Часть 3. Эпилог. "На языке цифр", или Смета по "Москвичу"
Автомобиль продан, и теперь можно со спокойной душой, что называется "подбить бабки".
Смешно сказать, но ситуация случилась следующая. После покупки машины я решил вести её бортжурнал. Поначалу кропотливо записывал заправки, запчасти - короче, все расходы по машине и что когда менялось. Через несколько крупных ремонтов я понял, что дабы не тратить кучу времени, описывая многочисленные отладки, проще написать "кроме кузова и салона менялось всё".
Теперь кратко и по порядку, какие работы были произведены по машине (цены указаны в долларах США и ТОЛЬКО ЗА ЗАПЧАСТИ, кроме п.1).
1. Замена двигателя в сборе. Сам двигатель обошёлся мне в 60 + работа по замене (выкинуть старый, вставить новый) 200 + еще 40 за шлифовку головки блока цилиндров. Металлолом был отдан в зачёт, т.е. мне не остался. Итог по этой позиции - $ 300.
2. Замена сцепления (только выжимной и диск). Здесь надо поподробнее сказать, что корзину сцепления лучше оставлять советскую, даже если она б/у. Современный китай очень хлипкий, имейте это в виду. Выжимной подшипник шариковый, аналогичен ВАЗ-2109. Судя по каталогам, имеется в наличии немалое количество запчастей производства SACHS, LuK и других, стоимостью $ 70-100 за комплект. Качество не проверялось мною, т.к. не забывайте, что мне нужно было машину ставить на ход максимально быстро (другой у меня нет), а ждать неделю, пока привезут, очень долго. Итог (только запчасти) $ 30 + работа и время.
3. Замена водяного насоса. $ 25.
4. Двукратная (!!!) замена главного тормозного цилиндра. Как вы понимаете, это сопровождается потрясающим незабываемым времяпрепровождением с прокачкой тормозов и разборками типа "почему я качаю уже 3 часа, а из штуцеров всё ещё идёт воздух?!" Прокачка тормозов - дело муторное, долгое и нудное. На него нужно 100% освобождать весь день. Запомните еще одну аксиому: главный тормозной цилиндр на ВАЗах и "Москвичах" меняется только в сборе. Не пытайтесь его перебрать - не получится, поскольку манжеты сейчас производят очень и очень хреновые (я имею в виду ремкомплекты). Поэтому "малой кровью" тут не отделаешься - только хардкор, полная замена узла. Менял я ГТЦ дважды с интервалом тысяч всего-навсего в 8. Было так: купил я машину почти без тормозов, купил ГТЦ, через 8000 км тормоза опять пропали. Это при том, что все колодки, диски и барабаны в авто были уже поменяны предыдущим хозяином. То есть, по идее, он заменил всё подряд, а ГТЦ заменить не додумался. В общем, итог по этой позиции $ 45 x 2= $90 + 10 за жижу. $ 100.
5. Пескоструйная обработка дисков с грунтованием, цинкованием и покраской. $ 110.
6. Замена радиатора печки, замена электромотора печки. Всё было б/у, поэтому общий итог где-то $20.
7. Замена термостата, замена датчика радиатора. Термостат на поверку оказался ни при чём, но это тоже расходы. Потому как, имея "Москвич" (или Жигу, или Волгу, или УАЗ) Вам неминуемо придётся сталкиваться с поломками, которые сразу вы не отдиагностируете. Так было и у меня, когда печка еле-еле грела. Конечно же, надо было проверить термостат и, дабы исключить на 100% вариант, что он сломан, заменить его на новый. Итог $ 15 + $ 5 = $ 20 без стоимости жижи, нервов и времени.
8. Замена карбюратора в сборе (б/у). Всем, кто еще ездит на карбюраторных Ладах и Москвичах советую: отжалейте денег, купите новый карб и (если в вашей местности есть такая возможность) поезжайте на какое-либо проверенное СТО, где вам его нормально установят и настроят. Поверьте, это вам сторицей окупится. Б\ушный карбюратор - это бочка с порохом. Неизвестно, на какой машине он стоял, в каком состоянии его заслонки, топливные каналы, жиклёры и множество микроскопических деталек - иголочек, пружинок, и тяжек. Это сложный прибор и его ремонт лучше всего не доверять гаражным лепилам. Теперь, слава богу, прогресс автотехнологий хоронит карбюраторы как класс. Им на смену пришёл инжектор, как принтер пришел на смену печатной машинке. $ 50.
9. Частичная замена глушителя (прокладки коллектора + приёмная труба + хомуты). О, это незабываемое зрелище! Кто хоть раз разбирал глушитель, тот меня поймёт. Тут всё по поговорке "кто в армии служил, тот в цирке не смеётся". $ 30.
10. Замена передних ремней безопасности. Как известно, в М-2141 должны быть и задние ремни, но у меня их не было, а передние не работали. В одном была сломана защёлка, в другом - и защёлка, и катушка. То он не разворачивался, то он не сворачивался. А не защелкивался он по определению, не во что было засунуть. С ремнями была целая проблема, я их очень долго искал. Как оказалось, на М 2141 ремни свои, от другой машины не подойдут - надо будет уже переделывать их конструкцию. Дело в том, что во-первых, на М-2141 свой "язычок" у ремня, который не подходит в другие защёлки, а во-вторых, сами защёлки в 41-м крепятся не длинными лапками к кузову (как, допустим в М-2140), а напрямую к сиденьям при помощи болтов. Я видел такую же схему в "девятке", решил найти ремни в сборе от неё. Пошел на рынок, и... ничего не нашел. Такой запчасти не поставляется! (для тех кто не знает - в Минске у нас нет такого понятия, как "жигулёвская разборка"). В итоге я нашел распродаваемый по запчастям 41-ый и купил с него ремни за $ 15.
11. Замена шаровых опор и РТИ передней подвески (кроме сайлент-блоков). $ 30.
12. Замена торсионов пятой двери. $ 20.
13. Замена замков по кругу, замена наружных зеркал заднего вида. $ 30.
ОБЩИЙ ИТОГ - $ 780.
Вроде бы немного, не так ли? Тем более, что эта сумма, как кредит, растянута по времени. Однако, не обольщайтесь. Во-первых, в этой "смете" я учитывал только те ремонты, которые мне делали посторонние люди. Очень многое по машине мне помогал сделать мой старший брат - он целые выходные, вместо того, чтобы отдыхать с семьёй, копался в "Москвиче". Сколько мы мучились с ним, пытаясь избавиться от попадания воды в салон! Нам так и не удалось выяснить, откуда она попадает. Сколько мы мучились, пытаясь заставить печку нормально греть - вроде бы она стала более-менее нормально работать. На самом деле, всего не перечислишь, не сосчитаешь все то время, которое мы потратили. А ведь ремонт - это время БЕЗ машины. Пока она ремонтируется - ноги в руки и бегом на автобус!
Во-вторых, я учитывал ТОЛЬКО СТОИМОСТЬ ЗАПЧАСТЕЙ. Я не прибавлял сюда деньги, которые давал человеку за работу (потому что я уже не помню, кому когда и сколько платил) - поверьте, платил я не скупясь. Сколько раз я повторно приезжал к людям в надежде, что "вот сейчас-то мы все сделаем хорошо, и я, наконец, буду ездить!" Запомните: если у вас "Москвич" (Жигули, Ока, Таврия, УАЗ, Волга), вы никогда не исключите пункт "гараж" из вашей карты перемещений. "Работа - дом" так и осталась для меня мечтой.
В-третьих, я НЕ учитывал стоимость расходников, топлива, масла и антифриза. Также стоимость шиномонтажа и резины.
Если принять во внимание всё вышеизложенное, я могу честно сказать, что обладание машиной "встало" мне в $ 2000 - это по самым скромным подсчетам. К этому прибавим $ 1000, за которую я его купил. В итоге получаем что-то около $ 3000. Новая "Лада" стоит $ 9000.
Не забывайте, что если вы - владелец "Москвича", вам придётся не только покупать запчасти по мере их износа. Вам придется их запасать. Машина уже почти 15 лет как снята с производства, поэтому беготня по окрестностям в поисках нужных деталей - довольно большая часть жизни москвичевода. На первый взгляд "запасливость" кажется вполне безобидной, но на самом деле это сильно осложняет жизнь. Многие тысячи рублей уходят на запасы запчастей (на случай ядерной войны), вам постоянно будут предлагать купить какой-то хлам соседи по гаражу (если у вас есть гараж), знакомые или просто прохожие, видя как вы пытаетесь поймать угол установки зажигания или как вы перебираете карбюратор во дворе. Часто предлагаемое количество и качество запчастей вполне приемлемо, что заставляет вас "пользоваться случаем" и скупать их, отдавая кровные деньги. Итогом этого всего является захламление всего гаража (в нем остаётся место только чтобы заехала машина), а если у вас его нет - то балкона, кладовки, чердака, подвала (если живете в старом доме) или сарая (нужное подчеркнуть). Ненависть к вам домочадцев гарантирована. Если же вы не запасаете запчасти, вам гарантированы трех-четырехдневные простои автомобиля от поломки до ремонта, в течение которых вы будете пользоваться общественным транспортом, поскольку чтобы найти нужную деталь порой необходимо обойти все автомагазины в городе.
В общем и целом, я думаю, что донёс до потенциального покупателя старого шрота мысль о том, что эти автомобили не стоят того, чтобы уделять им внимание. Перед покупкой машины ответьте себе на вопрос, что вам нужно - ездить или ремонтировать. Если первое - покупайте пусть дешевый, но новый авто. Если второе - выбирайте постарше и подешевле. И желательно, отечественный. Не прогадаете.
P.S.
Вот сейчас я минуту посидел и подумал: вот человек открывает мой отзыв, читает, суммирует цифры... Это всё, конечно, помогает определённым образом при выборе машины, но... Никакая смета не учитывает тех вещей, которым нет цены. Это - время, драгоценное время жизни, которое можно (и нужно!) потратить не лёжа под машиной, а за столом с родными и близкими, за бутылочкой пива с лучшим другом, за интересной книгой или просто отдохнув, побродив по парку...
Лежать под машиной должны те, кто получает за это деньги.
Всем удачи.
Совет автора покупателям Москвич 21412 1991 г
Прежде чем тратить на что-то деньги, убедитесь, что это вам действительно нужно.
Отзыв хороший, интересный, спасибо! Но, опять же, повторюсь - мало кто будет покупать убитый "Москвич" за 30 тысяч, если есть 300 тысяч на новую "Ладу". Покупают именно потому, что на новую (или более или менее свежую) машину денег нет. Поиски запчастей, убитое на ремонт время и т.д. - неизбежная расплата за то, что машина досталась практически даром.
Поэтому выбор не между новой и старой машиной, а между старой машиной и трамваем.
И да, старую машину нужно уметь выбирать. Моим первым авто была 8-летняя "Волга" с пробегом 176 тысяч км за 2 тысячи долл. Катался год, вложил тысячу. Но при этом ничего не делал сам - все на СТО. Машина ездила каждый день, без перерывов, только один раз с утра не завелась (сгорел бегунок трамблера). Более того, три месяца, пока я сидел без работы, она меня кормила - я "бомбил" и, в принципе, окупил все ремонты и часть ее стоимости.