Путешествие: Путешествие на Кавказ, часть 2
Дамы и господа, и снова добрый день!
Как ни хорошо было нам в Теберде, а план надо выполнять. Звонок Ильясу, инспектору заповедника в Кабардино-Балкарии не порадовал. Дорогу делают, но не торопятся, проехать до нужного нам места на легковой машине пока нельзя. Таким образом, мы приняли решение сначала ехать на Минеральные воды (это чисто развлекательный момент), а потом уже перейти к основной части программы, хотя, конечно, хотелось бы наоборот.
Бронируем отель в Пятигорске на одну ночь с расчетом продлить бронь при необходимости. Такой подход обычно работает, напрямую отели часто делают хорошую скидку. Не самым ранним утром выезжаем из Теберды.
По дороге купили свежайшего меда.
Дорога из Карачаево-Черкесии в Пятигорск восхитительно красива. Ведет через перевал Верхняя Мара на высоте более 2000 м.
Приехали в Пятигорск, расположились в отеле (за 1800 руб. оказался очень приличным) и пошли гулять по городу. Мы с Шуриком тут никогда не были, так что было интересно. Из автомобильных впечатлений самое сильное - это как там паркуются... Поперек дороги, под углом, на площадях хаотично и т. п. Эвакуаторов у них нет, гаишники на это внимания не обращают.
В целом город в приличном состоянии, как-никак столица Северного Кавказа!
Парк "Цветник"
Вечером мы решили не ночевать больше в Пятигорске и на следующий день ехать в Нальчик. Утром успели еще немного погулять и подняться на гору Машук (360 руб. за подъем/спуск на фуникулере). Как раз там находится озеро Провал, описанное в романе Ильфа и Петрова «12 стульев». К сожалению, Провал был закрыт, видимо провалился еще сильнее и мы туда не попали. Но вид с горы Машук открывается захватывающий. Если бы за 2 дня до этого, мы не были бы на Домбае, уверен, что панорама Пятигорска оставила бы еще более сильное впечатление)).
Далее выдвинулись в Нальчик. Сама дорога (90 км.) не интересная, загруженность средняя, но мы заехали в Кисловодск и Ессентуки.
В Кисловодске оказался перерыв в работе местного дворца-бювета, да еще начался дождь, но в Ессентуках мы погуляли по парку, очень приятное спокойное место.
В Нальчик приехали за 5 минут до окончания приема в погрануправлении, но успели получить пропуска в погранзону. Потом заехали в магазин Прохладненского завода и купили несколько бутылок отличного 8-летного коньяка КВВК по 550 руб. - чтобы скрасить долгие вечера в лагере, в горах))
Утром купили на рынке местного сыра и поехали в село Верхнюю Балкарию. Сначала к Ильясу.
Выяснилось, что дорогу до конца не доделали, но может быть мы и проедем.. Дело в том, что река Метеана после лавины изменила русло и вместо нормального расположения под мостом течет прямо через дорогу. Брод не глубокий, но во-первых водой все время намывает большие камни, во-вторых если машину течением снесет вниз хоть на пару метров, то там хоть и небольшой, но обрыв... По законам кавказского гостеприимства мы были почти насмерть закормлены обедом из традиционных местных блюд, затем поехали смотреть что там за брод. Договорились, что если не проедем, то вернемся, перегрузим вещи в УАЗ Ильяса, машину оставим у него.
Мы проехали! Предварительно я разулся, прошелся по броду и выкинул все крупные камни, потом поставил около воды Шурика с Вадимом и попросил их толкать машину как только передние колеса въедут в воду. Поднял подвеску и проехал. Забегая вперед, скажу, что форсировать этот брод нам больше не пришлось, пока мы были в лагере, строптивую речку вернули под мост.
Доехали до места парковки, представились погранцам на заставе, предъявили документы и за 3 ходки отнесли вещи в лагерь. Так началась жизнь вдалеке от цивилизации. До места, где работает связь оттуда 18 км серпантина. Правда на случай форс-мажора, у пограничников (до них 100 м) есть радиосвязь.
Далее у нас были несколько пешеходных и автомобильно-пешеходных вылазок по окрестностям. Подробно описывать не буду, просто несколько фото.
Заехал в тупик, развернуться негде, вот ползу назад...
Если поблизости нет скота, из таких рек можно пить некипяченую воду, очень вкусная.
На этом фото 2 ручья. Слева из ледниковой воды, справа, с оранжевым следом - это минеральная вода из горы.
Привал.
Вид от лагеря на погранзаставу и за оврагом площадка, где мы оставляли машину.
Так сель размыл дорогу, фото естественно после восстановления.
Корова - автолюбительница)))
Обратная дорога прошла без приключений с единственной ночевкой в Нальчике. Планировали еще ночевку в Воронеже, но обстоятельства сложились так, что поехали без остановок.
Несколько слов о технических средствах:
- Навигация.
У меня есть автомобильный навигатор Гармин, купленный 7 лет назад, скачал для него новые карты России, но увы - забыл на столе дома, в пакете оказались провода и кронштейн)))
Поэтому в качестве навигатора все время использовался только смартфон. Яндекс-навигатор показал себя с лучшей стороны везде, где есть интернет. Я его включал все время, даже когда дорога была очевидна. В последней версии он предупреждает о камерах заблаговременно, информация о пробках есть везде, где мы были.
На случай отсутствия связи было приложение Maps.me. Карты у него нормальные, пользоваться можно, но, по-моему при наличии связи он проигрывает Яндексу во всем.
- Фото.
Часть фото снять смартфоном Xiaomy Mi5 S plus, часть зеркальной камерой Canon EOS 6D с полноразмерной матрицей. С ужасом понимаю, что камера в телефоне (не самая лучшая) имеет по сравнению с зеркалкой не только недостатки, но и преимущества с точки зрения трэвел-фотографии (не считая веса и размеров).
- И самое главное - машина.
Сюрпризов по технической части не преподнесла, за исключением мелочей. После езды по грейдеру стало спускать одно из задних колес. Я его снял, но ничего не нашел, видимо опять травит из-за отслоившейся краски на диске. Поставил запаску, с колесом пока не разбирался. Еще из неприятностей - перед отъездом домой обнаружил трещину в переднем подкрыльнике в месте крепления пластиковой защиты двигателя (заводской). Видимо таки ударился где-то об камень. Проткнул шилом в подкрыльнике отверстие и притянул защиту пластиковым хомутом для проводки. Скоро разберу все это на даче, посмотрю как нормально сделать.
Пробег составил 4128 км. Масло долил 1 раз, около 0,5 л. Средний расход бензина оказался большим - 9,1 л/100 км. Причины: горы, пробки, плохой бензин, длительная высокая скорость на обратном пути.
Вроде на этом все. Решился бы я еще раз на такую авантюру? Не знаю... Но очень надеюсь съездить в сентябре по похожему маршруту вдвоем с женой))))
Не отпускают горы.
Спасибо за внимание.
Спасибо. Интересно почитать.