ЗАЗ 968 Большой Ух
1974 г.
1.197 л. бензин
40 л.с.
МКПП
задний привод
Минск
Написать отзыв

Отзыв ЗАЗ 968 (без буквы) (1974 г.)

3 сентября 2014 → пробег 100200 км

"...взял его под мышку - и домой понес!"

"Их еще покупают??? О_о"

Один мой друг сказал как-то раз: "При покупке авто не ты должен найти машину, а она должна найти тебя". Вероятно, в этом есть определенная доля истины, и косвенным доказательством этого утверждения могут являться многочисленные случаи, когда машине было просто судьбой уготовано остаться именно у этого хозяина, попасть именно в эту семью. Думаю, каждый автомобилист или сам был свидетелем, или слышал истории знакомых о том, как была у них машина двадцать лет, ездил на ней сначала отец, потом сын, потом у сына появилась машина получше, старая постояла в гараже на даче, а потом ее решили продать. Продали, а через месяц машина эта попала с новым хозяином в аварию, да в такую, что вердикт - "восстановлению не подлежит". Только я за свои 10 лет общения с миром автомобилей могу вспомнить таких историй четыре - три из них случились со знакомыми и одна - в нашей семье. Видимо, не только браки заключаются на небесах. 

Осенью 2013 года я участвовал на своём М-2140 в любительском ралли "Сезон". Изначально оно задумывалось как мероприятие для владельцев отечественных автомобилей (впоследствии количество зачетных групп расширилось ввиду большого количества желающих поучаствовать, но не желающих специально покупать для этого старое корыто). За два дня до ралли на одной из стоянок Минска у нас был организационный сбор, приехали ребята из нашего "Москвич-Клуба", жигуляторы, иномарочники. Стоим, разбираем завтрашний маршрут, сдаём взносы. Вдруг появляются на стоянке двое немолодых мужчин. Как оказалось, они как-то через кого-то узнали, что сегодня у нас сбор, будут автоэнтузиасты разных мастей, и решили предложить машину, если кому-то интересно купить. На встречу они пришли подготовленными: в телефоне мужчины помоложе были подробные фото их семейной машины - 968-го "ушастого" "Запорожца" - который в последнее время стал досаждать тем, что занимает гараж (в семье появилась иномарка, Зазик стал не у дел). 

Я сразу подумал, что мужчины за семейную машину запросят приличную сумму - в последние годы, ввиду неподъёмных таможенных пошлин и повальной моды на "ретро" (в категорию "ретро", судя по объявлениям, попадает почти любой советский автомобиль, выпущенный до 1991 года, хотя, конечно же, в 90% случаев это обычный авто секонд-хенд), цены на все советские машины формируются не по реальной ценности машины, а с чьей-то легкой руки, это уже не новость.  Опасения мои не оправдались - за машину запросили скромную во всех отношениях сумму в 250 долларов. Со слов хозяев, машина была на полном ходу. Я никогда не питал особой любви к "Запорожцам", однако, увидев, что энтузиазма среди наших "крутых" автоклубистов предложение купить Зазик не вызвало, мне как-то стало неловко. Деньги у меня свободные были к тому времени, гараж для хранения зимой тоже, и я сказал мужчинам: "Если не найдете, куда пристроить машину, звоните мне".

Каждый, кто хоть раз расставался с семейным автомобилем, знает, что это бывает трудно - столько воспоминаний связано с машиной! Кого-то из роддома на ней привезли, кто-то девчонок катал, кого-то она выручала в трудное время "таксованием" и т.д. И, конечно же, если ты тридцать лет следил за машиной, знаешь каждый винтик, то хочется продлить ей жизнь, отдав в хорошие руки. Так посчитали и хозяева "Запорожца", и нового владельца выбирали скрупулёзно, если оказывалось, что машина покупается "для рыбалки" или "свояку в деревню, ему в дождь коров пасти, а так хоть крыша над головой будет" - не отдавали. 

Недели через две позвонили мне. Оказалось, "Запорожец" жил в многоуровневом гараже в одном из старых районов Минска ("Хорошая примета", - подумал я). Приехали смотреть. Хороший сухой неотапливаемый гараж, машина прикрыта покрывальцем. Кузов - ни ржавчинки. Немного примято переднее водительское крыло, да под задним бампером "завернулась" кромка задней юбки. Не идеал - но ведь и просят совсем немного денег.  Знаете, как правильно заводить "Запорожец" в теплую погоду? Подсос не достаём, просто нажимаем педаль газа вполовину и поворачиваем ключ - тарарам! Трррам! Затарахтел.

Грохот маленького мотора раздался по всему этажу. Прогрели, проехали, потыкали кнопки - ну всё, абсолютно всё работает, светит, моргает! Тормоза тормозят так, что с непривычки (на "Москвиче" поначалу долго ездил с перепускающим главным) надавив на педаль "от души", я чуть лбом стекло не вышиб. 

Предубеждения - в сторону

После переоформления машины я почти сразу поставил ее в гараж - все-таки уже был октябрь месяц, зима не за горами, а ездил я на М-2140. Зимой проведывал Зазик несколько раз. К удивлению моему, заводился он с пол-оборота при -25 С на улице - в неотапливаемом одиночном бетонном гараже было, может -20 (тут отдельное спасибо и аккумулятору "VARTA" - это единственное, что я для "Запорожца" купил, т.к. старый был уже совсем дохлый).

Зиму отстоял он "в спячке". Весной меня постигла большая неудача с "сорок первым" (см. мой отзыв "И по душе, и по карману"), М-2140 я отдал старшему брату, а ездить надо (тут у меня как у многих: работаю в одном конце города, живу в другом, на транспорте полтора часа, на машине 20-30 минут, плюс родственники за 250 км от Минска, плюс младший брат-инвалид, которого время от времени надо возить - в общем нужна машина не как прихоть, а вполне конкретно, как жизненная необходимость). А тут - машина в полнейшем порядке, только техосмотр пройти. 

Хотите верьте, хотите нет - ТО прошел сам с первого раза. Ничего при этом в машине не делая. СО - то, чего я больше всего боялся - и то в норме. И начал я ездить на нем на работу - май, июнь, июль, август... Все ждал подвоха - "ну это ж "Запорожец", с ним точно должно что-то случиться!" К моему удивлению, с машиной не случилось ничего - как он поехал из ГАИ в гараж прошлой осенью, так он и ездил все лето без проблем. Единственное, что было - это разрегулировалась педаль сцепления и оно недовыжималось. 5 минут времени - и все в порядке. Пока на данный момент это - единственная зафиксированная поломка. Не поломка даже, а профилактика. 

Наездил я лично на машине, конечно, пока что не так много, чтобы дать максимально объективную оценку запорожского "запаса прочности", но одно могу сказать с уверенностью уже сейчас: если денег нет совсем, а колеса нужны, "Запорожец" - тоже вариант и тоже машина. Свою первоначальную функцию довезти задницу из точки А в точку Б он выполняет. Меня не подвел ни разу за 4 месяца регулярной езды - сказывается уход за автомобилем предыдущими хозяевами. 

Ввиду того, что "Запорожец" - машина маломощная, его разумнее использовать при езде в городе. Свои "крейсерские" 60-70 км/ч он выдает исправно и честно, а концепция мотора с воздушным охлаждением предопределяет одну интересную особенность - запорожский мотор стынет на холостых оборотах. Лето в 2014 году выдалось с жарой, и каково же было мое удивление, когда даже в жаркий день я проколесил по городу часа четыре, а по приезду домой датчик температуры масла показывал всего 90 градусов (предел, после которого лучше остановиться и остыть - 110, но при исправном термостате и "правильно открытых" заслонках Зазик вряд ли нагреется до ста десяти). За все лето я "загорал" и остывал всего однажды - в полдень, когда было реальное пекло. Но это была скорее мера предосторожности - мощность мотора не падала, я просто решил перестраховаться, увидев что стрелка термометра перевалила за 100.

Зимой машину не эксплуатировал и не собираюсь, поэтому про штатный отопитель ничего не скажу. 

Расход топлива меня порадовал: с моим штатным однокамерным К-125 "Запорожец" вполне укладывается в положенные 6 с копейками литров (без печки). Опытным путем я также пришел к тому, что наиболее оптимальная, крейсерская скорость Ушастика - 60-70 км/ч. В таком режиме и двигатель работает стабильно, без надсадного стона, и воздуха хватает для охлаждения мотора. К такому выводу я пришел во время 120-километрового пробега по трассе. 

В общем, вывод один: как самый дешевый вид личного транспорта, как "гарантированный минимум" для тех, кому нужно ездить без особых требований к комфорту, "Запорожец" подходит вполне. Как говорится, тоже машина. 



Совет автора покупателям ЗАЗ 968 (без буквы) 1974 г

Главный совет: если вы не фанат старых или оригинальных, нетипичных автомобилей - не покупайте "Запорожец". Если вы гоняетесь за понтами и в душе хотите купить навороченную иномарку (а денег хватает только на старые "Жигули") - тем более не покупайте "Запорожец". Нелюбимая машина кайфа не даст.

Тем же из вас, кто ездит или собирается ездить на "Запорожце", даю главный совет №2: прочтите от корки до корки книгу Арсентия Лазаревича Теркеля "Тем, кто выбрал Запорожец". Заучите ее наизусть. Это - Библия для зазовода, там описаны абсолютно все аспекты эксплуатации, доработки, диагностики неисправностей "Запорожцев" 966, 968, 968М. Книга есть в Интернете в свободном доступе. Вышла в издательстве "За рулем" в 1994 году, были ли переиздания - не знаю. Можно встретить в крупных библиотеках. Если кому-то очень-очень срочно нужно - могу выслать электронный вариант. Книга очень толковая и в ней информации по машине столько, что не надо читать тонны, террабайты отзывов в Интернете. 

Достоинства:

  • Самый дешевый автомобиль, причем сделан довольно добротно 
  • Относительно остальных машин - гораздо меньшая склонность к коррозии 
  • Удобен при парковке, маневрировании, т.к. маленький 
  • Часть деталей унифицирована с другими советскими авто 
  • Оригинальный внешний вид 
  • До сих пор часто встречаются машины (968 М) почти в состоянии новых
  • Уютный салон и удобство управления 
  • Офигенная проходимость, посадить можно только на брюхо

Недостатки:

  • Маленький багажник. Ну очень маленький! 
  • Без доработок для зимы не годится 
  • Трудности с запчастями (либо покупка с рук, либо заказ из Украины)
  • Может быть угнан подростками, вскрыт чтобы покататься или чтобы украсть что-либо, плохо лежащее в салоне. Поскольку для малолетних имбицилов ценности не представляет никакой, есть риск, что над машиной поглумятся, выбив стекло, фару и т.п. Замки примитивные
35
Нравится!
Мне нравится!
11029
Комментарии38 Добавить комментарий
был 41 минуту назад
НаChery Arrizo 7 3 сентября 2014 в 15:47

браво! с удовольствием прочел. Весной искал такую машину - но не нашел. (хотел для сельской местности купить)

0
sanik0909
НаЗАЗ 968, Москвич 2141 3 сентября 2014 в 15:53

Ищите, найдете. 968 М советую, они редко позиционируются как "ретро" и иногда стоят совсем дешево, даже меньше 200 долларов. Тем более если не стоит цель найти идеальный. 

0
trfw
был 41 минуту назад
НаChery Arrizo 7 3 сентября 2014 в 15:54

у нас только 1 объявление http://www.avito.ru/yaroslavl/avtomobili_s_probego...

дорого - 20 тысяч.

0
sanik0909
НаЗАЗ 968, Москвич 2141 3 сентября 2014 в 15:57

Вот, вы и сами убедились в том, о чем я говорил. Мода на ретро убила адекватные цены.  Попробуйте поискать не по объявлениям. По дворам, по ГСК, по дедушкам. 

0
sanik0909
НаOpel Antara 3 сентября 2014 в 23:32

так опять запустили программу утилизации, так что если продавец не собирается сам покупать новое, то продавать за копейки то же нет смысла. Я б минимум за 25 отдавал чтоб поровну получить.

0
серый
был 41 минуту назад
НаChery Arrizo 7 4 сентября 2014 в 08:44

да я не подумал про это.

0
3 сентября 2014 в 16:01
Комментарий удален модератором.
kgj
НаЗАЗ 968, Москвич 2141 3 сентября 2014 в 16:05

Спасибо! В Украине много зазоводов и зазоклубов. А если где-то "Запорожцам" и грозит полное исчезновение, то это РБ и Россия.  Кстати, обращаю ваше внимание, что мой ЗАЗ - просто 968, без буквы. Выпускались они с 1971 по 75 годы. Выложу как-нибудь фото салона - приборка и торпедо как в 966. 

0
trfw
3 сентября 2014 в 16:18
Комментарий удален модератором.
trfw
10 сентября 2014 в 12:40

У 966 же была обычная металлическая торпеда.

+1
был 3 часа назад
НаChevrolet Lanos, Daewoo Matiz 3 сентября 2014 в 17:06

Отличный отзыв! У тестя был такой, очень удобная посадка по сравнению с "классикой", и проходимость просто отличная. Грелся, правда, на трассе если под "сотню" давить. Ну и ломался иногда, чего уж там. Угнали какие-то малолетние имбицилы "покататься". Нашли потом за городом полуразобранный, пришлось продать соседу-зазоводу, у него целый гараж запчастей имеется, пускай катается.

0
НаSkoda Octaviaизменен 3 сентября 2014 в 17:07

А запорожец машина - класс (с)

Спасибо за хороший текст, красиво написано. У бати когда-то давно был запорожец 30ка, так я любил эту повозку в детстве!

0
vell 77
НаЗАЗ 968, Москвич 2141 4 сентября 2014 в 12:03

Спасибо и вам что прочитали. Могу еще осветить М-2140, но это попозже. 

0
vell 77
НаЗАЗ 968, Москвич 2141изменен 4 сентября 2014 в 12:03
Комментарий удален автором.
был 2 недели назад
НаВАЗ Vesta, УАЗ 3309 3 сентября 2014 в 18:51

Во. Вот это Машина! А то надело уже про эти инопомойки отзывы читать. Все одинаковые. 

+1
cvg
НаЗАЗ 968, Москвич 2141 4 сентября 2014 в 12:02

Приятно слышать! У нас в Беларуси вот наоборот, человек запостит в Интернете отзыв про какую-нибудь иномарку пяти-шести лет, а ему наперебой в комментах: "Да сколько можно про эти корчи читать! Пишите хотя бы про машины до трех лет!" И уж горе тому, кто напишет отзыв про любимый W123 или Ford Granada.

Искренне интересно, на чем ездят сами "комментаторы" - на трамвае или все-таки на велосипеде? 

+1
был 30 минут назад
НаVolkswagen Tiguan, Volkswagen Tiguan 3 сентября 2014 в 19:18

Автору отзыва и его Зазику по 5 балов!!!)

+1
olegg116
НаЗАЗ 968, Москвич 2141 4 сентября 2014 в 11:55

Спасибо! Жму руку. 

+1
на сайте
3 сентября 2014 в 21:05

У отца был такой 1975г. выпуска, много я поездил на нём. По трассе тоже хорошо идёт. максимальная скорость 115-117 км где-то.  Плоховато едет по дороге с подъёмами. На 3-й уже обороты большие, а 4-я не тянет. Авторы книги Теркели (по-моему братья) часто печатались в За рулём, действительно полезные советы, да и объездили они на Запорожцах многие места.

+1
valery g
НаЗАЗ 968, Москвич 2141 4 сентября 2014 в 11:54

Верно, Арсентий Теркель и его сын Дмитрий Теркель регулярно печатались в журнале "За рулем". Книга "Тем, кто выбрал "Запорожец", видимо, выходила небольшим тиражом, т.к. ее трудно найти на книжных развалах. Первое издание было вроде бы в 1983 году, в 1994 - кажется, последнее. Особенно полезно прочесть раздел "Вдали от дома".

Едет "Запорожец" хорошо и в городе, и на трассе, просто в силу малой мощности он в теперешнем потоке уже серьезно проигрывает в динамике (весит почти как М-2140, а мотор слабее почти вдвое). Как говорится, не стоит требовать от воробья, чтобы он летал, как стриж. 

0
был 4 месяца назад
НаVolkswagen Teramont, Fiat 500 3 сентября 2014 в 22:21

Год назад купил ЗАЗ 968М 1991г.в. с пробегом 26тыс.км в подарок тестю за 350 долларов. Машина не  заводилась с 1996г. Кузов на редкость в идеальном состоянии, салон так вообще практически новый. Были небольшие траты: полный ремонт тормозной(цилиндры, шланги) замена колец в двигателе - залегли за годы простоя, замена бензобака(прогнил, стоял полный, но жидкость которая была бензином даже не загорелась) И скажу Вам, машинка летает. А учитывая что тесть инвалид(правая нога не сгибается в колене) вообще супер, в плане посадки за рулем очень удобно. Удачи Вам.

0
валерийдок
НаЗАЗ 968, Москвич 2141 4 сентября 2014 в 11:16

Закисание тормозов, сцепления, колец - это неизбежные последствия долгого стояния автомобиля. В силу того, что сам москвичевод, приходилось "размораживать" не одну машину. Последней была ВАЗ-21013, 1985 г.в., отстоявшая на колодках всего-то два года. А уже - тормозов нет, сцепление закисло и т.п. А то что летает - охотно верю. 

0
НаVolkswagen Tiguan, Honda CR-V 3 сентября 2014 в 23:35

Это первый автомобиль на котором я прокатился за рулём. Был я тогда ребёнком малым. Меня сажали на коленки и довали подержатся за руль. Лет пять-шесть мне было не более, помню даже смутно горбатый запор, на нём тоже давали подержатся за руль.))) Эх времена, Эх мгновения!)))

+2
НаBMW X3, Hyundai Palisade 4 сентября 2014 в 12:03

Спасибо за отзыв!! Просто супер!

И зазик отличный у Вас.

У меня 968м был первой машиной. У меня о нем только самые теплые воспоминания. Долго он у нас в семье был. Я начал кататься на нем в деревне лет с 13, еще не имея прав. И после получения прав еще года полтора ездил.

По трассе разгонял чуть больше 110 (по спидометру). Он практически взлетал :))) и ревел как носорог. Но 70-80 ехать вполне приемлемо.

В грязи лазил невероятные, многим современным кроссоверам такое и не снилось... Если что-то и ломалось, то чинилось своими руками и быстро.

С удовольствием бы взял себе такую машинку на дачу. И гараж у меня там позволяет.

Только не найти их в нормальном состоянии за вменяемые деньги.

0
isp
НаЗАЗ 968, Москвич 2141 4 сентября 2014 в 12:19

Спасибо за похвалу! 

Насчет "найти" - смотря где. В провинции - действительно трудно. В РБ у нас, наоборот, скорее бодрый ЗАЗ или "Москвич" найдется в области, а то и километров за 200 от Минска. Хотя тоже все относительно. Опять же, тут вопрос в том, сколько вы готовы потратить на машину. У меня знакомый по клубу - совсем зеленый парень, только-только права получил, ему 18 лет. Купил 968 М 1990 г.в. в состоянии как с завода. Я когда машину увидел - обомлел, я никогда не сидел в такой машине. На спидометре 22 000 и это святая правда. Идеально ровный кузов, идеальное ЛКП. Причем (то, что я ценю всегда в машинах) не отреставрированный, а реально сохранившийся. Купил он его за 1000 долларов - судите сами, много это или мало.

0
Скрыто 2 комментария. Показать?
trfw
4 сентября 2014 в 20:36
Комментарий удален модератором.
trfw
НаVolkswagen Polo, Honda Accordизменен 5 сентября 2014 в 18:48
Комментарий удален автором.
trfw
НаVolkswagen Polo, Honda Accord 5 сентября 2014 в 18:48

Классный отзыв, земляк. Может кто из знакомых продает такого? Есть желание прикупить что-нибудь из советского автопрома. Авось, потом руки дойдут им заняться)

0
emartu
НаЗАЗ 968, Москвич 2141 5 сентября 2014 в 21:01

Точно такой, как у меня, с панелью от 966, ты вряд ли найдешь. А 968 М в объявлениях бывают регулярно - онлайнер, абв тебе в помощь. А еще ГСК, дачные кооперативы и дворы. 

0
НаVolkswagen Touareg, Fiat Fullback 5 сентября 2014 в 18:04

Поставил отлично,читать приятно.Где-то тут и два моих отзыва о папиных запиках завалялись. Поэтому считаю себя вправе вставить две-ремарки.

Первое. Тормоза у Запорожца так себе по эффективности и ещё хуже по надёжности. Причём с этим нужно просто смириться,пореже тормозить в пол,держать ручник в рабочем состоянии,а ремкомплект сальнтчков и манжет рабочих цилиндров в бардачке.

И если их эффективность после 2140 приятно удивила,значит там у Вас тормозов не было в принципе.

Второе. Для зимы машина не подходит только по управляемости. Для-скользких дорог она попросту опасна. А вот более эффективной печки ещё поискать надо! До эпохи массового внедрения вебасто,всяких эбершпайхеров и электрофенов в систему обогрева салона,более эффективной печки я не встречал. Правда,шумит,зараза...

+1
sobol
НаМЗСА 8177, ТМЗ Муравей 6 сентября 2014 в 21:39

мой зазик в возрасте 18 лет на юз четко останавливался

0
егоры4
НаVolkswagen Touareg, Fiat Fullback 7 сентября 2014 в 16:29

Юз не показатель,особенно на родных шинах

0
sobol
НаМЗСА 8177, ТМЗ Муравей 8 сентября 2014 в 06:52

а что показатель? (тормозной путь, естественно, никто не замерял)

0
егоры4
НаVolkswagen Touareg, Fiat Fullback 8 сентября 2014 в 23:43

Именно он,родной!

У отца на родных диагоналках тоже юз был,потом поставили Мишлен-сразу трезво оценили ситуацию

0
sobol
НаМЗСА 8177, ТМЗ Муравей 9 сентября 2014 в 13:37

Мишлен на зАпор... у меня нет слов 

0
егоры4
НаVolkswagen Touareg, Fiat Fullback12 сентября 2014 в 00:50

90е...этим всё сказано. Тогда купить бэушную резину с Ситроен Виза было единственным вариантом обеспечения автомобиля вменяемыми передними шинами на зиму. Подчёркиваю: не зимними-а на зиму. Сзади стояла жигулёвская Днепрошина

+1
был 2 недели назад
НаВАЗ Vesta, УАЗ 3309 8 сентября 2014 в 09:37

Как в песне: "А Запорожец машина класс! Он выдает сто километров в час...." "Да лучше тачки тебе не найти...." 

0
cvg
НаМЗСА 8177, ТМЗ Муравей 8 сентября 2014 в 20:24

даже 118, кажется, по паспорту )) зато разгон до сотни 39, если память не изменяет, секунд (заз-968а, 41 л.с.)

0
Добавить комментарий