DTM впервые в России (часть 1).
Всем привет.
В минувшие выходные в Подмосковье прошел первый российский этап кузовной серии DTM. В этой связи небольшая моя заметка в Бортовом журнале на тему.
Соревнования проводились на трассе Moscow Raceway, которая находится по направлению Новорижского и Волоколамского шоссе в 80 км от МКАД близ деревни Шелудьково (можно только догадываться, на сколько же они были счастливы появлению трассы). Этап DTM традиционно проводится в три дня, включает в себя пятничную обкатку, субботние тренировку и квалификацию, и, собственно, воскресную гонку. Мы с супругой и друзьями присутствовали на трассе только в воскресенье. С утреца пораньше на трассу нас доставил наш автомобильчик. Не смотря на вечные ремонты Новой Риги, трасса была свободна, и тандемом из двух машин мы в очень приятном темпе прошли по трассе и дали им подышать полной грудью. В целом именно трасса -- стихия такого автомобиля, как А6, тогда как в городских пробках он скорее похож на гепарда в тесном вольере московского зоопарка. Такому автомобилю нужен простор. Я радуюсь, как ребенок, когда предвкушаю поездку хоть в какой-то мере этот самый простор предполагающую. Полноприводная А6 -- сбалансированный автомобиль. С одной стороны, в должной мере обеспечивающий приятную сочную плавность хода, свободу в салоне и акустический комфорт, а с другой, -- благодаря «живой» задней оси, сложной легкосплавной ходовой в сочетании с адаптивным гидроусилителем и на невысоком профиле резины, позволяющий насладиться управляемостью. Прямолинейное движение, перестроения на высоких скоростях, плавные дуги, крутые повороты -- имея по сути два инструмента управления, -- собственно, руль и педаль газа, да под мягко, но неотвратимо тянущий снизу, мерно недовольно бормочущий V6, -- от всего этого можно получать настоящее удовольствие. Легкий в управлении, понятный и предсказуемый, мягкий, мирный, дарующий ощущение полного контроля над дорогой, автомобильчик. Ко всему прочему, и к радости хозяина, как правило, вызывающий положительные эмоции еще и у задних пассажиров -- отформованный под два посадочных места, с достаточно агрессивными боковыми поддержками, диванище, комфортный наклон спинки, большущий низколежащий подлокотник, глушь тонировки – с заднего ряда здесь и вылезать не хочется. Великолепный авто :) Общение с которым водителем ли, пассажиром ли, я люблю всем сердцем. Как-то недавно в рамках полной ревизии передних тормозов волочил диски и поймал себя на мысли, что, наверное, это первый за долгое время случай каких-то негативных эмоций в отношении Авди. В остальном она только радует, за что ей большое Спасибо.
6-й этап DTM позиционируется, как главное автоспортивное событие 2013 года в России. Ему предшествовала достаточно заметная еще с мая рекламная компания. В частности, проводились промоакции. Так, с 3 по 31 июля в ГУМе был представлен один из болидов DTM в солидной компании из Audi R18 e-tron, Audi R8 LMS ultra и Audi RS Q3. Среди бутиков они смотрелись неожиданно, постоянно привлекая к себе внимание гостей столицы.
Прошлогодняя Audi A5 DTM Маттиаса Экстрёма:
Audi R18 e-tron – первый гибрид, победивший в «24 часах Ле-Мана». Является преемником дизельной R18 TDI quattro и продолжает большие победные традиции Audi на протяжении уже 15 лет в европейских и американских гонках на выносливость.
Следующий экземпляр – Audi R8 LMS ultra -- дальнейшее развитие знаменитой R8 LMS GT3, на которой в течение 3 лет было одержано более 100 побед в различных соревнованиях. Это среднемоторный полноприводный авто с мотором V10 мощностью до 570 л.с. По окончании выставки он отправился на Moscow Raceway, где 2-4 августа в рамках уикенда DTM российский гонщик Роман Русинов использовал его в качестве «гоночного такси», дав следующий комментарий по этому поводу: «В прошлом году этот автомобиль одержал победу на марафоне «24 часа Нюрбургринга». И для меня большая честь сидеть за рулем такой машины: она дарит незабываемые ощущения. Я думаю, и для пассажиров Ring Taxi эта поездка также станет особенной».
Наличие в этой компании еще и Audi RS Q3 неслучайно -- представители Audi называют 2013-й годом моделей от quattro GmbH — помимо RS Q3 на рынке появляются Audi S3, Audi RS6 Avant и Audi RS7 Sportback. Конечно, по возможности они светятся на всевозможных выставочных площадках, RS6 и S3, к примеру, уже попадались нам на площади мюнхенского аэропорта, где из можно было пощупать, а также увидеть эволюционные изменения кузовов RS6, берущих свое начало с поколения С5.
Помимо прочего в ГУМе был представлен интересный стенд «Audi Sport sound», позволявший услышать «сердца» всех четырех автомобилей, будь то 5-цилиндровое турбосердце RS Q3 или 10-цилиндровое у R8 LMS. DTMовские наушнички видимо пользовались наибольшей популярностью, потому их доломали первыми:
Кроме того 20-21 июля в рамках шоу Moscow City Racing 2013 болиды DTM приняли участие в показательных выступлениях у Кремля наряду с болидами Формулы-1. В те дни не очень подфартило с погодкой и вообще возможность поехать к Кремлю у нас с супругой была под большим вопросом, однако, на три-четыре часика в воскресенье мы туда все-таки выбрались и на кое-какое знакомство вживую с болидами DTM все же успели. Это заднеприводные автомобили мощностью 500 л.с., моментально срываются в занос, и видеть этих монстров перед собой, крутящих «пончики» – слышать рев мотора, чувствовать запах жженой резины, и, с другой стороны, смотреть соревнования по ТВ -- это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Вживую машины DTM превзошли мои ожидания, они были очень эффектны и даже, как мне показалось, звучали лучше болидов Ф1. Кроме того, когда мы решили прогуляться и обойти всю трассу, нам случайно удалось снова увидеть их, мирно проезжающими по обычной улочке у Болотной площади.
Фотку придется позаимствовать отсюда: www.gp-racing.ru:
Не могу сказать, что являюсь давним поклонником DTM (подглядывал одним глазом за результатами Ауди, но не более того). И в тоже время еще весной, до начала первого этапа сезона, мы с друзьями решили, что возможность поехать на первую российскую гонку упускать не будем, и заранее подкупили билеты. Кто-то из нас уже бывал на трассе (открывшаяся 24-25 июля 2012 года Moscow Raceway уже принимала этапы Формулы Рено, WTCC и Супербайка). Это позволяло нам иметь кое-какую ценную информацию, в частности, о расположении трибун. Однако мы решили провести дополнительную разведку в начале лета и для этого прекрасно подходил этап Формулы Рено 22-23 июня. Ко всему прочему билеты на эти гонки были бесплатны, что подразумевало доступ к каждой трибуне. В принципе, уже тогда мы обратили внимание на приличный уровень организации всего мероприятия. Можно припарковать машину без надрывов и мата. Везде вам улыбаются красивые девушки, уточняют ваши координаты, чтобы отправить фотки (нет, не свои, к сожалению, а красочные фото проходящих соревнований). Не выстраивается "анаконд" за квасом/мороженкой/шашлыком или прочими естественными потребностями. Всего в достатке. Единственное, что действительно удручало -- категорический отказ продавать пиво. Как-то с тоской вспомнился немецкий футбол, где 71 тысяча зрителей, стабильно набивающие какую-нибудь Альянц Арену, вполне способны осилить 50.000 литров пива, а на стадионе Шальке-04 и вовсе реализован пивной трубопровод. Но, может, оно и к лучшему, что пивом на таких мероприятиях нас пока не балуют? Может, наш уровень болельщицкой культуры еще не достоин такой роскоши? Немцы, к примеру, вообще удивили меня во время весенних лигочемпионских германо-испанских полуфиналов. В то время, когда Бавария одерживала свою эпическую домашнюю победу над великой Барселоной, а дортмундская Боруссия надругалась над мадридским Реалом, отгрузив им еще четыре мяча, мы с супругой как раз находились в Мюнхене и смотрели эти матчи в колоритнейших заведениях на Мариенплац и у Зендлингер Тор. Тогда-то я и подумал, что у немецкого болельщика как будто есть специальная кнопка, которую кто-то нажимает аккурат после финального свистка – насколько неистово они могут поддерживать свои команды во время матча, а этим в европейском футболе особенно славен Дортмунд, настолько же уравновешены они, воспитаны и в хорошем смысле трезвы после. Удивительное явление на самом деле. Ну и вот, возвращаясь к трассе. Сама программа мероприятий выглядит цельно, скучать организаторы не дают -- собственно сами соревнования (а в тот день было две гонки Формулы Рено в классах 2.0 и 3.5 литра) перемежаются заездами ретроавтомобилей, современных спортивных автомобилей, например, СЕАТов :)) показательными выступлениями «звезд» (Дэвида Култхарда на болиде Ф1), а внутри самой трассы была организована сцена, где под конец всех искренне порадовал ВИА "Ленинград". Сюда можно приехать на весь день и прекрасно провести время -- такой мы сделали вывод для себя в июне и предвкушали начало августа...
В истории DTM принято выделять «старую» и «новую» эры. В первом сезоне 1984 года чемпионом стал нынешний глава спортивного подразделения Opel Performance Centre Фолькер Штрайсек (могу ошибаться – Volker Strycek) на BMW 635 CSi. В последующие годы славные победные страницы в историю DTM вписывали и автомобили других марок -- Volvo, Rover, Ford, Audi, Mercedes, Alfa Romeo, Opel. У серии появились свои легендарные автомобили и легендарные личности, например, 5-кратный чемпион Бернд Шнайдер (Mercedes) или 3-крактный – Клаус Людвиг (Ford/Mercedes/Opel). После нескольких лет небытия во второй половине 90-х чемпионат был возрожден в 2000 году силами Mercedes и Opel. Позже в чемпионат вернулись на заводском уровне Audi, а Opel, наоборот, соревнования покинул, после чего чемпионат фактически превратился в дуэль Mercedes и Audi, что выглядело символично на фоне легендарного противостояния «серебряных стрел» 1930-х. Но серия нуждалась в развитии, в третьем участнике, найти которого было совсем не просто из-за высоких требований. В итоге в сезоне 2012 года необходимой «свежей кровью» стали автомобили BMW. Audi и Mercedes переусердствовали с гостеприимством – в 2012 году мюнхенцам сразу удалось добиться победы и в личном зачете, и в командном, и среди производителей. Фееричное возвращение BMW после 20-летнего отсутствия в серии. Наличие всей Большой тройки в чемпионате придало новый импульс, сделало его еще более интригующим, привлекло новых зрителей. В том числе и меня. Свою лепту, приумножающую зрелищность, интригу и тактическое разнообразие привнесли и нововведения нынешнего сезона -- опциональные шины и система DRS, позволяющая один раз за круг при определенном условии изменять угол атаки антикрыла и тем самым получать на прямой преимущество перед преследуемым гонщиком.
Перед началом сезона 2013 года много говорилось о том, что BMW M3 DTM превосходит Audi RS5 DTM (более того, Джейми Грин, занявший в сезоне 2012 года третье место в общем зачете и после 7 лет в Mercedes перешедший в Audi, положительно отзывался о своей бывшей машине на фоне нынешней и был очень сдержан в планах на предстоящий сезон). В то же время, в составе Audi два 2-кратных чемпиона мира, а каждый из восьми гонщиков уже успел побывать на подиумах. В Mercedes же были произведены кадровые перестановки в руководстве, а в омолодившемся составе пилотов явно выделялся лидер -- чемпион мира и 4-кратный вице-чемпион Гэри Паффет. В стане BMW, конечно, рассчитывали защитить все завоеванные в 2012 году титулы, и к тому же усилились бывшим пилотом Ф1 Тимо Глоком. Правда бывшим пилотам Формулы-1 добиваться больших успехов в DTM еще не приходилось. В любом случае, сезон обещал быть очень интересным и непредсказуемым, и он оправдал ожидания -- в каждой из пяти первых гонок, предшествовавших российскому этапу, побеждали разные пилоты, а на подиуме успело побывать 10 человек. Для Audi неудачно сложилась первая гонка в Хоккенхайме (не смотря на обнадеживающий поул-позишн Тимо Шайдера), для Mercedes -- третий этап в Шпильберге, а пилоты BMW, оккупировавшие в третьей гонке весь подиум, провалили 4-ую гонку на Лаузицринге. После Лаузица, являющегося вотчиной для штутгартцев, в личном зачете сложилось двоевластие -- Майк Роккенфеллер (Audi) и чемпион мира 2012 года Бруно Спенглер (BMW) имели по 59 очков, а пятый этап на Норисринге (расположенном всего в 100 км от Ингольштадта и потому считающимся «домашним» для Audi) в середине июля должен была дать чемпионату единоличного лидера… и заканчивался этот этап феерично. В пылу борьбы за второе место на последних кругах дважды столкнулись Гэри Паффет (Mercedes) и лидировавший большую часть гонки Эдоардо Мортара (Audi). А уверенную победу в итоге одержал Маттиас Экстрём (Audi). Но эту победу у него отобрали из-за нелепой истории с бутылкой воды после гонки, нарушавшей правила «закрытого парка», но не имевшей к самой гонке вообще никакого значения! Находившийся в прекрасной форме Экстрём, искусно и тактически грамотно проведший и предыдущий этап в Лаузице (сделав там ставку на два быстрых обязательных пит-стопа, и 40 кругов из 50-ти проведший на мягкой опциональной резине), а в перерывах между 4-м и 5-м этапами сенсационно выступивший еще и в ралли-кроссе (подтвердив в очередной раз свое звание "универсального гонщика", проявляя себя и в классическом ралли и особенно в Гонке чемпионов, где он смог трижды победить в личном зачете, в том числе выигрывая дуэли у Михаэля Шумахера и Себастьяна Лёба) победил заслуженно, причем сделал этот в свой День рождения и принес первую за долгие годы «домашнюю» победу для Ауди, что, конечно, только добавило дисквалификации драматизма. Причем, Апелляционный суд, отклоняя протест команды, решил вовсе оставить гонку без победителя с формулировками «машина Экстрема соответствовала регламенту», а «пилот одержал победу в честной борьбе». В то же время Майк Роккенфеллер, не угадав с настройками в квалификации, и вместе со своим партнером Мигелем Молиной, начинавший гонку с последней линии стартового поля, совершил подвиг и смог закончить гонку на 5-м месте, немного скрасив для Audi так удачно складывавшийся, и так неудачно закончившийся 5-й этап. Но главное, он финишировал непосредственно впереди своего главного конкурента в личном зачете Бруно Спенглера на BMW, что и позволило ему возглавить личный зачет. Учитывая тяжелый сезон 2012 года и неоднозначное начало сезона 2013 успехи "Рокки" были в моменте для Audi лучом света. В командном зачете лидерство было за STIHL/AMG Mercedes, а в зачете производителей -- за BMW, что обещало интереснейшую борьбу во второй половине чемпионата. Ее и открывал российский этап…
Для каждого из 22 гонщиков подмосковная трасса была в новинку – никто не мог ее знать с детства, как свои пять пальцев, нельзя было назвать по ней признанных специалистов (как на некоторых других трассах). Информацию о ней пилоты черпали из ютуба, играя в автосимуляторы, а также советуясь с коллегами из Формулы-Рено. А после ознакомительных заездов в пятницу в своих комментариях были единодушны – она современна, интересна, хорошо подходит для DTM и гонка обещает быть захватывающей. Укороченная конфигурация Moscow Raceway для этапа DTM предполагает дистанцию в 2,555 км. Это одна из самых коротких трасс чемпионата – меньше только Norisring и английский Brands Hatch. На самом деле, чем короче круги, тем их больше, а значит больше борьбы непосредственно перед глазами, что здорово :)
На трассу мы отправились спозаранку, так как программа воскресных мероприятий стартовала в 9:20 с разминки Формулы-Россия (одной из гонок поддержки). К этому времени у меня лично уже было хорошее настроение из-за субботних событий. В субботу, не смотря на то, что в утренних заездах очень хорош был Бруно Спенглер на BMW, за ним расположились 6 подряд (!) автомобилей Audi, и это нашло свое отражение в результатах вечерней квалификации. Причем квалификация прошла в «укороченном» формате. Обычно она делится на 4 раунда, после каждого из которых отсеиваются несколько слабейших, так, что к финальному 4-му раунду из 22 пилотов остаются четверо соискателей поул-позиции. Но после третьего раунда в квалификацию, если верить немецким СМИ и российским спортивным изданиям, заслуживающим доверия, вмешалась непреодолимая сила – В.В. Путин на частном самолете. Возможно, он снова рассчитывал возглавить стаю стерхов, кто знает. Но из-за закрытого воздушного пространства над трассой не смог взлететь обязательный по регламенту вертолет медицинской помощи, а с регламентом у немцев все строго (Маттиас Экстрём не даст соврать). В результате 4-й раунд квалификации просто был отменен, а четверка лучших расположилась на стартовой решетке согласно результатам третьего раунда – Роккенфеллер (Audi) (второй «поул» в сезоне), Экстрём (Audi), затем две BMW – победителя первой гонки сезона Аугусто Фарфуса и Бруно Спенглера, пятый – Джейми Грин (Audi), шестой – Дирк Вернер (BMW), лучший Mercedes Гэри Паффета – седьмой, и далее еще три Мерседеса – Паскаля Верляйна, Даниэля Хункадельи и, занимаюшего третье место в общем зачете, Кристиана Фиториса.
Конечно, непосредственно в гонке симпатии в нашей компании относительно участников разделялись -- кто-то из нас поддерживал BMW, кто-то болел за Audi, моя супруга – персонально за Филипе Альбукерке :) Но до гонки еще было полдня, а пока после разминки Формулы-Россия в 9:40 был открыт пит-лейн. Здесь мы застали несколько команд DTM за тренировкой пит-стопов… (хочу сразу предупредить, что фото размещены с разных девайсов, от телефона и мыльницы до действительно хороших фотоаппаратов, поэтому обычные фотки пойдут вперемежку с отличными (за отличные – спасибо моим друзьям)):
Mercedes AMG C-coupe самого молодого гонщика чемпионата 18-летнего Паскаля Верляйна:
Mercedes AMG C-coupe Роберта Уикенса:
Audi RS5 Джейми Грина:
BMW M3 Джоя Хэнда:
Audi RS5 Тимо Шайдера:
Примерно до 13 часов дня народ на трассу еще не подтянулся и на пит-лейн было относительно свободно. Это позволяло практически вплотную наблюдать за работой команд, и не всегда эта работа выглядела идеальной. Одна из попыток на машине Шайдера:
Забегая вперед, именно Тимо Шайдер будет одним из очень немногих, кто после гонки посетует в том числе и на потерю по 1 секунде на каждом из двух обязательных пит-стопов. В DTM борьба очень плотная, и, учитывая в среднем время пит-стопа от 2,5 до 3,5 сек., такая заминка действительно может повлиять на результат. Пока одни болиды были от нас на расстоянии вытянутой руки, другие мирно дремали в боксах, например, Audi RS5 Мигеля Молины:
BMW M3 Дирка Вернера:
Или BMW M3 Тимо Глока и Мартина Томчика:
Стенды с пневмопистолетами:
В программе после открытого пит-лейна предполагались заезды двух гонок поддержки Lada Granta Cup и Формула-Россия, и мы отправились на трибуны, тем более полной уверенности, на какой из них разместиться во время основной гонки у нас все еще не было, к примеру, с трибуны «Мерседес» хорошо просматривалась бОльшая часть трассы, а трибуна 3 позволяла увидеть два первых поворота и прямую старт-финиш, а следовательно и момент старта и здесь же были возможны атаки и борьба в конце прямой.
Надо заметить, что всем нам на удивление повезло с погодой в воскресенье – зонты, которые на трибунах уместны и от солнца, и от дождя, в этот раз были не актуальны по обеим причинам. На сайте трассы незамедлительно появилось сообщение: «У нас хорошая погода, вы еще успеете!» Особенно радовало отсутствие дождя -- если бы гонка официально была признана «дождливой», то одно из важных нововведений сезона – опциональные шины -- не использовались бы.
В течение дня на трассе абсолютно нет времени чего-то ждать или скучать, здесь всегда есть, куда приложить внимание. Так, в перерывах между заездами гонок поддержки трибуны радовали дрифтеры, делая по несколько кругов и пованивая жженой резиной на всю ивановскую:
…а также парад автомобилей BMW:
Но интересного хватало и за пределами трибун. Например, прошлогодний Mercedes AMG C-Coupe Роберто Мери:
Новинки модельного ряда MB:
Территория BMW:
В шатре BMW можно было увидеть, в частности, прошлогоднюю M3 Мартина Томчика, чемпиона DTM 2011 года… в составе Ауди ):
…и BMW K1300:
А неподалеку разместились участвовавшие в программе Ring Taxi легенды BMW, на которых каким-то счастливчикам из числа журналистов и (надеюсь) обычных зрителей удалось проехать пассажирами в режиме гонки…
Честно признаться, зона Ауди показалась мне наиболее дружелюбной и обращенной к посетителям. Заметно, что «кольца» придают этому большое значение.
После приобретения Ducati в 2012 году площадка Audi теперь может щеголять и мотоциклами. Не удивлюсь, если в будущем они попытаются как-то «зацепиться» за свое далекое прошлое, к которому относятся очень бережно и внимательно, ведь в истории отдельных звеньев цепи из «четырех колец» именно мотоциклы играли огромную роль.
Кстати, очень приятное первое впечатление произвел новый седанчик A3, но с большой скидкой на то, что представлен от был в топовой комплектации. Традиционно для Ауди уютный и ладно скроенный и по экстерьеру, и по интерьеру. Нет у меня сомнений и в том, что он и едет, и управляется здорово, но это мы решили проверить на тест-драйве в ближайшее время. Ну, и мы с друзьями, конечно, не отказали себе в удовольствии присесть в RS6, вот это звездолет :)
В зоне Ауди мы поучаствовали в викторине посвященной DTM, разжились автографом Эдоардо Мортары, сфотографировались с Филипе Альбукерке, пожелали удачи Тимо Шайдеру (учитывая первую половину сезона, одному из самых титулованных гонщиков DTM она совсем не помешала бы). Тимо Шайдер раздает автографы:
Что на меня произвело даже бОльшее впечатление, чем сама гонка, наверное – поведение гонщиков в фан-зоне. Здесь никто не включает «звезду», предельно дружелюбное и уважительное отношение к болельщикам. Это абсолютно не наиграно. Такое не сыграешь: даже уже выбираясь из фан-зоны, находу, никто из гонщиков не откажет в совместном фото, или автографе. И это люди, у которых через час-два ответственная гонка!
Далее по ходу движения – участники Lada Granta Cup.
Непривычно видеть Ладу Гранту т а к о й. Снаружи -- огонь.
…но по интерьеру – скромно :)
Кстати, в палатке c Грантами мы узнали, что масса их составляет 1080 кг. Не многим больше весит рокотавший по кольцу в качестве «такси» в компании легендарных BMW и нескольких DTM-овских болидов, Audi R8 LMS ultra, облегченный на 400 кг по сравнению с «гражданской» версией R8.
Так как на протяжении уикенда боксы были заняты командами DTM, гонкам поддержки пришлось ютиться в полевых условиях:
Второй так называемый «Pit walk» был организован примерно с 13:00. Народу здесь, да и вообще на трассе стало заметно больше, и пробраться к боксам стало сложнее. Болиды DTM нас ждали в разной степени боевой готовности.
Mercedes AMG C-coupe Гэри Паффета:
Mercedes AMG C-coupe Даниэля Хункадельи:
Audi RS5 Адриена Тамбэ:
Темно-серая Audi RS5 с номером 6 на борту Филипе Альбукерке, за которой на протяжении гонки мы следили особо пристально:
Audi RS5 Майка Роккенфеллера:
BMW M3 Аугусто Фарфуса:
Черная матовая зловещая BMW M3 действующего чемпиона Бруно Спенглера:
Повторюсь, по итогам квалификации Бруно стартовал в гонке со второй линии вместе с еще одним гонщиком BMW Аугусто Фарфусом. Первую линию занимали две Audi Майка Роккенфеллера и Маттиаса Экстрёма. На 5-м и 6-м месте еще по машине с «кольцами» и «пропеллером». Лучший Мерседес Гэри Паффета только седьмой, но в гонке все могло поменяться очень круто. В 14:45 болиды DTM сделали по трассе несколько кругов в полном составе. Плюс примерно полчаса последних приготовлений… 15:30 – старт!
(продолжение последует)
вся немецкая тройка обута в корейский ханкук и только гранта в правильные мишлены)