Эксплуатация: Варик. Страшилки и пугалки
Всем привет!
На новую запись сподвигло следующее. Листая один из сайтов-продавашек наткнулся на подобное объявление: «Продам автомобиль Ниссан-Икстрейл, дизель, коробка автомат (не вариатор)». Задумался – неужели все так плохо? Может быть стоит еще раз полистать интернет в поисках страшилок про вариатор?
Есть мнение, что наиболее надежная коробка переключения передач – это механика. Я придерживаюсь того же мнения. Есть моменты по четкости включения передач у некоторых производителей, есть моменты по удобству пользования в крупных городах. Есть моменты в отсутствующем навыке и людей, или желании научиться получать удовольствие от управления переключениями. Ньюансов куча. Но, тем не менее, все больше и большее количество пользователей, пардон, автолюбителей, выбирают автоматическую КПП.
С появлением «автоматов» городское движение стало приятнее. Тем не менее первое время водители боялись машин с акпп, ибо информации по ним было мало, сервисов, кто разбирался в ремонте – тоже. А многие автомобили, привозимые из-за бугра, имели скрученный пробег или плохое состояние. Тем не менее, год за годом, но народ стал привыкать к «автоматам» и не бояться приобретать автомобили с АКПП.
Новый страх пришел как обычно из-за рубежа. С появлением роботизированных КПП и «вариаторов». Меня в большей степени интересует CVT, т.е. бесступенчатая коробка передач «ContinuouslyVariableTransmission», именуемая в народе вариатором. Полез в тырнет, ибо у страха глаза велики.
В вариаторе передач как таковых нет, или можно сказать, что передач бесконечное множество. Изменение передаточных чисел происходит непрерывно и постоянно, вне зависимости от того замедляется автомобиль или разгоняется.
Этим объясняется абсолютная плавность работы бесступенчатой коробки переключения передач, которая обеспечивает комфорт в автомобиле, оберегая водителя от каких бы то ни было толчков и ударов. Правда в наши дни производитель все-таки может програмно установить 5-6 или больше виртуально-фиксируемых передач, например, для удобства разгона, или для преодоления какого-то трудного участка. У меня в Пыже их 6, как и у аналога – ASX.
Конструкция вариатора представляет собой две пары конусообразных шкивов, между которыми по изменяемому радиусу вращается ремень. Боковины шкивов могут сдвигаться и раздвигаться, обеспечивая тем самым изменение передаточных чисел. На сам ремень и ложится основная нагрузка при эксплуатации автомобиля.
Главным достоинством вариатора является быстрота его работы. Поскольку вариатор не тратит время на переключение передач, например, при разгоне, бесступенчатая «коробка» сразу оказывается на пике крутящего момента, обеспечивая максимальное ускорение автомобиля. Правда, субъективно это ощущение скрадывается всё тем же отсутствием переключений. Народ слышит «подвывание» и переживает, что машина «не едет».
Народ говорит про более высокую, по сравнению с классической АКПП, стоимость обслуживания вариатора. Объясняется это тем, что бесступенчатая «коробка» боится перегрева. Высокие температуры внутри «коробки» требуют использовать специальное дорогое масло, которое необходимо менять, в среднем, каждые 50-60 тысяч километров. А после, скорее всего, возможно потребует замены и ремень.
Однако, если открыть сервисные книжки некоторых производителей, и вспомнить в каких условиях ездят наши автомобили, то практически про все «автоматы» можно сказать тоже самое. Нужно менять масло, даже если в графе обычные условия указывается, что коробка необслуживаемая. Автомаркетовцы, например, любят иногда вместо рыбалки сменить масло в коробке, частично, либо полностью. В общем, масло меняем так же как и на обычном классическом гидроавтомате.
Перегрев вариатора. Сколько копий на форумах сломано на эту тему. Подогревают интерес и тесты известных автомобильных изданий, где очередной крутой жып не смог тронуться в горку, и видео с ютюбов, где такой же жып не может заехать на бордюр задним ходом, и личный опыт владельцев. Читал пару дней – голова опухла.Тысячи людей до хрипоты, переходя на личности, и самое главное – ни разу не владев автомобилем с вариатором, доказывают, что человек попал купив «г». И ссылки-ссылки-ссылки.
Самая позитивная ссылка, которая попалась мне (на мой непрофессиональный взгляд) – это блог русского ниссан-икстрейл. Купали его и в грязи, гоняли на дальняк, с вариком проблем никаких не случилось.
Учитывая связку с двигателем 2,5 литра вариатор, аналогичный моему, показал себя нормально. Продали его с пробегом за 130 тысяч, насколько я вспомню. Проблемы с автомобилем были, было несколько, но именно варик не струхнул, не подвел, не сломался. Да, это были не 130 тысяч бездорожья, но некоторые ТЛК за всю жизнь бездорожья не видят, а тут кроссовер. Кстати, можно вспомнить про замены сцепления, после поездок на бездорожье, т.е. не вариаторы едины в данном случае.
Опять же из личного опыта. Максимальное время движения по трассе у моего Пыжа без остановки было 7 часов. Именно без остановки и с разными скоростями. Резких обгонов было так же много. Намека на перегрев не было, запаха в салоне в том числе. Бездорожья мы не видели и сознательно я машину на «Ладогу» не погоню.Если окажусь случайно, то скорее всего проблема в первую очередь встанет в шинах, а уже потом в варике. А вдоль речек, через лесок, по песочку и галечке мы катались. Ноу проблем. А бездорожье… вспомним далекий уже внедорожный двухдневный видео тест-драйв одного из изданий шести внедорожников, где Ауди –Ку7 без проблем миновала участок, где сидели и Прадик и Лэнди... Водитель просто объехал грязь по краешку и все, остальные ехали не сворачивая.
Про возможный перегрев в курсе и производители – на многие модели устанавливается дополнительный радиатор охлаждения. Иногда, как например, вначале ставят, потом убирают, затем снова ставят, как это случилось с Аутлендером.
Бордюрные тесты. По мне – так это главная тема споров и срача на форумах. Люди чуть ли не телефонами в личке обмениваются, чтобы встретиться и лично разобраться с этим раз и навсегда. Считаю наглядным тест в одном из журналов, где сравнивают четыре кроссовера, один из них переднеприводный, в том числе и по заездам на бордюр. Под прямым углом на бордюр не смог заехать лишь переднеприводный, все остальные преодолели заезд без осложнений.
Преодоление бордюров сродни тесту поведения на бездорожье. Сдюжит или нет. Но, стоит признать тот факт, что мало так кто заезжают на бордюр. Подъехать под прямым углом, остановиться, упереться в бордюр, а потом попытаться на него наехать. Самый частый способ – заезд под углом, вне зависимости от типа автомобиля и трансмиссии. Я сам так делал десятки раз, а рядышком стояли автомобили, расположившись в таком же положении как и я. Многие запрыгивают, тоже видел неоднократно, но так, как это делали на видео с Колеосом… Не исключаю, что кому-то вдруг это понадобится.
Для себя я подвел промежуточный итог по авто.
Преимущества АКПП с вариатором:
1. Плавный комфортный разгон
2. Экономия топлива относительно такого же класса авто на традиционном автомате
Недостатки АКПП с вариатором:
1. Строгое соблюдение рекомендаций
2. Если что - дорогой и сложный ремонт
И еще. В наши дни никто не застрахован от нестабильного качества автопродукции. Недавний отзыв про мерседес тому подтверждение. К сожалению.
Кстати, опять, что касается ремонта. Тот самый товарищ на Ниссан-Вингроуд уже рассказывал мне про личную эксплуатацию праворукого Ниссана-Примеры 2004 г.в., у которого после 130 тысяч пробега по РФ вышел из строя варик. Ремонт насчитали на 30 т.р. (в 2013 году) , а он поступил проще – заказал контрактную коробку и вместе с установкой у него вышло почти в 2 раза дешевле. Есть над чем поразмышлять…
Всем удачи! Построить и реализовать планы на майские)
Все равно не верю )))