Балканская одиссея!
Рассказ, как и путешествие, будет длинным.
Отпуск планировался на начало лета, в планах было покорение Сицилии. Работа долго не отпускала, на такой дальний рывок сил становилось всё меньше, вспомнили про Дубровник, посещение которого 3 года назад сорвала пандемия. Были подозрения (неоправданные), что на пик сезона отпусков конец августа жильё в Дубровнике сильно ударит по кошельку, поэтому пляжный отдых перенесли в греческую Паргу, а дальше - как пойдёт. Про Паргу узнали случайно, из ролика на Ютубе. Зеленая карта, медицинская страховка, румынская и болгарская виньетки, бронь апартаментов в Парге - весь набор на начало путешествия.Совсем уж античных памятников архитектуры в этом районе Греции нет. Поднялись на туристическом поезде в крепость Али-Паши, которая ему так и не пригодилась.

От безысходности пошли пешком к достопримечательностям. Как только пересекли улицу Stefan Kaculini, город стал чистым и приятным. Потом пошли магазины, мечети, католические церкви, римские и венецианские развалины. Везде чисто и приятно, как в Сан-Ремо или Сен-Тропе.
На обратном пути мы пересекли улицу Stefan Kaculini в противоположном направлении…
Две ночи в Дурресе. Рано утром с облегчением выехали в Дубровник. До Черногории ведёт такой же условный автобан. Граница Албании и Черногории. Около сотни машин, контроль проходится быстро, штампы не ставит никто, албанцы просто улыбаются и записывают номер автомобиля ручкой в ведомость, черногорцы сканируют паспорта. Автомобили - 60% с номерами Косово. Остальные албанцы, итальянцы, немного немцев, австрийцев и мы с номером MD. За 100 метров до контроля автомобили атакует стая албанских цыганок, прилично одетых, некоторые с детьми. Просят на пропитание. Подают плохо. К нашему автомобилю с триколором на номере не осмелился подойти никто!
Черногорский страж границы долго втыкал в наши документы. На плохом английском спрашивает:- У вас есть виза для въезда в Монтенегро?
- Нам не нужна виза для въезда в Монтенегро. Мы вообще в страны ЕС ездим без виз. - мой английский был не лучше.
- Монтенегро не в ЕС! - он даже обрадовался.
- В Монтенегро тоже не нужна.
Пограничник куда-то убежал, через минут 7 вернулся и отдал паспорта. Штампы тут тоже не ставят. У него тут косовары шастают без виз, а он на страну полноправного члена ООН с 1992-го года наехал!
Черногория была транзитной страной. Пару лет назад я поставил в навигаторе “не использовать паромные переправы” и забыл об этом. Поэтому Которский залив мы добросовестно объехали, а не пересекли на пароме, сделав лишних 21 км, впрочем, по довольно живописным местам.
Черногория - страна полицейских-самоубийц. Они выскакивают очень грациозно из-за кустов и машут палкой. С иностранцами связываются редко. Их методы вызывают отвращение.
В курортной части Черногории вдоль узких дорог ходят другие самоубийцы с урнами и собирают выброшенные на обочины бутылки и другой мусор. Где их нет, обочины довольно загажены.
Конкретно на отдых в Черногорию я скорее всего не решусь. Если подешевле, то рядом Греция, пафоснее и дороже - Хорватия. Красота природы и исторические памятники не прям уникальные.
На границе с Хорватией черногорцы проверили паспорта, хорваты - наконец поставили штамп, первый за время после въезда в Грецию.Три ночи в прекрасном Дубровнике. Была даже мысль продлить проживание на 2 дня, но мест не оказалось. И это к лучшему.
В Дубровник не бывает лёгких путей. Либо через Албанию, либо через Боснию. Можно ещё спуститься с севера Хорватии, но долго и дорого. Идеальное посещение Дубровника - на круизном лайнере. В 10 утра пришвартоваться, на автобусе в Старый город, погулять, поесть, купить сувениры и в 16:00 вернуться на корабль. Цены на процентов 30 выше греческих, пляжи тесные лежаки дорогие.
Уже в 8 утра были в Старом Городе. Дубровник только просыпался, в старом порту довольно пустынно. Застыли изучая предлагаемые морские прогулки. Подошёл старый морской волк.- Вам чего?- Хотим на крепость с моря посмотреть.- 15 евро с человека, будет хотя бы 4 клиента - выйдем в море.
Подумал немного и добавил:- За 50 евро сделаю индивидуальную экскурсию для вашей семьи.50 евро за мечту - не самая большая цена.
После обеда Дубровник окутали облака. Это позволило в комфортных условиях обойти город по стене.
Дубровники запредельно много пунктов по продаже морских экскурсий. Если их количество сократить раз в 5, купить тур всё равно не составит большого труда.Ну и знаменитая лестница из сериала.
Дальше планировали заехать в Сараево, сербские Нови-Сад и Белград, затем румынский Брашов - последняя остановка на пути к дому. Варианта квартиры в Белграде недалеко от исторического центра с парковкой не нашли, ночь в Белграде перешла на Брашов.
На границе с Боснией и Герцеговиной у пограничницы был лёгкий ступор, спросила коллегу, тот кивнул, попросила показать “зелёную карту” и поставила штампы.
Босния - страна горная. Дороги узкие, виляющие, без значительного перепада высот, но из-за узости и поворотов довольно утомительные. Утром - практически пустые. К обеду и ближе к Сараево начинают заполняться. Фуры охотно помогают в обгоне, без этого там не прожить. Прямого участка длиной хотя бы в 300 м просто нет. Ограничения как в Албании. Деревни немноголюдные - десяток домов, но на выезде или въезде в каждую патруль ловит на скорость. Стоят в метрах 50-ти после таблички конца населённого пункта.Босния поделена на 3 части, но основную роль играют Республика Сербска по краям с севера и юга, и мусульманская Босния и Герцеговина в центре. На части Республики Сербской со стороны Хорватии много нарисованной красной краской последней буквы латинского алфавита. В северной сербской Боснии и в самой Сербии эту букву уже не встречал.В сербских городах довольно чисто, но ощущается лёгкая депрессия, некое чувство, что мусульмане и сербы из большой Сербии пошли вперёд, а про них забыли. При этом в боснийской земле есть неповторимая энергетика, именно там родились Кустурица, Брегович и нобелевский лауреат Иво Андрич.Сараево - столица Боснии и мусульман Боснии. Жители Сараево непривычно вежливы и готовы к помощи как внутри своих земляков, так и иностранцам. Я понял откуда это у них. Их сплотило общее горе, они все выжившие и их потомки уже больше чем родственники.Не получалось оплатить карточкой парковку в Молле. Попросили первого попавшегося прохожего помочь. Он тоже не смог понять почему не проходит платеж. Нет боснийских марок? Евро есть? Протягиваю ему 20 евро. Отсчитывает мне 15 евро сдачи, сует 20 марок в паркомат, из сдачи возвращает мне 4 марки, исходя из курса. Совершенно незнакомый человек помог мне, остался в небольшом убытке и потратил минут 10 своего времени.
Мост, возле которого убили Франц-Фердинанда и его жену Софи.
Сараево - европейский Стамбул. Всё очень колоритно, но гораздо компактнее, не шумно и не навязчиво. Много туристов, в том числе из арабских стран. Для них там уже Европа, но всё съедобно и есть мечети и молельные комнаты. Из-за туристов местные прекрасно знают английский.
Пол дня и ночь в Сараево показалось очень мало. Думаю, полтора было бы достаточно. Хочется вернуться в Сараево, потом для справедливости посетить сербскую столицу Баня-Лука и другие исторические города Боснии и Герцеговины.Босния - очень недорогая страна, перед выездом у меня оставалось 40 марок (20 евро). На 20 марок купил кофе на заправке, круассаны и пачек 6 разного печенья, выбирал самое дорогое, еще на 17 долил бак до полного, от сдачи отказался.По такому же виляющему плоскому серпантину пробиваемся к Дунаю, там горы упираются в реку, 20 км вдоль реки и Сербия. Пограничники ничему не удивились и проставили свои штампы. Хотя у меня сомнения были. За пару недель до этого Французского шансонье Горана Бреговича не пустили в Молдову. Больше всех возмутилась почему-то Сербия. На рядовых гражданах это не отразилось...Метров через 300 после въезда в Сербию остановил местный гаишник. Нагрешить за такое расстояние я явно не успел. Долго втыкал в молдавские права и техпаспорт и отпустил с миром. Это был второй раз в истории моих путешествий и впервые средь бела дня просто так. Как узнал недавно от другого блогера - сербы так ловят нелегальных мигрантов. То есть у сербской полиции к сербским пограничникам доверия нет!Сербские и боснийские водители, как и граждане Косово, предпочитают простые надёжные возрастные автомобили. В Сербии они немного посвежее, чем Боснии. Сербские дороги пошире, ограничения всё равно 80. Патрулей почти нет. Спокойно прикатили в Нови-Сад.Нови-Сад - типичный австро-венгерский город, как Будапешт, Прага или Львов. Красиво, уютно, куча ресторанов, столики на улицах, спокойные душевные люди. Много русской речи на улицах. Видел вывеску на русском языке об оформлении сербского вида на жительство и покупке недвижимости. Встретился автомобиль с российскими номерами 799.
ены довольно высокие, на уровне греческих, в том числе и на бензин-дизель. Зарплаты, как я понимаю, поменьше. Сербия строит дороги. Масштабы впечатляют. В остальном чистая спокойная страна, если бы не имперские рудименты давно бы жили в ЕС на уровне Хорватии или Польши. Сейчас при пересечении границы Сербии с Румынией пейзаж не меняется. Раньше в Румынии было намного хуже.Пол дня на Нови-Сад тоже мало. В Белград заехать не получилось, 590 км и с небольшими приключениями приехали в румынский Брашов. На границе между Сербией и Румынией мы были единственным автомобилем. Серб бойко говорил на румынском, но выпустил быстро. Румыны со скуки решили проверить большую дорожную сумку. Видимо решили, что 3 тыс. километров мы проехали только для того, чтобы ввезти контрабанду из Сербии.Брашов - типичный австро-венгерский город... Но в туристическом плане более известен, поэтому цены в историческом центре выше, чем в Нови-Саде. По совету принимающей стороны посетили ресторан для местных, где всё вкусно, обильно и недорого.В Брашове мы были и раньше, тогда уделяли внимания замкам в окрестностях, на этот раз сосредоточились на городе.
Брашове тоже много русской речи, но автомобили уже с украинскими номерами.Вечер и полный день для исторического Брашова вполне хватило, в следующий раз надо будет по современному погулять...На пути домой нас ждал перевал через Карпаты и запланированная мною переправа через реку Прут по понтонному мосту. В какой-то момент я свернул на кругу не туда, навернув лишних километров 100, вернулся тем же путём, что и въехал.Общий километраж 4098 км. Албанию, Черногорию, Хорватию, Боснию и Сербию мы посетили впервые...По заправкам. На выезде из Молдовы дизель 1.2 евро, полный бак, при въезде в Болгарию полный бак, при выезде долил до полного, оба раза примерно по 1.45 евро. При выезде из Греции полный бак по 1.73, в Боснии - полный бак по 1.45, в Румынии полный бак по 1.5, этого хватило с запасом до границы.Ну и общие впечатления. Румыния, Болгария, Греция - медленный рост благосостояния. Албания - прекрасная страна, прекрасные люди, если бы ещё не мусорили на улицах. Черногория - всё хорошо, но совок в мозгах со скачущими полицейскими пора изживать. Хорватия - умело пользуется своими географическими преимуществами. Босния - медленный рост благосостояния, при этом самая загадочная и чарующая страна из списка. Так хочется вернуться, что въезд со стороны Сербии не кажется таким уж утомительным. Сербия - всё хорошо, медленный необратимый рост, пару десятилетий потеряны зря.Всем положительных эмоций!