Выбор и покупка: ЗАПОМНИМ ЭТОТ МОМЕНТ, ЭТИ ЦЕНЫ...ЧТО ДАЛЬШЕ?
Всем привет ! Кризис кризисом, но жизнь пока еще никто не отменял. А значит, законы капитализма и больного рынка продолжают процветать. Я решил просто вновь зафиксировать в начале этого года цены на все машины, за которыми слежу на протяжении многих лет. Чуть позже, традиционно ближе к июню, сделаю сравнение того, что творится сейчас, и что будет летом. Несмотря на все происходящие события, все равно по-прежнему наблюдаю одну и ту же тенденцию: осенью и зимой пик цен на всё, а летом уже совсем другая историю. Вот и проверим в 2022-ом, он пока не сильно отличается от предыдущих.
Прежде всего, имхо самый ахтунг уже произошел, что касается курса валют, проблем с биржами, всеобщей паникой и т.д. Потому что в прошедшие пару недель произошел практически такой же панический приступ среди населения касаемо всевозможных товаров потребления. Нечто подобное уже было, когда на нас обрушили ковид-истерию. Было то это совсем недавно. А тут вот несколько дней в Мск уже и маски отменили. Два года боролись боролись с самой страшной эпидемией на свете, и вдруг в один момент вах! уже не надо, снимайте намордники...не до них, ага) Взяли просто и отвлекли всех на более мрачные события.
Цены на авто разумеется улетели в космос на всех новостях. И народ полетел сметать те остатки, на которые еще давали кредиты. За буквально пару недель из салонов и у частников пропали наверное 90% более менее интересных по цене вариантов (не считая лухари, где подобного явления не происходит в таких масштабах) Я уже в предыдущей записи упоминал, что даже нелюбимых китайцев мгновенно раскупили как чебуреки. Январь и февраль - Кулреи и Тугеллы, висевшие в продаже еще с декабря прошлого года в Спб, в начале марта вообще испарились. Ну а дальше больше: оставшиеся по РФ машины подскочили в цене вслед за новыми. А новые подорожали со средних 3 млн до 4.-4.5 млн.
Это довольно забавно, учитывая что бакс, который уже вообще привязывать к чему-либо мало кто захочет, откатился практически до 100 р. При этом, тучи психов ломились скупать его по ценам из обменников по 120-140-160. Вроде были даже те, кто находил еще дороже, уверовав в $ по 400 что ли (?) В общем, паника в действии. Ребята, управляющие батарейками сверху, просто гении. Хотя...учитывая этот нездоровый ажиотаж касаемо вообще всего на свете, наверное и не гении...скорее более вероятно, это "батарейки" так ничему и не учатся. Ок, кто купил по 160, в скором времени или побегут скидывать по 90, когда вдруг потребуются деньги в рублях. Ну или уже держать до очередного цикла, как это было с 14-го по 22-ой...однако ведь, эти долгие 8 лет кто-то держал янки-валюту, чтобы не отдавать в минус)
С машинами всё понятно: вторичка по ценам тянется за новыми, просто потому что все очень быстро расхватали, а спрос все еще огромный...а предложения нет. В этот раз решили запугать по-настоящему: сейчас не просто бакс подкинули, а еще и якобы закрыли от всего мира. Всё, машин больше в этой стране не будет, салоны опустеют и потом закроются, запчастей и расходников не останется, склады опустеют, мы все умрем...и вот прикол: только еще пару недель назад понадеялись, что Китай придет на помощь. А хэр...цены на Хавейл и Джили метнулись вверх ровно так же, как и у остальных. И теперь Кулек от 2.5 и Тугелла от 4 уже как бы и нормально. Что там с остальными и так понятно, это просто х2 с учетом допов, кредитов, если говорить про новые. А вторичка минимум х1.5, ибо "не хошь допы, ждать и кредит", бери мою из наличия подешевле. Ок!
Ну и что дальше ? Дальше каждый третий из моих знакомых периодически между делом в разговоре спрашивал, закупил ли я наперед крупы, слг, велосипеды, холодильники и компьютеры с стиральными машинками. Это просто ппц! Народ реально сначала ломился в обменники за деньгами, кто за какими. Потом поснимав все средства, погнал разбирать последние машины по космическим ценам. У кого машины уже есть, а на квартиры уже и так и сяк не хватит, стали ломиться в продуктовые и маркеты сметать еду и бытовую технику. Удивительно все-таки, как легко нас обрабатывают сми. Ок, машину, которую уже давно хотел, но раздумывал брать или не брать, я понимаю, можно типа успеть схватить пока еще есть, если на нее бабки без кредитов есть. Ну купил и ладно, все-таки хоть поездишь несколько лет, в последние пару лет это даже актив.
Но я не могу представить, что через несколько месяцев мы не сможем пойти и купить холодильник или ноутбук, если вдруг сломается из наличия. У них обычно "срок годности" не один-два года, а ну как минимум пять. Бытовой так обычно хватает почти на 10-ку, если не баловаться. Ну и презики и прокладки что ? Завтра навсегда исчезнут что ли из магазинов, и всё, конец света? Да вроде нет, даже в СССР, и даже в 90-х всё это всегда было в доступе, несмотря ни на что. Честно говоря, безумию просто нет границ. К Истории с отсутствием комплектующих и запчастей вопросов нет - да эти проблемы и так периодически случались, просто не в таком масштабе.
Но я тут задумался, а если таки посчитать по нашей стране количество тех же новых проданных дилерами машин за прошедшие два года с момента сказок про "отсутствие микросхем, чипов, полупроводников"? Что-то не похоже сейчас на то, будто у всех было так плохо с машинами и нечего было продавать. Хотя каждый салон орал про отсутствие "из наличия", забирайте вот последнюю с допами +10 млн или следующий за вами заберет....Короче, похоже это всё на очередной развод в особо крупных масштабах. И капитализм какой-то стрёмный: типа если у нас одна машина вместо пяти, мы ее будем лохам продавать по цене тех пяти. Типа чтобы не разориться, сохранить рабочие места, бла бла бла. Такие прям добрые, работают ради создания рабочих мест. Тьфу!
Я знаю то, что в крупной промышленности, если ты сейчас поднимаешь прайс на что-либо хотя бы на 5-10%, договор зависает на неопределенное время, и Заказчик будет в следующий момент обзванивать и делать рассылки всем, кто возьмется за изготовление по старой цене. Ну это касается хотя бы таких штук как: танки для пищевки, трансформаторные подстанции, бктп, цистерны, аппараты, насосное оборудование, промышленный инструмент, станки (из наличия) Кто-нибудь один согласится, да, т.к ему объект сейчас уже надо успеть сдать с этими всеми штуками, чтобы получить наконец деньги. А вот все остальные просто моментально морозятся и бегут к тем, кто сделает да хотя бы на те же 5-10% ниже, чем тот, кто решил под общую дудку сразу поднять ценник.
Поэтому то, что творится в авто-индустрии сейчас, это просто абсурд. И салоны что-то уже не ломятся от покупашек с наличкой или кредитками. Тем более, что найти именно для работы б\у авто в сто раз проще и быстрее, чем какой-нибудь токарно-карусельный или обрабатывающий центр "с пробегом". Они сейчас на вторичке тоже взлетели вдвое, а от их наличия может зависеть деятельность многих предприятий, особенно совсем новых, которые уже не могли потянуть приобретение нового оборудования по "100-500 тыщ евро". Ну а бежать сейчас покупать новый авто, просто потому, что дальше будет еще дороже, ну...хз, я не понимаю просто такой логики. По-моему, сейчас как раз в такой ситуации время продавать. Да, продавать задорого, по верху рынка, раз есть желающие покупать по любым ценам.
Неделю назад, например, у меня одним днем забрали ПК с китайскими комплектующими, который я выставлял еще в декабре. Висел этот системник за 50 тыс никому не нужный, в том числе и мне. Неделю назад цены на всё полетели ввысь, я добавил соответственно еще 25 сверху. И что? У меня его тут же купили, хотя предыдущие два месяца вообще он никому не уперся. Ну и ок. Покупал я его 1.5 года назад за 36 тыс....отличная была конфигурация на 12 ядерному Xeon под все домашние задачи. А купили у меня его вроде как под рабочие. Потому что новые такие аналоги на Райзене или Интеле в магазинах сейчас от 120-150... Та же история и с электросамокатами\великами - их сейчас раскупают просто как сумасшедшие, хотя до покатушек еще несколько недель. Самокат и последний электро-вел я к счастью в том году продавать не стал, сейчас было бы самое время.
Но я просто не вижу смысла это делать, если я пользуюсь этими штуками несколько лет. Однако, всё это к чему. Рынок у нас какой-то странный, живет на сплошных манипуляциях толпой. Кто какие цены хочет, такие и ставит, в моменты обострений нет и не будет единой идет как-то поддержать систему и помочь друг другу. Наоборот, волки начнут рвать и грызть другу друга, богатые будут скидывать задорого нищим, имея за душой много чего...а нищие, не имея ничего, на последние и по уши в долгах будут это скупать. Обеспеченные дождутся следующего момента, скупят за дешево, и снова и снова всё это будет вот так идти по кругу...тут уже и непонятно, а может в таком случае рано или поздно это всё упрется в железный занавес и таки придется всё делать иначе? Когда продавать уже своего станет нечего и не останется никого, кто поддержит спрос....
Я все еще в армагеддон не верю. Ибо бакс как не был "по 200", так его и нет. А цены на недвижку, транспорт и продовольствие тем временем растут до бесконечности. Что-то тут не так. Мое предположение: происходит просто очередной передел мировой экономики, достигли мы уже какой-то критической точки. Может захотели наконец бумажки в цифровые рубли и бакс отдельно друг от друга перевести. Потому что все эти вопли про санкции и блокировки ну слишком уж пафосные и слишком их много в новостях. Значит, это на уши толпе целенаправленно подвешивают, а значит всё, что происходит на самом деле, на самом деле действует совсем наоборот...доллары запрещают не случайно, батарейки суют во вклады по 20% не случайно, ставку остановили сегодня на 20 то же не случайно...всё это спланировано, и всё у них идет четко по плану.
Что сделал лично я за это время: бОльшую часть $ продал, из банков вытащил всё, за что могу переживать. В акциях оставил совсем малую часть, сейчас затаился и жду открытия МБ по нашим бумажкам. Если сейчас реально будет перезапуск рынка, дадут возможность отлично заработать на следующем витке. Как было после 08-го и 14-го. А это значит, что данные нам сейчас вклады - лишь временное явление. И очень скоро, когда курс стабилизируют для последующего скачка, средства из вкладов и всего, во что они сейчас вложены и что выросло до небес, могут пригодиться именно для роста нематериальных штук...что касается машин, имхо, сейчас идеальное время, чтобы продавать. Большинство скажет: "ну а че делать ? Всё только дорожает ? Что я потом куплю, если продам сейчас то, что есть".
Да всё просто: по цене одной новой всегда можно было и можно даже сейчас купить несколько авто с вторички. Ну продай одну или две сейчас по верхам, а одну пока оставь для перемещений, работы, магазинов, удовольствия (смотря какие цели) Или продай свою по максимальной цене и возьми на время что-нибудь по средней от рынка, таких машин тоже очень много. А вот что точно не стоило бы сейчас делать - так это в панике покупать. Покупать надо было в 20-ом или на крайняк в прошлом году до НГ. Как и бакс - по 68-70, чтобы в этом году продать от 100-120...это да, работает безотказно. Те, кто держал с уровней от 55 р за штуку, вообще молодцы, они утроили свои накопления. Это не считая вложений в недвижку, акции, индексы и т.д. То-есть, конкретно разбогатели на очередной мини-кризисе. Все остальные, по всей видимости, на противоположной стороне - ведь первые зарабатывают именно на них. Каждый для себя решает сам, на какой он окажется...
P.S. Но Тугеллу пока все равно не продаю, нравится. Хотя цены ну очень сладкие...Только только намыл после нашей пыли и грязищи - на дорогах просто ад, машины как после пылевых бурь. Осталось переобуть и дальше в путь)
многобуквенный мета анализ. Дочитать не смог