Параллельно-перпендикулярный
Доброго времени суток!
Долго думал куда определить этот пост - в блог или в БЖ автомобиля. Но, т.к. тема ГСМ раскрывается именно в БЖ Диско и используемое мной масло тоже будет упомянуто, хоть и в скользь, то реши всё таки сюда.
И так... Ситуация, с которой на этой неделе столкнулся мой коллега.
Он используется в своем авто масло - Mobil Super 3000 X1 5w-40. И с момента ухода Mobil из РФ имел определенный запас, который кончился на крайнем ТО. На выходных щуп показал, что не плохо было бы долить грамм 400-500. Для этих целей была куплена 1л канистра масла в одном из известных интернет-магазинов запчастей. При заказе у менеджера было уточнено - масло ввезено по модному сейчас "параллельному импорту" из Турции, где и было разлито. Цена вопроса - 1 200 рэ (лично мне оно уже с этого момента показалось подозрительным).
Дальше больше! Пришла канистра:
Мы съездили в соседний магазин, где в наличии было такое же масло еще "до параллельной" эпохи )))
На вид - всё по другому и цена - 2 200 рэ (что более реально, на мой взгляд).
Визуальный смотр тоже вызвал массу эмоций:
вид спая около горлышка говорит о невысоком качестве пресс-формы, утяжки на крышке - о не высоком уровне литейного производства
с другой стороны ещё интереснее - половинки пресс-формы не совпадают друг с другом
Как много вопросов и как мало ответов.... Начали читать интернеты и смотреть ютубы на предмет определения подделок. Итог: из 3-х признаков (условные обозначения на дне, линия разъема формы боковины-дно и светящаяся в УФ буква "O" на этикетке), соответствующих турецким оригинальным канистрам Mobil, не было найдено ни одного.
Далее канистру открыли - масло имеет ярко выраженный запах растворителя.
На этом моменте решили обратиться к продавцу с вопросом: "какого?... А!???"
Продавец вступил в переписку и пока она длилась, мы решили, что надо найти у кого-нибудь такое же масло, но точно не паленое и сравнить. Сказано сделано - опрос по заводу дал нам образец точно такого же масла, производства весны 22-ого года:
Нормальная такая разница по цвету! И старое масло не пахнет растворителем. ГСМ для нашего предприятия - расходник, поэтому мы не имеем какого-либо лабораторного аналитического оборудования. Всё, что у нас есть - климатическая камера. Решили заморозить образцы. Бросили клич - кто хочет по участвовать. Собралось 10 образцов: Mobil, Castrol, Shell, Liqui Moly, Q8, Idemitsu, РосНефть (как у меня, но не моё). 6 образцов 5w-40 и 4 - 5w-30. Заморачиваться с пробирками и шариками в них не стали, просто разлили по баночкам для анализов и в камеру.
1 Этап - минус 30 и 6 часов. Результат:
все масла, кроме виновника торжества, изменили свою вязкость, но я бы не сказал, что стали густые, т.е. ни о каком замерзании в -30 речи нет. Масла хорошо текут в пределах банки.
Причем "зимняя" вязкость - 5w, одинакова для всех образцов, но масла 5w-40 всё таки несколько гуще 5w-30. Всё таки разница в базе есть. Из 5w-40 самым жидким осталась РосНефть, из 5w-30 - Liqui Moly Top Tec, оба масла наиболее современные, содержат эстеры, температура замерзания у них -55 и -42 соответственно.
А вот "турецкий" Mobil вообще на -30 ни как не отреагировал - был как вода, таким и остался. На вид масло больше соответствовало "зимней" вязкости - 0w.
Решили уменьшить температуру ещё.
2 Этап - минус 40 и 6 часов. Результат:
все масла стали ещё более вязкими, но не потеряли своей текучести. А вот "турецкий" образец - на этот раз замерз сильнее всего, такое впечатление, что между -30 и -40 есть некая точка перегиба его температурных свойств.
Итог эксперимента - любое современное, качественное синтетическое масло с "зимней" вязкостью 5w ни как не должно влиять на запуск автомобиля при уличных температурах в районе -30! Если у Вас проблемы с запуском в -30, а в мотор налита 5-ка - ищите проблемы в топливе, АКБ, фильтрах, но масло не решающий фактор. При -40 уже есть вероятность того, что не заведется из-за масла и надо лить "нулёвку". Т.е. наш эксперимент подтвердил табличку:
Что касается "турецкого" пациента - после климатической камеры мы смешали его с "нормальным" Mobil на предмет: не выпадет ли в осадок и оставили на сутки. Нет, смешалось нормально и не расслоилось.
На фото масла ещё холодные и белые полосы - светлое "нормальное" в темном "турецком", когда нагрелись - все стало однородно.
Пока мы морозились - ответил продавец. Мол - нормально масло, вот вам сертификат... В сертификате мы вычитали вот такой адрес:
и если посмотреть карты:
То там действительно Exxom Mobil.
А на канистре адрес:
И там, на третьем этаже, сушатся штаны того, кто разливал это масло в подвале ))
Когда предъявили эти фото продавцу - он предложил вернуть деньги. Чем коллега и воспользуется, а масло будет не долито, а полностью заменено на что-то отечественного производства. Ибо таких качелей с параллельным импортом уже как-то - спасибо, не надо.
Интереса ради зашли на сайт турецкого oil market:
Этикетка похожа на то, что нам привезли, но отличия всё такие тоже есть )))
Я бы сделал такой вывод: скорее всего в канистре нормальное масло, но не синтетика, а более дешевая полу-синтетика или минералка, с вязкостью 0w-30 или 0w-40, на этом и основан profit упаковщика. Это объясняет разницу в вязкости при -30 и -40. Можно ли лить в ДВС - скорее всего тоже да, но не в качестве замены на ТО, а как долив в небольшой пропорции (хотя я бы себе не стал).
Так что вот такой у нас параллельный импорт, мужики! И очень смешно читать, когда пишут - я себе масло из Европы, Турции, Финляндии (нужное подчеркнуть) заказал, т.к. не хочу лить наше. Вот пример того, что может приехать, причем нет гарантии, что аналогично не приедет "шляпа" и в багажнике бу автомобиля из Европы. Про скрученные пробеги и несоответствие объявления объекту продажи мы тут недавно читали, про масла я вам написал. К сожалению, миф про честных европейцев, это только миф, в который свято верят некоторые наши соотечественники.
Конечно не у всех так, возятся параллельным импортом и нормальные вещи. А рисковать или нет - тут каждый сам решает, на сколько он благороден.
Я понимаю, что наш эксперимент очень поверхностный и не имеет какой-то технической ценности, но определенные выводы, лично нам, он сделать помог. Весь этот пост - некая пища для размышления. Всем удачи и действительно параллельного импорта, а не перпендикулярного....
Дима, большое тебе спасибо!
Офигенный пост! Классный опыт