Поговорим про скорости движения.
Поговорим про скорости движения.
Решил я, немного подумав, после некоторого спора с пользователями автомаркета, вопрос о скорости вынести в отдельное обсуждение. Очень надеюсь, что и другие автомаркетовцы охотно поучаствуют в обсуждении в комментариях, и все вместе мы докопаемся до истины, только без перехода на личности, пожалуйста, а то уже были прецеденты. )
А поспорили мы об определении крейсерской скорости. Википедия, как противоречивый источник информации, ясности в наше обсуждение не внесла. Объясняю суть позиций сторон: крейсерской скоростью и википедия и другие источники информации считают ту, при которой достигается минимальный расход топлива или ту, при которой будет пройдено максимальное расстояние при заданном количестве топлива. Моя же позиция, и некоторых других источников, состоит в том, что эту скорость, при которой расход топлива минимален, крейсерской называть нельзя. Для этого есть другое понятие - экономическая скорость.
Так какую же скорость можно и нужно называть крейсерской? В этом как раз и есть вопрос. Вообще правомерно ли говорить о крейсерской скорости, говоря об автомобилях? Ведь на самом деле выдерживать на наших разбитых дорогах постоянную скорость довольно сложно. Думаю, что всё же можно, хоть и с некоторой натяжкой. Помечтаем, что у нас везде будут хорошие дороги и это понятие будет когда-нибудь актуальным. )
Начнём с википедии: https://ru.wikipedia.org/wiki/Крейсерская_скорость (статья о крейсерской скорости). В ней есть противоречия: утверждается, что это "скорость движения с минимальным расходом" и откуда-то вдруг взялась строка, что "для легкового автомобиля крейсерская скорость обычно достигается на высшей передаче при среднем положении педали акселератора, хотя этот режим движения не является режимом с наименьшим километровым расходом топлива." (вообще непонятно откуда эта информация). Далее, в той же википедии написано, что "Расход топлива для загородной езды замеряется именно на крейсерской скорости." (откуда взята эта информация, мне тоже не ясно. ) Но вот тут уже интереснее, это выглядит более правдоподобно, не знаю правда почему. )
Так давайте рассмотрим подробнее это утверждение. Производитель Шкоды Октавии А7 утверждает, что расход моего автомобиля в загородном цикле (1.8 турбо) - 5,5 л/100 км. Значит, если придерживаться этого расхода за городом, то моя машина будет ехать минимум 110-120 км/ч в этом режиме с таким расходом топлива, это я знаю совершенно точно и проверил неоднократно, потому что часто езжу в командировки и каждый день езжу по трассе. Внимание вопрос - получается это и есть крейсерская скорость? И она равна той, при которой мой расход будет минимальным? Со всей ответственностью заявляю - это не так. Скорость, при которой расход моей машины будет минимальным - значительно ниже. Она будет в районе 90 км/ч, а то и ниже. Так как википедию может редактировать любой, то принимать википедию за серьёзный источник информации всё-же не стоит. Производители автомобилей никогда показания крейсерской скорости в характеристиках автомобилей не приводят. А вообще говоря, стоило бы.
Смотрите сами, как было бы здорово знать ту скорость, которая бы говорила о реальных возможностях автомобиля, а не о какой-то гипотетически достижимой максимальной скорости. Ведь что нам всем говорит значение максимальной скорости указанной в характеристках? Что эта машина при жестко определенных условиях поедет со скоростью к примеру, 231 км/ч, (с горки и при попутном ветре :)) при этом совершенно неизвестно сколько при этом потратится времени и нервных клеток водителя ) для набора данной скорости. Скажете, так ведь есть показатели мощности, веса, габаритов, три основных составляющих, влияющих на динамику автомобиля. Но это всё находится в сложной зависимости, простому автолюбителю эти цифры будут говорить только о том, насколько автомобиль мощный, большой или тяжелый.
Хорошо, есть разгонная динамика до 100 км/ч. Это важный показатель, но он не скажет, с какой скоростью автомобиль может ехать хорошо, быстро и ненапряжно - различные шумы от ветра, от двигателя, от ощущений того, как автомобиль стоит на дороге, с какой скоростью на данном автомобиле будет ехать комфортно, быстро и уверенно? Нет такой характеристики, к сожалению.
Так вот я предлагаю определение крейсерской скорости - это трассовая установившаяся эксплуатационная скорость (60 — 75% от полной мощности двигателя). (это не моя придумка, это я вычитал в интернете, где - уже не помню )) Поясню. Возьмём для простоты два автомобиля: 1.6 атмо (110 л.с.) и 1.8 турбо (180 л.с.) (возьмём все прочие характеристики равными, одинаковые комплектации, шумоизоляция и т.д.) Первый может ехать 180 км/ч. Ну и конечно второй может ехать столько же. Как Вы думаете, на какой машине будет комфортнее и спокойнее ехать на этой скорости?
Без ложной скромности скажу, что это будет 1.8 турбо. Причин много: скорость будет чувствоваться меньше из-за существенно меньшего шума в салоне от двигателя, меньшего количества вибраций из-за того, что двигателю не нужно натужно трудиться. Про обгон фур и прочих автобусов я и не говорю. Всех этих проблем бы не было, если просто взять и купить более мощный двигатель. На самом деле на комфорт на трассе влияет ещё и разная подвеска сзади, многорычажка и балка, но владельцы автомобилей с балкой сзади говорят, что она не влияет особо ни на что, поверим им на слово ).
А вот в авиации этот параметр - крейсерской скорости часто применяется. Потому что это реально объективный показатель, по которому можно судить, на какой скорости данное воздушное судно будет иметь оптимальные характеристики по показателям расхода топлива, а значение максимальной скорости как раз почти бесполезно, потому что на этой скорости самолёты почти никогда не летают, так же как и автомобили, в принципе. В реальном полете самолёты летают на крейсерских скоростях, т.е. на эксплуатационной скорости, на которой отдача двигателей будет максимально эффективной, как с точки зрения скорости полёта (это совсем не маловажно для пассажиров, иначе зачем им лететь самолётом), так и топливной экономичности (это важно для авиакомпаний).
Вот на какие размышления меня подвигнул спор на автомаркете. ) Надеюсь, у меня будут сторонники, прошу поучаствовать в обсуждениях. )))
Ссылки на википедию не принимаются. Что пишут соответствующие отраслевые ГОСТы?)))