Помощь на дороге: Торможение двигателем или АБС?
В ответ на вброс скинера что торможение двигателем эффективнее сокращает тормозной путь зимой чем торможение просто тормозами с АБС, который как девочка обиделся, и меня заблокировал (ну да бог с ним).......я решил накидать своб запись..так сказать рассказать свое видение ситуации...в том числе подтвержденное профессиональными автогонщиками...а так же (да, да банальным РУКОВОДСТВОМ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ АВТОМОБИЛЯ)..
И так...начнем. Во-первых я хочу оговориться что буду рассматривать автомобили на моноприводе...(во-первых потому что таких авто подавляющее большинство на наших автодорогах, во-вторых, потому что вариаций управления автомобилем на полном приводе так же много, как и самих видов полного привода...от симметричного, до несимметричного, от подключаемого до постоянно полного...муфты, дифференцияалы и прочее....в общем там своя кухня, и это достойно огромной статьи....ну и в третьих у меня большой уже личный опыт управления переднеприводными авто, и теперь на нынешнем авто, в большинстве своем я езжу в режиме заднего привода)....
Начнем с истории...Все мы обучались в далекие чуть ли не СССР времена или новоросские....я лично получил права в 1999 году...а обучался два года в школе (10 и 11 класс) на грузовике Зил130....понятия АБС у него не было (как в принципе и зимней резины):))) плюс дополнительное обучение проводил мне мой отец...который так же обучался еще в СССР...так вот там и тогда...торможение двигателем преподносилось чуть ли не как самый эффективный способ остановить автомобиль на скользком покрытии...рассказывалось так же, о том, что именно торможение двигателем позволяет сохранить курсовую устойчивость автомобиля.....что же такое торможение двигателем?
Вообще разделяют три вида торможения:
Торможение двигателем — замедление с помощью отпускания педали газа при включенной передаче.
Торможение двигателем может применяться кратковременно: например, вы пропускаете перестраивающийся перед вами автомобиль и отпускаете педаль газа, после чего разгоняетесь. А может применяться и длительно: за несколько сотен метров до светофора вы отпускаете педаль газа и катитесь по инерции почти до полной остановки, после чего останавливаете машину легким нажатием на тормоз. В простом варианте это торможение на одной и той же передаче, а в более сложном и полном варианте подразумевается включение понижающих передач по мере снижения оборотов двигателя.
Торможение рабочим тормозом
Торможение рабочим тормозом – замедление с помощью нажатия на педаль тормоза при трансмиссии, разъединенной с двигателем.Другими словами, это торможение при нажатой педали сцепления или на нейтральной передаче, когда двигатель никак не участвует в замедлении автомобиля.
Понятно, что такое торможение используется только на автомобилях с механической коробкой передач. Правда, истории известны времена, когда европейские водители и на «автоматах» включали нейтраль перед началом торможения, но на то были особые причины, и сегодня в этом нет никакого смысла. А на машинах с «механикой» торможение на нейтрали или с выжатой педалью сцепления по сей день часто используется автолюбителями, что по разным причинам не является грамотным и безопасным вождением.
С точки зрения безопасности торможение рабочим тормозом допустимо совсем в немногих ситуациях и вот в каких:
- торможение на малой скорости перед моментом остановки;
- подтормаживание после старта под гору при необходимости поддержания малой скорости (менее 5 км/ч);
- экстренное торможение на автомобиле с АБС и механической коробкой передач.
Комбинированное торможение
Комбинированное торможение – замедление с помощью нажатия на педаль тормоза при включенной передаче. Это наиболее безопасный и эффективный способ торможения.
Как вы понимаете, на автомобиле с «автоматом» при нажатии на тормоз имеет место именно этот вид торможения, поскольку «автомат» сам не переходит в режим нейтрали. Аналогично торможению двигателем, в простом и коротком варианте это торможение на одной передаче, а комбинированное торможение в полном варианте выглядит как нажатие на педаль тормоза с постепенным понижением передач. Такой способ замедления в большей степени актуален для автомобилей с «механикой» и свидетельствует о высоком уровне мастерства вождения. Но большие любители могут это делать и на «автомате» при наличии ручного режима переключения – это только добавит очков в копилку вашего запаса безопасности.
Как лучше тормозить: двигателем или тормозами?
Вернемся к вопросу «Как мне правильно тормозить на скользкой дороге (например, гололед)? Двигателем или с помощью штатных тормозов?» Если вопрос про служебное, повседневное торможение, то под фразой «с помощью штатных тормозов» надо понимать именно комбинированное торможение, поскольку торможение рабочим тормозом в чистом виде применять опасно и неграмотно. Но в вопросе упоминается про АБС, которая вступает в работу при экстренном торможении, и тут торможение двигателем в чистом виде неприменимо.
Торможение двигателем и торможение с АБС приводят к совершенно разным результатам, поскольку они дают разное по интенсивности замедление. И в этом их основное отличие.
Торможение с АБС – экстренное, происходит на грани сцепных возможностей шин с дорогой и, тем самым, обеспечивает максимально интенсивное замедление и кратчайший тормозной путь автомобиля.
Торможение двигателем – штатное, имеет наименьшую интенсивность среди прочих способов торможения и обеспечивает максимальный тормозной путь машины. Остановку машины по инерции при движении на нейтральной передаче – так называемый выбег автомобиля – в расчет не берем.
Поэтому вопрос «как лучше тормозить – двигателем или тормозами?» можно перефразировать так: «как лучше тормозить – плавно или интенсивно?»
Своей ситуации – свое торможение
Так как же лучше-то? Плавно или интенсивно? Сложно однозначно сказать
Например, вы едете по скользкой дороге по городу, видите в 500 метрах перед собой красный сигнал светофора и принимаете решение начать замедление. Если примените торможение с АБС, то машина остановится явно не с той интенсивностью и не в том месте, где вы планировали
Ведь при скорости 60 км/ч на снегу и зимних шинах тормозной путь с АБС составит около 70 метров. Это, конечно, если ваш авто обут по сезону, и у вас хорошее сцепление шин с дорогой.
А торможение двигателем в этой ситуации подошло бы лучше всего: отпускаете газ и плавно замедляетесь, понижая передачи по мере снижения оборотов двигателя. Если вы точно рассчитали скорость и место начала торможения, то машина подъедет к светофору с минимальной скоростью, и вам останется лишь прикоснуться к педали тормоза, чтобы остановить ее. Если же вы видите, что на одном двигателе машине не хватит места для остановки, то можно дозированно нажать на педаль тормоза и чуть усилить замедление.
Но вот ситуация обратная: на загородную дорогу выскакивает лось и останавливается у вас на пути. Либо в городе на дорогу неожиданно для вас выбегает человек и вдруг падает у вас на пути. Либо водитель спереди резко останавливается без видимых для вас причин, как часто, кстати, случается в Москве в левом ряду МКАД. Либо вы подъезжаете к закрытому повороту на привычной для вас скорости, но вдруг обнаруживаете у вас на пути сломанный автомобиль. И так далее…
Тут, как вы понимаете, никакое торможение двигателем не спасет. Поэтому бьем по педали тормоза, слушаем «стрекотание» АБС и надеемся, что места на дороге все же хватит для безаварийной остановки.
Таким образом, для своей дорожной ситуации – свой способ торможения:
- много места для остановки – тормозите двигателем;
- если двигателя не хватает – добавляйте нажатие на педаль тормоза;
- немного места – сразу тормозите комбинированно – тормозом на включенной передаче;
- а если места ну совсем мало, тормозите с АБС – сцепление и тормоз в пол!
Торможение с АБС — как раз тот случай, когда не возбраняется выжим педали сцепления при торможении. Почему? Потому что когда «тормоз в пол», двигатель уже ничем не поможет, а вот сам заглохнуть может в два счета. Поэтому проще всего сразу выжимать педаль сцепления, что, кстати, и сами производители рекомендуют делать, и все современные школы водительского мастерства.
(Да, да....как это не странно, но в ряде автомобилей (тот же Форд Фокус в руководстве указано, то для более эффективного торможения, необходимо выжать педаль сцепления, и что есть силы нажать на педаль тормоза)
Но ведь все мы помним, что нам буквально вбивали в голову, что при экстренном торможении НЕЛЬЗЯ выжимать сцепление...только педаль тормоза, а в конце уже педаль сцепления...почему? как нам всем говорили инструкторы, потому что двигатель не даст колесам заблокироваться.....честно хотите? Херня....при торможении в пол педалью тормоза на скольсзком покрытии двигатель так же моментально глохнет, как и при остановке без выжимания сцепления...и так же колеса с легкостью блокируются...даже при включенной передаче.....а зачем тогда такой забавный способ торможения? все очень просто...лед,водитель резко бьет по тормозам, колеса блокируются, двигатель глохнет, потом водитель отпускает педаль тормоза и мотор сам запускается (все же машину с толкача заводили на МКПП) т.е. мотор опять работает, усилитель тормозов работает, машина не обездвижена...сейчас в этом нет необходимости, при наличии исправной АБС можно (а некоторые производители говорят, что даже нужно) выжимать сцепление и тормозить....кстати так же считает двукратный чемпион мира по ралли, немец Вальтер Рёрль.
Но понятно что АБС не так хороша (опять таки вернемся к руководствам к авто, там написано, что АБС не создана для сокращения тормозного пути, она создана для сохранения управляемости авто при экстренном торможении, что под час бывает важнее, чем сокращение тормозного пути)
Как мы знаем АБС это система, которая тормозит колесами на грани блокировки колес...до нескольких раз в секунду, т.е. это самое эффектиное импульсное торможение...т.е. в большистве ситуаций такое торможение позволяет более эффективно использовать силу трения колес с дорогой...но бывают ситуации, когда с АБС машина оснавливается хуже чем без АБС.вернее не хуже, а дальше...это лед, это песок, гравий, трава и это когда под разными колесами разное покрытие....да, в таких ситуациях торможение с заблокированными колесами быстрее, чем торможение с АБС, правда скорее всего машину при этом развернет в лучшем случае боком...а может и задом...но количество метров будет существенно меньше, чем при работе АБС....но в таких условиях торможение двигателем вообще не эффективно...потому что тут должна быть полная блокировка колес...
Теперь что касается самого торможения двигателем....
Сторонники этого способа утверждаю, что:
- торможение двигателем более эффективно, чем торможение педалью тормоза (т.е. позволяет сократить дистанцию)
- торможение двигателем позволяет поберечь тормоза
- торможение двигателем экономит топливо
- ну и самое главное оно позволяет сохранить курсовую устойчивость в отличии от торможением тормозами
Итак..передний привод...помнится лет 10-15 назад у меня были разные машины на переднем приводе и МКПП, и помня учителя по автоделу, который мне вбивал в голову про торможение двигателем однажды на спуске в легком повороте начал тормозить двигателем, и даже переходя на передачи вниз...какого был мой шок, что машину сразу начало поворачивать боком...чудом выйдя из этой ситуации я стал экспериментировать на закрытой неочищенной площадке...так вот торможение двигателем не уводило машину в занос только при прямолинейном движении, как только начинается поворот, машина сразу уходит в занос...почему? а потому что ведущие передние колеса сразу получают тормозящий импульс...и задние колеса сразу пытаются из обогнать...а так как переход на более низкую передачу как правило сопровождается резким усилием со стороны движка (когда выжимаешь сцепление обороты резко падают, включаешь пониженную, и мотор начинает раскручиваться без подачи топлива) то занос происходит очень быстро...т.е. мы забыли еще об одной вещи...перегазовка....да да, при торможении двигателем на МКПП необходима перегазовка, чтобы торможение было более планомерна....кстати чтобы было наглядно, как ведет себя авто на переднем приводе даже на чистом сухом асфальте, даже при переходе на более низкие передачи, а при просто сброс газа...вот видео
именно поэтому всегда рекомендуется на скользком повороте на переднем приводе ехать в натяг, именно в натяг...чтобы была возможность увеличить обороты, вытягивая машину из заноса, в случае его наличия, но не сорвать колеса в пробуксовку при высоких оборотах....
Теперь задний привод...тут все тоже не так просто...я помню, что якобы на заднем приводе торможение двигателем более эффективно...опять таки решим попробовать на Тахе, на закрытой площадке, в режиме ручного переключения передач разогнавшись я перешел на 1!!!! только на одну передачу вниз...ну сказать что я очконул, это ничего не сказать...эффект был такой же...как на переднем приводе вытянуть ручник (кто не верит...попробуйте) короче машине начала вилять задом, пока я не перешел на передачу вверх и не выровнил обороты....т.е. опять таки...при прямолинейном движении, да, можно поиграться...а при повороте, спуске.....это может быть банально опасно...причем смертельно опасно....
Кстати, в некоторых странах Европы торможение двигателем просто напросто запрещено...
В торможении двигателем есть еще одна опасность...тогда вы начинаете тормозить двигателем, сзади идущее авто об этом не узнает...стопы то не загорятся...тем самым вы банально создаете аварийную ситуацию...
ну и последнее....сторонники торможения двигателем могут сколь угодно защищать свою точку зрения, приводя мифы из СССР, когда у нас не было машин ни с АКПП, ни с АБС....да много чего тогда не было....но разработчики автомобилей не могут ошибаться...ведь буквально каждая страница указаний, или руководства по пользованию авто написаны кровью (или судебными исками)....так вот...в качестве постскриптума....официально GM в руководстве Тахи ЗАПРЕЩАЕТ использовать торможение двигателем путем перехода на низшие передачи на скользкой дороге
Вот что написано в разделе 9-7
При движении по скользким покрытиям с уменьшенным коэффициентом сцепления старайтесь не делать резких движений ру- ле вым колесом, избегайте резкого разгона и торможения, в том числе не снижайте скорость включением пониженной передачи в коробке передач. Резкие маневры или переключения передач могут привести к боковому скольжению колес.
Как то так друзья....в общем пользуйтесь современными средствами безопасности автомобиля....ведь тормозить надо тормозами, а разгоняться двигателем...а никак не наоборот:)))
Удачи на дорогах....
Пять баллов. Вернее - шесть:ноль. Ну или - иппон.
.
Современным гаджетам торможение двигателем не нужно. По крайней мере, пока электричество есть в проводах.