Первый! Или Жоржик - наш ответ Жуку!
В далеком 1989 году, когда в Союзе вовсю шагала перестройка, мои друзья стали потихоньку осваивать родительские драндулеты, а кое-кто уже и сам покупал себе авто (было по 18 лет), задумал тоже стать обладателем "огненной колесницы". Денежный вопрос как-то начинал решаться - открыл свой видеосалон, за пару месяцев отбил аппаратуру, подкопил еще пару месяцев и занялся усиленным поиском машинки.
Имея на руках 3000 полновесных тогда еще рублей, стал обзванивать владельцев по объявлениям в рекламе, регулярно посещать комиссионки и авторынок, довольно быстро понял, что на Жигу придется еще не один месяц копить, на Москвича все равно не хватает, надо брать "Жорика", но в отличном состоянии, тем более что на нем от дядьки получил и первые уроки вождения и ремонта четырехколесных агрегатов (с двухколесными воевал не один год в секции мотокросса и своем подвале).
Наконец, в один прекрасный день в комиссионке на "Румбуле" (известный в Прибалтике авторынок) увидел ЕГО - ЗАЗ 968 АБ2 9 бывший инвалидский, но уже переделанный на ножное управление), белоснежный, надраенный, жуткого 1976 года, но выглядел как новый, с малым пробегом, 40 л.с., и с "наваротами" - свежая резина, бардачок от ГАЗ 24, аккум от газона, низ замазан "битукасом", а арки и пороги аккуратно подведены суриком, за 2650 рубчиков. После контрольного запуска и поездки по стоянке глаза загорелись окончательно, а продавец услышал - ВЫПИСЫВАЙТЕ, не тяните!
Дальше началась "Большая автомобильная жизнь" автора. 2 первых дня по дворам, потом до салона и обратно, потом изучение города по вечерам. Через пару недель первое знакомство с ГАИ, да еще и с короткой погоней! (прав тогда еще не было даже в планах) - облава: первый взмах жезла, затем через метров 15 второй продавец П.П. взмахнул, но я не остановился, и спокойно потарахтел дальше. Поскольку по по тем временам что езда без прав, что неподчинение сотрудникам ГАИ стоили одинаково - 30руб. Затем "шоха" под управлением разъяренного инспектора около километра пыталась прижать и остановить непокорного "ушастого". Каково же было удивление инспектора, что я оказался трезв как стекло и даже пристегнут, что он после минутного потока выпуска пара на великом и могучем как-то сник и молча стал заполнять протокол, иногда причитая: ну вот же... а сколько за это время уже... и чего тебя несло... После этого я регулярно (2 раза в 3 месяца) во время облав стал им платить оброк, если невозможно было объехать их засады, даже чутье на них развилось, пока в начале 90го не получил права.
Через месяц случился первый краш-тест во время поездки на дачу с участием Жорика, 2х березок, 3х осинок, большой сосны, меня, мамы и нашей собаки при скорости 65-70 км\ч. Жорик пострадал сильно - передний бампер, панель, крышка багажника, крыло, дверь пассажира, боковина, порог - все под замену, порог с крышей ушли на16-20см в салон вместе с дверью и стойками. Потери у нас: у мамы синяк под левым глазом, а у меня на правом плече - она уклонялась от надвигавшейся, сосны которая нас остановила, и налетела на мое плечо, собакин получил тяжелый испуг от катапультирования через проем лобового стекла, и моральную травму от попадания десятка яиц, вылетевших вслед за ним. Березки и осинки мы просто срубили, так что ругать ЗАЗ за плохую пассивную безопасность я не в праве, что подтвердил второй краш-тест.
После этих событий Жорик стал мне настоящим другом, спасшим здоровье, а друзей как известно не бросают! Отправили его по "блату" на 2х месячное лечение на СТО, после пересадки новых кузовных органов он стал "безухим", но обзавелся бамперами от Мосвича 2140SL с противотуманками и спереди и сзади, кооперативным антикрылом, модными колпаками на колеса, мега-подголовниками на мет. каркасе (правда чтобы воспользоваться задним сиденьем один из них приходилось снимать), стереомагнитолой "Гродно" + обрезанные S-30 на задней полке и полной обесшумкой салона из подручных материалов (туристические коврики, войлок и мастика).
После восстановления начал гонять его по полной - и на рыбалки, и за грибами, и на пляж, и в походы за 300км от дома. Иногда досаждал мелкими поломками, но никогда не вставал на дороге совсем. Перестал качать бензонасос - доехал до дома, подключив насос от печки, в походе ползали по пашне, погнули днище вывернутым валуном, но не сели! Проходимость на высоте. Грузоподъемность и грузовместимость со снятыми сидушками ого-го: 9 человек и гитара и здоровый Sharp ездили на озеро за 25км от дома, из деревни привозил по 8-12 мешков картошки - просидал, но тянул! Кушал умеренно 8-10л\100км, а бензин стоил копейки, комфорт на тот момент почти устраивал - посадка за рулем удобная, ноги вытянутые, только левую на трассе деть некуда, руль легче чем в жигулях, подвеска простит все, если за ней ухаживать, а шум был побежден антишумкой и громкой музыкой.
В общем машина всем хороша, но тягаться, даже выкручивая движок "в звон", с другими было тяжело, а очень хотелось... Но остальное - второй краш-тест и тюнинХ движка - во второй части.
Прошу не судить строго, первый раз пишу столь длинный опус.
Совет автора покупателям ЗАЗ 968АБ2 1976 г
Брать, если мучает ностальгия, или как тренировочный авто для начинающих - хорошо закаляет, если не перегоришь!
Достоинства:
- Проходимость
- Доступность з.ч.
- Ремонтопригодность в полевых условиях
Недостатки:
- Шум
- Неустойчивость на высокой скорости
- Печка!!!





Отзыв- супер. Жужиков- в жизнь, Жириновский так вообще предлагал скинуться и заказать на ЗАЗ возобновить производство ЗАЗ 968 как супербюджетное авто.
PS : Первая настоящая машина , жена до сих пор с теплдотой вспоминает ЗАЗ 968М , бывший у меня 10 лет назад.