Ремонт/ТО: Моторчик корректора фар
Доброго времени суток!
Конец очередной рабочей недели ознаменовался нежеланием Фрила регулировать уровень света левой фары. Почитав форумы найти какой-либо вразумительный ответ, указывающий на источник данной проблемы, не получилось. Народ пишет разное: проблема с датчиком уровня подвески, проблема с блоком корректора, обрыв в проводке, плохие контакты и т.д. и т.п. В моей комплектации корректор автоматический, поэтому просто покрутить колесико и посмотреть, что происходит, нельзя. Для того, что фары начали двигаться нужно изменить положение кузова авто. Датчики положения кузова расположены по левой стороне на переднем и заднем колесах. Поэтому берем обычный кирпич и едем к какому-нибудь забору, перед которым есть ровная площадка. Подкладываем кирпич под заднее левое колесо и заезжаем на него - СТГ от фар должна начать двигаться вниз, а когда с кирпича съезжаешь - возвращаться в исходное положение. Для себя наиболее вероятной причиной я определил поломку моторчика корректора. В левой и правой фарах он одинаков, путем переустановки моторчиков из одной фары в другую моя догадка подтвердилась.
Фары на Фриле снимаются элементарно, но на всякий случай все действия поэтапно:
1) Откручиваем два винта указанных зелеными стрелками (ключ "на 10"), тянем вверх рычаг, указанный желтой стрелкой и выдвигаем фару на себя.
2) На задней части фары отсоединяем круглый разъем (для разъединения надо нажать на фиксатор-качельку и просто потянуть, крутить ни чего не надо)
3) Переворачиваем фару. Чтобы получить доступ к внутренностям фары: освобождаем рычаг из трех направляющих (отмечено желтым), отщелкиваем два фиксатора (отмечено зеленым) и снимаем крышку.
4) Моторчик корректора (он уже с черной изолентой, т.к. эти фотки делал уже после починки), отсоединяем от разъема, поворачиваем по часовой стрелке, освобождаем из паза его шток и вынимаем вверх.
5) Для того, чтобы открыть корпус моторчика, по линии разъема поддеваем лезвием ножа крышку в трех-четырех местах и отделяем ее. Держится на честном слове, отделение прошло без механических повреждений.
6) Под крышкой видим заднюю часть платы с запаянным на ней разъемом. Плата установлена на разъемах, поэтому снимается легко.
Хоть и на всей этой конструкции имеется гордая надпись: Made in Swiss, но следы флюса на плате и криво запаянные компоненты, как-то впечатления не производят. Сгоревших компонентов нет, механических повреждений тоже, компоненты, которые возможно проверить бытовым мультиметром оказались тоже вне подозрения.
7) Изучаем механическую часть:
Электродвигатель (1) - вращает через зубчатую передачу червяк (2), который крутит зубчатый венец сборного штока (3). В результате вращения шток перемещается и перемещает движок переменного резистора (4), который передает данные и величине перемещения на плату. Движок переменника защелкивается в паз указанный красной стрелкой. Вроде бы всё путем! Почему ты не работаешь, собака???
Двигатель 12В, подаем напряжение и смотрим всё это в действии: при вращении всей этой конструкции в одну сторону - всё отлично, при вращении в обратную сторону, так как переменник и кронштейн от штока не имеют жесткой связи, последний смещается в сторону зубчатого колеса и заклинивает его. Потребление электродвигателя возрастает до 280mA и он отключается. Происходит это, скорее всего, из-за увеличения зазоров во всей системе в следствии естественного износа. Вывод: надо жестко фиксировать одно с другим.
8) Вынимаем двигатель, червяк и переменник. Очищаем место контакта переменника и кронштейна штока от смазки:
9) Вставляем на место переменник и защелкиваем его в кронштейн. После этого аккуратно клеим их вместе. Я использовал Poxipol, у него хорошая адгезия и стойкость к перепадам температур.
10) Собираем обратно всю механику:
Не забываем добавить консистентной смазки.
11) Фиксируем крышку, я просто обмотал изолентой, можно приклеить. Устанавливаем в фару, проверяем - всё ok.
12) Ну и последний пункт и самый важный: данная деталь носит каталожный номер LR001551, стоимость в России ~2 200руб, на eBay находил за 1 400 + 300 доставки. Так вот, несмотря на положительный результат, я для себя заказ 1 шт про запас. Потому, что как бы хорошо не работал poxipol, но в условиях постоянных знакопеременных нагрузок остается вероятность повторного выхода из строя.
Надеюсь кому-нибудь будет полезно, конструкция довольно простая и времени на сборку/разборку много не занимает.
p.s. для совсем замороченных товарищей фото двигателя и переменника с маркировкой:
Спасибо. Полезный отчёт. Я так понял, что механизм схож с оным у дроссельной заслонки. Те же пластиковые шестерёнки... Я когда снимал одну фару для замены концевика капота очень долго намучался с разъёмом этой фары. Не вынимался совсем.