Доп. оборудование: LED свет в противотуманные фары
Доброго времени суток!
Изначально данный пост должен был появиться осенью прошлого года, но после того, как отпустили радостные эмоции от удачной инсталляции и полученного результат, решил посмотреть на ресурсную составляющую решения, дабы не распространять негативный опыт, если он таковым окажется.
Предыстория: Уже не раз писал о нежелании устанавливать в ПТФ "колхозный" ксенон и продолжал эксплуатировать авто со стандартными галогеновыми лампами. А достаточное количество света на дороге достигалось своевременной заменой ламп в основным фарах. Но прошлой весной получил положительные впечатления от желтого света ПТФ (можно ознакомиться тут: Ксенон и ПТФ) в сложных метеоусловиях, и после этого мысль о неком upgrade источников противотуманного света стала периодически крутить в голове. Приобретение себе аналогичного ксенонового комплекта не рассматривал в связи с идейными предубеждениями. Перечитал кучу постов об установке в ПТФ светодиодных ламп китайского производства, но тут видел 2 препятствия:
1. Технические и экономические ограничения. Лампы с большим количеством светодиодов не устраивали тем, что они не могут повторить точное расположение источника света в корпусе рефлекторной фары ПТФ, а значит светить будут куда угодно, но только не куда надо. Лампы с 2-мя светодиодами, спозиционированными в пространстве фары согласно нити в лампе накаливания, при условии точного изготовления, могут дать требуемую КСС, но тут вопрос теплоотвода и следующей из этого деградации - вызывали недоверие.
2. Законодательный. Участились случаи привлечения пользователей заменивших в стоковых ПТФ галоген на китайские источники LED света к ответственности со стороны сотрудников ГИБДД.
Преодолевать препятствия начал с конца: т.к. нельзя использовать LED источники света в фарах для галогена - надо эти фары поменять, на те, которые изначально спроектированы под светодиоды. Тут появляется множество вариантов: купить готовое решение от производителя автомобильной оптики (например Hella: 90 мм LED), купить комплект LED линз и "колхозить" для них герметичный корпус с креплением, купить LED ПФТ модуль под замену pin-to-pin (предложения на любой вкус и цвет: ПТФ LED).
Исходя из них, плавно переходим к технической и экономической стороне вопроса. В первом случае ценники слишком не гуманны для эксперимента, такое решение подходит, если готов потратить крупную сумму как на сам комплект, так и на его инсталляцию, к "плюсам" относится практически 100% уверенность в положительном результате. Второй вариант - хоть и может быть бюджетным решением с хорошим выходом света, но из-за большого количества компонентов, которые придется изготавливать "по месту", может в итоге не удовлетворить ни качеством, ни надежностью. Третий - самый подходящий, на Фриле используются ПТФ ф90 мм, производства Valeo:
Такие ПТФ устанавливаются многими автопроизводителями и имеют стандартные размеры крепления:
Но из всех изделий, подходящих к моему авто, которые я держал в руках - не понравилось ни одно. Либо свет больше соответствует понятию ДХО, чем ПТФ, либо пластик вместо алюминия на радиаторной части, либо общее впечатление больше соответствует ёлочной игрушке, а не фаре (всякие разноцветные подсветки, ангельские глазки и т.д. и т.п.). К тому же надо не забывать, что свет я хотел получить желтый (2700-3200K), а не холодный белый.
Локомотивом во всякого рода тюнинге, в том числе и LED, всегда была Америка. Вот америкосовский сегмент интернета я и подверг изучению, более-менее подходящие по наружному диаметру фары устанавливаются на Jeep Wrangler (да и вообще, довольно живая эта тема у них):
Фара чуть более 90 мм - 4 дюйма, имеет на борту 3 светодиода, размещенные на алюминиевой плате, прижатой к алюминиевому радиатору и накрытые вторичной линзованной оптикой, которая обеспечивает СТГ и правильную КСС на дороге. Оставался вопрос с температурой света. Когда знаешь, что ищешь - жизнь становится проще. Похожие фары продаются почти на всех интернет площадках. Почти всегда продавец указывает мощность в 15-30W (ни фига себе разброс O_o) и поток в 1200-1500 lm с одной фары. Но отзывы покупателей (как я понял, многие американские и европейские покупатели имеют доступ к измерительному оборудованию) говорят немного другое: ~1200 lm световой поток, но не с фары, а с комплекта, потребляемая мощность 10-15W (видимо в зависимости от используемых чипов).
Задачу сделать свет ПТФ ярче я себе не ставил, хотелось хотя бы не хуже, чем с галогеновыми лампами. Поэтому нужна была точка отсчета:
Это стандартная галогеновая лампа Osram в родной ПТФ от моего Фрила, 438lm света с учетом того, что стекло знатно посечено и почти 48W потребления. Становится ясно, что хуже не будет точно ))))
Далее вопрос цвета света - есть вариант с желтыми чипами и прозрачными линзами, а есть вариант с белыми чипами и желтыми линзами. Визуально желтые линзы на черном фоне мне понравились больше, подходящий вариант был найден на Amazon. Ссылка, к сожалению, утеряна, цена составила ~3600 руб за комплект с доставкой (обязательно нужно списываться с продавцом на предмет отправки в Россию), отправка из США.
2 недели ожидания и курьер привез коробку с адресом отправителя из штата Миннесота. Вскрыв обнаружил следующее:
В ещё одной коробке (без опознавательных знаков, чтоб не понятно было какой рукожоп и в какой стране собирал))), в подложке из вспененного полиуретана лежали 2 фары. На вид сделаны добротно, всё аккуратно, облой ни где не торчит, крепеж к авто осуществляется через кронштейн отлитый из пластика в виде стакана, в который помещена сама фара из крашеного в черный цвет алюминия с вклеенным стеклом. На задней части имеется оребрение для лучшего отвода тепла и винт для регулировки относительно горизонта.
Тут нужно пояснить один момент, т.к. фара от Jeepа, то и размеры, естественно, не соответствуют фарам Valeo, так что pin-to-pin установка не прокатывает. Скажу более, единственное, что подходит без доработок - разъем подключения ))) Основные отличия: сетка крепежных отверстий - не совпадает, вылет фары относительно привалочной плоскости кронштейна - не совпадает, привалочная плоскость сделана для установки фары изнутри бампера, а у нас - снаружи, наружный диаметр - 4 дюйма, что составляет 106,1 мм против 90 мм в стоке. Но к такому раскладу я был готов, переходные рамки - это наше всё!
Сравнение размеров с родными фарами, примерка пары прототипов и на выходе имеем:
Переходные рамки крепятся на штатные места двумя винтами по диагонали, а новые фары крепятся на них двумя винтами по другой диагонали:
После проведения всех подготовительных работа сама установка занимает 15 минут на пару.
В целом то, что полученный результат устраивает более чем, стало понятно сразу после установки. В сложных дорожных условиях такие ПТФ хорошо дополняют основные фары, желтый свет лучше "прилипает" к мокрой дороге, за счет широкой КСС хорошо освещается обочина, на авто не акцентируют внимание как в выключенном, так и во включенном состоянии. При движении по дворовым территориям в ночное время выключаю ближний свет, включаю ПТФ - освещенности хватает, а пешеходов и встречных автомобилистов не слепят. Порадовали очень четкой СТГ - паразитных засветов вверх нет. Ещё одним плюсом является температура самой фары - практически не греются по сравнению с галогенками:
После 2 часов работы при комнатной температуре имеем 54,5 градуса на корпусе, 58,5 на радиаторной части и до 35 градусов по всей поверхности стекла. Это позволяет грязи не присыхать и хорошо смываться в дождь - фара дольше остается чистой. Для сравнения фара с галогенкой:
Задняя часть корпуса 78,3 градуса, место установки лампы - 90,4, стекло - 103 градуса (поэтому то и лопаются в холодных лужах), корпус над нитью накаливания - 149 градусов!
Ресурс:
Теперь то, почему не писал раньше - было желание посмотреть, что же станет с ними за зиму. Грязи на дорогах много, периодически фары протираются и не всегда с водой, стекло здесь из поликарбоната, но истиранию противостоит нормально:
По световым характеристиками:
На момент установки фара давала поток в 491 lm (что было несколько больше, чем имеющиеся на тот момент галогенки, но ~100 lm меньше, чем писали в отзывал другие пользователи) и цветовую температуру 3297K.
Так вот через 6 месяцев и 15 ткм пробега мы имеем:
478 lm потока, что можно списать либо на погрешность измерения, либо на некоторое уменьшение прозрачности стекла и цветовую температуру 3332K. Т.е. ни о какой деградации самих светодиодов речь не идет. Потребляемая мощность - 12,5W, против почти 50W у галогенок.
Итог: лично для себя эксперимент считаю удачным, цена вопроса мала по сравнению с готовыми решениями, полученный свет качественный и не напрягает других участников движения, качество изготовления фар - довольно высокое, меньшее потребление дает меньшую нагрузку на генератор. Если сравнивать с ксеноном - то у LED источников света нет времени на разогрев, ты получаешь весь свет сразу с момента включения.
Хорошо когда в базе хороший свет. У меня птф и нет вовсе. Типа фары на скорости до 30 могут в режиме птф.