-м "Мерседесом" - это, мягко говоря, ненаучно.
ОШИБКА ВТОРАЯ: отсутствие объективности в отзыве. Подавляющее большинство отзывов о советских машинах (или старых иномарках) делятся на две категории - "машина говно, ни в коем случае ее не покупайте, я в ней уже все поменял, что только можно!" и "машина высосала из меня кучу денег, но я все равно ее не продам, потому что это моя первая ласточка". Как видите, оба подхода не являются объективными, т.к. дают человеку прямо противоположные мнения об одной и той же модели, с той лишь разницей, что у первый владелец либо купил авто в убитом состоянии, либо сам его добил (детально описав процесс умерщвления авто в самом отзыве), а второй полон любви и обожания к машине и уже в силу этого не может быть объективным. В итоге человек, читающий отзывы чтобы как-то определиться, какую же все-таки машину покупать (т.е. тот, кому нужна именно объективность в оценке авто), по-прежнему определиться не может, т.к. один владелец описал машину как "любимую ласточку", другой - как "кусок говна на колесах". Истина же осталась где-то посередине.
ТЕПЕРЬ ПРО МАШИНУ, пока мы еще не забыли, зачем мы здесь находимся.
ПОЧЕМУ КУПИЛ. Ездить надо по разным причинам, кредитов не приемлю категорически, а зарплата не позволяет купить машину дороже трех тысяч долларов в достаточно короткий срок. Короче, машина нужна была такая, чтобы обладание ей минимально отражалось на личной свободе. Посудите сами: взял машину в кредит - сидишь на кредите. Сидишь на кредите - начинаешь плотнее привязываться к месту работы, бояться, что уволят и т.д. Это еще если не брать различные форс-мажорные обстоятельства, как то аварии, заводской брак и т.п. Все это отражается на остальной жизни человека, и на выходе от факта обладания машиной не остаётся ровным счетом никакой радости и "профитов", кроме самоутешения, что ты-де "не лох на ТАЗе" (а еще больший лох, только на %вставить название машины%) и у тебя еще есть куча шансов стать настоящим хозяином жизни.
Почему не купил подержанную иномарку до трех тысяч?
Пригнать из Европы - невыгодно из-за диких тарифов на растаможку (к примеру Фольксваген Гольф 2 в Германии стоит 500 евро, а растаможку за него нужно заплатить пять тысяч долларов, или что-то около того). Купить дома - не самый лучший вариант, поскольку приток иномарок 80-х - 90-х годов в Беларусь давно кончился (причину см. строкой выше), и весь "задел надежности" обкатанной по европейским магистралям и ремонтировавшейся только на сервисе иномарки уже давным-давно убит нашими дорогами, зимами, сервисом и отношением к машине. Эта ситуация, кстати, не влияет на цену автомобиля в объявлениях - бедные перекрашенные-переваренные по десять раз Мерседесы, Гольфы и прочие Кадетты предлагаются как ВЕРИ ГУД, и в два-три раза дороже старых добрых и знакомых до винтика отечественных машин. При этом одному богу известно, что там у них на самом деле под капотом, где что заглушено, где металл, а где пол из папье-маше и так далее.
Короче говоря, отечественная повозка подходила мне по всем критериям: дешевая, простая в ремонте и обслуживании, ездить по 1000 км в день мне не нужно, иной раз могу и общественным транспортом воспользоваться. Комплексов по поводу имиджа, что меня будут все считать обсосом и кретином и показывать пальцем, у меня, слава богу, нет. И старые автомобили я люблю - это тебе и простота, и дизайн, и дешевизна в одном флаконе.
Из чего выбирал? На чем ездил раньше?
Раньше ездил немного на Фольксвагене Гольф 2. В личном пользовании был "Москвич-2140", ЗАЗ-968. Назрела необходимость покупки машины на каждый день, а не только до первого снега. Выбирал советский автомобиль до 1992 года выпуска, как идеал рассматривал ВАЗ-2109, но не отказался бы и от хорошей "копейки", от любой другой Жиги. Поскольку раньше ездил на Москвич-классике, то интересно было попробовать последний "Москвич" в деле. К тому же если "зубило", на которые смотреть не страшно (в хорошем оригинальном состоянии, без пресловутого тюнинга) начинались с 1700 у.е., то 2141 в силу непопулярности машины в народе стоил как "копейка" - редкий экземпляр в объявах дотягивал до 1500 (за 1500 это уже был 2141 почти в идеале).
Вроде все точки над "Ё" расставил.
НАКОНЕЦ, ПРО МАШИНУ.
Купил весной 2014 года за тысячу долларов. Как оказалось, цена машине была в базарный день баксов пятьсот. Модификация 21412-01 (мотор УМЗ 331.10, 1.5 л). Смотрел машину - шило в заднице засвербело, т.к. готов был потратить тысячи полторы-две и купить машину до августа, а тут вроде как (ключевое слово здесь - вроде как) неплохой аппарат за штуку. Это я теперь знаю житейскую мудрость "кроилово ведет к попадалову", а на тот момент мне казалось, что я такой вот ловкач - и деньги сэкономлю, и машину куплю до лета (неохота была как-то ездить все лето на "Зазике" ушастом), и что вообще это не машина, а удача на колесах.
В общем, просмотрел я кучу недостатков - кучу досадных мелочей и недоделок и одну БОЛЬШУЮ проблему - убитый мотор. Он не дымил, работал ровно, масло было залито свежее (естественно, самое дешевое). Я оказался полным лохом, так как попался на типичную разводку - жлоб, который продал мне "Москвич", просто удачно избавился от машины с проблемами. Нашел лоха, проще говоря.
Полоса неудач
Оправившись от радостного опьянения после покупки, я испытал настоящее похмелье, когда посмотрел на машину без розовых очков. Единственным достоинством "Москвича" было то, что кузов был без дыр - просто поверхностная ржавчина по низу дверей и порогам. Уже был варен пол, вареные пороги. Покрашен был хорошо, вид портили толко пара подкрасов из баллончика и гравитекс по порогам. Салон весь грязный, пыльный, пол в ногах у водителя и переднего пассажира был такой мокрый, что ковролин можно было выжимать, как губку (продавец тупо положил на заводской ковролин резиновые коврики-корытца и замаскировал воду в салоне). Электрика вся работала исправно. Тормоза скончались через два дня после покупки, менял главный тормозной.
Через тысячу километров застучал мотор. Как оказалось при разборке мотора, масло или не меняли вообще, или меняли крайне нерегулярно. ГБЦ вся была в раковинах от некачественного антифриза. В общем, через месяц после покупки я встал на распутье - либо перекинуть мотор и продать машину сразу, либо перекинуть мотор и ездить самому. Выбрал второй вариант, т.к. "отбить" вложенные деньги, продав машину у меня бы сто процентов не получилось, и к тому же пришлось бы до следующего лета пользоваться общественным транспортом, подкапливая деньги на другую машину. Мотор нашелся у друга за 50 у.е. У другого друга, который занимался перекидкой, нашлись все новые детали поршневой группы. Итог - у меня 2141 с новым 412-ым мотором. До кучи заменил сцепление (кроме корзины), трос газа, трос спидометра. Во время обкатки завизжала помпа, тоже сменил.
На данный момент с переброшенным мотором машина ездит хорошо, проблем по технической части нет. Осталась проблема с герметичностью салона - после двух дней ливня обнаружил в ногах у пассажира натуральную лужу воды.
На данный момент вложил в машину больше 700 у.е., а все потому что выбрал заведомо убитый авто, проглядев и ржавчину, и мотор, и мелочи по салону. Правда теперь езжу уверенно, не боясь, что встанет или закипит.
Чем "сорок первый" выгодно отличается от других советских авто и почему его СТОИТ покупать
Машина хоть и простая по конструкции, но ездить на ней с точки зрения эргономики очень удобно - большая площадь остекления (а если в салоне еще и панорманое зеркало - можно обходиться и без боковых), наличие таких отсутствующих в классике плюшек, как хорошая печка, пятиступенчатая КПП и обогрев заднего стекла. Хорошая обтекаемость кузова, стекло пятой двери не загрязняется при езде, боковые стекла тоже удачно обветриваются и с них скатывается вода и грязь. Большие выразительные фары и задние фонари. Большой вместительный салон, большой багажник, заднее сиденье легко сложить или вообще достать. Большой бардачок.
Даже при раздолбанной подвеске машина в повороты входит на любой скорости и без привычных для Москвич-классики кренов. Удивительно легкий руль при отсутствии гидроусилителя. 14-ые колеса, что обусловливает сравнительно лучшую проходимость, нежели у "Лад", а также возможность беспрепятственной установки аудюшных дисков (чтобы не замарачиваться искать "родные" сорок первые). Часть деталей подходит от переднеприводных "Лад" - например, "стрекоза", тросы газа и спидометра, кнопки включения светотехники, повторители поворотов.
В общем, если у вас нет лишних денег и нет комплексов по поводу того, что на вас будут показывать пальцем менеджеры из своих фордфокусов, "Москвич-2141" - однозначно машина из тех, которые стоит рассматривать для покупки.
Я описал довольно много недостатков, но следует понимать, что это недостатки не модели как таковой, а конкретно моего "Москвича", потому как я купил машину, за которой не следили и делали абы как, лишь бы ездила.
Следующая моя машина будет или "Лада" 2108/09, или "сорок первый" в лучшем состоянии, чем этот.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! УДАЧИ НА ДОРОГАХ.
Совет автора покупателям Москвич 21412 1991 г
При покупке любой машины:
- Не пытайтесь скроить на цене (не путать с торгом - торгуйтесь хоть до слёз, а вот убитую машину не берите, дороже станет)
- Вооружитесь терпением: лучше потратить на поиски лишнее время, но найти достойный автомобиль, чем бесконечно латать убитый.
- Выбирайте машину желательно с опытным беспристрастным человеком, по возможности - с разбирающимся в данной марке/модели.
- Не будьте слишком доверчивы к продавцу машины. К рассказам о том, что на машине ездил только дедушка, только в июне месяце, только по субботам и к прочим подобным бредням отнеситесь максимально скептически.
- Настороженно отнеситесь к новым копеечным запчастям, замененным в машине - фильтры, шланги, дешевое масло, прочие мелочи. Не исключено, что за замененными мелочами скрыты серьезные проблемы автомобиля. Помните, что "зафуфлить" машину, чтобы она проездила неделю до продажи - проще простого, а расхлёбывать косяки потом придется вам.
При покупке "Москвича-2141":
- Внимательно осмотрите пороги, низ дверей, задние арки на предмет гнили или подкраски. Лучше незакрашенные жуки закрасить самому, чем обнаружить под слоем дешевой краски монтажную пену или пороги из папье-маше.
- В багажнике 2141 по бокам есть лючки для мелочей, закрытые пластиковыми решетками. Откройте их, посветите в ниши фонариком, пощупайте - там не должно быть воды и гнили.
- Ощупайте пол впереди в ногах водителя и пассажира. Если ситуация позволяет - снимите пластиковую накладку на порог (крепится на винтах-саморезах), поднимите ковролин и шумоизоляцию, ощупайте металл. В салоне не должно быть воды. В противном случае - серьезный повод для торга.
- Осмотрите зазоры задних фонарей, поворотников спереди, потрогайте их - они не должны шататься, зазоры не должны быть замазаны пластилином, герметом, оконной замазкой. В противном случае не исключено, что машина была ударена.
- По возможности выбирайте машину с 1986 по 1992 год выпуска - качество ЛКП было в разы лучше, а конструкция проще, чем у "Святогоров" с инжекторами и "Алеко" с фордодизелями. На "Святогоры", к тому же, сложно найти фары/поворотники, морду и крышку капота.
Остальные советы по покупке "Москвича" не отличаются от советов по покупке любого другого автомобиля - послушать, пощупать, проехать, притормозить и т.д.
Достоинства:
- Дешевизна самой машины и запчастей для нее.
- Определенная историческая ценность машины (в сравнении с "Ладами", "Москвичей" было выпущено мало и мало их дожило до наших дней)
- Эргономичность (удобный салон, легкий руль, большой багажник, все под руками)
- Хорошая печка, неплохой обдув передних стёкол.
- Полное отсутствие интереса у угонщиков и ГАИ.
- Простая конструкция.
- В сравнении с Москвич-классикой - низкая склонность мотора к перегреву в жару, в пробках (сказывается наличие электровентилятора).
Недостатки:
- Возможны проблемы с герметичностью салона - попадание воды через уплотнители лобового стекла, через крепеж блока предохранителей и т.п. К счастью, лечится.
- Трудно найти машину без проблем по кузову.
- Низкая коррозионаая стойкость "Москвичей" девяностых годов выпуска.
- Низкое качество запчастей российского производства.
Интересный отзыв, спасибо. Мои пять копеек:
- Кузов в хорошем состоянии - это самое главное в такой машине. Лучше взять с хорошим кузовом, но убитой начинкой, чем наоборот. Ремонтировать кузов дороже всего, если вообще имеет смысл.
- Не стоит быть слишком придирчивым в вопросе о том, была ли машина в ДТП. Очень мало машин в возрасте 20 лет, которые не были бы ни разу биты. Вопрос в другом - насколько хорошо сделан кузовной ремонт.