Эксплуатация: Электричка
Доброго времени суток!
Дабы не перегружать АМ техническими подробностями эксплуатации LR, решил сделать небольшой перерыв и хайпануть на модной теме электротранспорта. Нет, я не стал поддерживать рублем РЖД и не поехал на электричке в столицу ради впечатлений для очередного отзыва. Я на десять дней стал водителем бешенного электростула под названием BMW i3.
История началась ещё в прошлом году - в декабре 2020-ого у нашего руководства появилась идея вложиться рублем в upgrade служебного автопарка и сделать это не по классике: купить неприхотливый дизелёк, установленный в какой-нибудь фургонообразный кузов без претензий на дизайн, но с хорошей функциональность. А пойти путём борцов за экологию (пису - пис, грину - грин) - заказали два электромобиля. Видимо сподвигло на такое решение открытие в городе салона с б/у электромобилями из Европы. Вообще конец 2020 - начало 2021 года в Калуге было бумом электромобилизации - я живу в частном секторе и на соседних улицах за этот период появились: BMW i3 - 2 шт, Mitsubishi MIEV - 1 шт, Nissan Leaf - 2 шт. На BMW i3 пал выбор и нашего руководства.
i3, в целом, является очень распространенным вариантом электромобилей начального уровня. Этому способствует относительно не высокая цена (как нового, так и б/у), в сравнении с ТОПовыми "электричками" и наличие бензинового моторчика, который гарантирует возвращение домой при любой ситуации с электропитанием по пути.
Но, не смотря на относительную финансовую доступность, цена на наши варианты была:
2015-ый год, "дно-эдишн", пробег 30+ ткм - 1,95 ляма рублей
2016-ый год, "дороХо-боХато", пробег 15+ ткм - 2,40 ляма рублей
Причем за 1,95 авто было в наличии, за 2,4 - под заказ с 2 месяцами ожидания.
По "железу" различий между авто нет - 33 кВт*ч батарея, 0,7 л ДВС на бензине, паспортная мощность - 125 кВт или 170 л.с.
По комплектациям - пропасть! В первом варианте - хорошо, хоть стекла не "на вёслах", простой "майфун", фары на галогене в рефлекторном отражателе (ещё раз читаем цену..!). Второй i3 веселее - LED-свет, условно панорамная крыша с люком, климат-контроль, активный круиз-контроль, навигация.
Задумка купить такие авто была аргументирована тем, что - любой офисный сотрудник в течении рабочего дня по служебной необходимости может съездить в город не на своем авто, а взяв с зарядки i3. Ну, как бы, тоже вариант... Первое время спрос со стороны коллег был, потом надоело и "электрички" больше стояли. Я до момента, описанного в данном посте, не пользовался такой возможностью ни разу. Но в середине лета, в связи с отсутствием спроса на служебный транспорт - взял на 2 рабочие недели (естественно ту, что подороже)))
Салон:

Интересно, необычно, впереди места много, материалы - неплохи на ощупь, подгонка отличная, центрального туннеля нет, джойстик переключения режимов движения (вперед/назад/паркинг) на руле - требует привыкания и по началу приходится смотреть, что включил. Кстати, основная часть панелей салона сделана из вторично переработанного пластика от старых автомобилей (вспоминаем тему: любая машина когда-нибудь станет Опелем).
Экран перед водителем - приборная панель в классическом понимании её функционала, но с электрическими особенностями.
По центру - мультимедийка, причем можно на 2-х половинах экрана выбирать разные окна с разными параметрами - удобно. Например, навигация + режимы силовой установки:

Управление центральным экраном - через iDrive, ни каких сенсоров и до сих пор остается одной из самых удобных систем управления мультимедией, на привыкание надо полчаса:

Контроллер расположен на подлокотнике, рядом качель выбора режимов движения - последней пользоваться придется часто.

Чуть ниже - управление климатом (1 зона) и "горячие" клавиши.
Прикольная вещь - двери-"самоубицы":

Но даже с таким вариантов раскрытия, для удобства посадки назад нужно наклонять спинку передних кресел:

Машина 4-х местная, по середине заднего дивана - пластиковая вставка:

Крепления под IsoFix есть с двух сторон, но в кресле сидеть будет удобно только детям лет до 3-х - дальше банально места не хватает. Мы помучались дня 2, а потом кресло сняли и сын ездил так, пристегиваясь обычным ремнем. Ещё косяк с креслами - подушка сиденья имеет приподнятый передний край + небольшой подъем переднего края сиденья кресла = поза неудобная, полулежачая.
Ну и сиденья с тканевой обивкой, которые легко пачкаются ребенком, но, хоть тут хорошо - легко оттираются и пылесосятся. Но опять же - ткань за 2+ мульта....
На ходу:
Ну тут BMW - это BMW хоть и электрический. За счет пластиковых панелей кузова, батареи под полом и расставленных по углам колес - по управляемости это практически карт! На 2-ой - 3-й день привыкаешь и начинаешь твАрить на дороге такое... )))) А i3 это позволяет! В нашем варианте паспортный до 100 - 6,4 сек. Когда надоедает играться со светофоров с Рио/Поло/Вестами - переключаешься на авто по серьезнее. Реально "бешенная табуретка"!
По подвеске: ожидал жесткости, но это скорее упругость, без дискомфорта (тормозить перед каждой ямой не надо). Настроена на избыточную поворачиваемость. Привод - задний + момент электродвигателя тогда, когда ты этого хочешь, летом - весело, если умеешь, зимой - будет страшно, если не умеешь.
Тормоза: в гражданских режимах - не нужны. Режим рекуперации такой, что на 2-ой день уже точно знаешь, когда бросить газ, чтобы остановиться в нужном месте на рекуперации. В боевом режиме - мало, но не тормозов самих по себе, а ещё плохо то, что тонкая резина. Не хватает сцепных свойств, чтобы останавливаться. Условно: экстренно, со 100 км/ч почти 3-х тонный Диско остановится раньше, чем i3. И это боль ((( Есть на фоорумах инфа, по установке более широкой резины, но тогда сильно страдает запас хода...
Практичность:
Не сильная сторона - в Магнит "У дома" ездить пойдет, в Ленту или Глобус - могут быть проблемы:

вот и весь багажник... Кстати, под полом ДВС и горловина для долива масла.
Спереди тоже есть:

В него можно переложить зарядку из заднего и он кончится.
Теперь про тёмные силы электричества:
Вот тут реально всё сложно!
Один день нормальной эксплуатации:

зарядившись на работе еду домой с некоторым количеством промежуточных пунктов:

Получается, что я проехал фактически 1206 - 1147 = 59 км, при этом виртуальных я потратил 174 - 126 = 48 км.
В процентном содержании - 31%, т.е. расчетный запас хода - 190 км.
Казалось бы - круто! Но... Вопрос в режиме движения.
Эмпирический установлено, что самым лучшим в плане дальности хода является "рваный" ритм городского движения с частыми ускорениями и рекуперативными торможениями с высоких скоростей - т.е. банально надо "валить" на все бабки. А вот при попытке выезда на трассу с постоянным движением в 100-110 км/ч и без торможений выходит так:

проехав 15 км фактических, тратишь - 8 км виртуальных, при этом в процентном пересчете из 22% затраченных - 68 км общий запас хода. По трассе далеко не уедешь.
При этом, если обратить внимание на нижний левый угол - там пробег на остатке бензина тоже постоянно пересчитывается по непонятным алгоритмам (количество топлива в баке не меняется). В i3 ДВС крутит не колеса, а генератор и он приводит в движение автомобиль, видимо в зависимости от стиля езды дальность аварийного хода тоже сильно меняется.
Один день аномальной жары:
Стартуем со 100% зарядкой:

Запас хода уже не так оптимистичен, даже для самого автомобиля!
На финише:

Получается, что я проехал фактически 1290 - 1225 = 65 км, при этом виртуальных я потратил 156 - 111 = 45 км.
В процентном содержании - 36%, т.е. расчетный запас хода - 180 км.
В первый день на улице было +25, во второй +33 - разница в запасе хода составила 5%.
На что надо 5%? Кондиционер работал и там и там, но машине надо охлаждать всю силовую электронику и АКБ на такой жаре и на это расходуется больше электричества. А перегрев АКБ и силовухи приводит к ещё одному косяку - машина перестает "валить". Даже на обгонах она резко ускоряется метров на 50, а потом ускорение резко снижается - что не есть безопасно.
В БК можно смотреть - сколько энергии тратится на какие комфортные составляющие:

Выключение кондиционера прибавит 6 км хода.
Понятно, что на более дорогих электромобилях таких проблем нет, но тут имеем то, что имеем.
Теперь про экономическую выгоду владения:
За практически 1 300 км пробега мой расход стал:

В первые дни после сброса он доходил до 21-21,5 кВт*ч/100 км.
Если жить в частном доме и платить по 5,3 руб/кВт, то всё очень вкусно - 19,6 х 5,3 = ~104 руб/100 км, пусть КПД преобразований будет 95% - 104 х 1,05 = 109 руб или 109 / 47,8 = 2,28 литра 95-ого бензина на 100 км. Понятно, что ни какой автомобиль с ДВС не сравнится.
Но вот засада - зарядник в комплекте:

12А х 220 В = 2,6 кВт, т.е. наши 33 кВт он будет заряжать 12,6 часов (это если в лоб считать), а там скорость зарядки не линейна - по факту выходит около 14 часов. Получается - или ездить через день или тратить по 50% заряда в день, чтобы за ночь точно зарядилось.
Есть вариант купить домой более быстрый зарядник переменного тока на 22 кВт:

Стоит такая штука:
120 104 руб (по акции))) за 7,4 кВт - https://www.ozon.ru/product/zaryadnaya-stantsiya-k...
или
175 925 руб за 22 кВт - https://www.ozon.ru/product/nastennaya-zaryadnaya-...
Кстати, подешевела, я на работу по 250+ тыр покупал в феврале 2021-ого...
Такие зарядят за 6 часов и 2,5 часа соответственно, т.к. они переменного тока.
А ещё можно разориться на вот такой:

Примерно 1,25 мульта ))) Но он постоянного тока, на 22 кВт и заряжает за 1,5 часа. Но это надо быть уверенным в победе зеленых технологий мужчиной, чтобы заплатить за зарядку пол стоимости автомобиля.
Вот такие будут сопутствующие расходы.
Далее - городские сети:
у нас ещё год назад на вводных щитках в дом стояли автоматы на 63А (или 13,9 кВт), а после "резкого роста" числа электромобилей на районе - по весне мы с удивлением увидели в щитках автоматы на 32А (7 кВт). Т.е. про настенные зарядники можно забыть.
Поэтому идем в общественные зарядные станции: у нас за последний год ситуация в городе улучшилась в 2 раза - вместо 1 станции стало - 2. Но одна из них постоянно не работает, поэтому остались и тем, что было.
В столице - быстрая зарядка на 50кВт может стоить до 17 руб/кВт: http://skt-charge.ru/prices/
И тогда арифметика уже другая: 19,6 х 17 = 333 руб/100 км или 6,9 л/100 км. А это уже уровень расхода современным малообъемных легковушек.
Конечно, можно считать, что в "электричках" не надо проходить ТО, но компенсирует ли этот "+" - заморочки с поиском зарядок и расчетом дальности хода...
Итог: готов ли я купить себе такой автомобиль? Думаю, что из-за отсутствия нормальной инфраструктуры и режима своего движения в течении дня - ближайшие лет 5, точно нет.
Кому бы подошел такой вариант? Он бы подошел моей жене - с ежедневными пробегами в 25-30 км, она могла бы ставить его на зарядку каждую 2 ночь и всё бы было хорошо.
Но с другой стороны: одновременно с б/у i3 у нас в городе начали появляться вот такие брички:
BMW 2 серии Active Tourer 218i F45
Которые по цене ещё вкуснее: https://auto.ru/cars/used/sale/bmw/2activetourer/1...
А для женщины её хватит с головой.
Вот такие впечатления от модной сейчас темы сохранения климата и экологии.
p.s. И ещё один косяк, которого не ожидал от BMW - зашквар с камерой заднего вида:

Такой картинки при прямой засветке не позволяет даже мой древний Диско, HDR должен работать лучше!








Как можно увидеть все не так уж плохо уже сейчас , 19 зарядок за 5600 км это зарядка примерно каждые 300 км (лесник 2007 года с 2.0 бензином моего другана высасывает бак за 340 км)

Господа! На фоне новомодной на АМ темы китайского автопрома хочу немного отвлечь более именитым производителем )))