Ремонт/ТО: Перестал заряжать генератор — ищем выход. Часть 2
В прошлый раз я уже описал ситуацию http://avtomarket.ru/journal/VAZ/2107/35816/ . Вкратце: погасла контрольная лампа заряда аккумулятора, стрелка вольтметра не показывала зарядку с генератора.
Разобрал панель и проверил лампочку — оказалась целой, на следующий день продолжил выяснять причину и, порывшись в интернете, приступил к работе. Вооружился отверткой-индикатором с проводом и мультиметром. Так как причиной отсутствия заряда является потухшая контрольная лампа, то первым делом решил проверить работоспособность "цепи возбуждения" генератора. Вначале визуально осмотрел клеммы аккумулятора и целостность проводов идущих от него на генератор, к монтажному блоку и на "массу".
Вроде бы, все целое. Теперь, чтобы определить проходит ли ток возбуждения через панель на генератор включаем зажигание, берем отвертку-индикатор (лампочку) или небольшой длины провод, подключив один конец к снятой фишке со входа «61» генератора, а другой конец — к "массе" или отрицательной клемме аккумулятора.
При замыкании обычным проводом на "массу" должна загореться лампа в приборной панели, а при проверке отверткой-индикатором или она сама или лампа в панели, в зависимости у кого ниже сопротивление. В любом случае, мы видим что цепь не нарушена и ток возбуждения приходит на клемму «61» генератора. Таким образом, мы делаем вывод, что лампочка и вся "цепь возбуждения" генератора работоспособна, и проблема находится в генераторе.
Не снимая генератор, выясняю исправность регулятора напряжения в сборе с щеточным узлом. Для этого беру индикаторную отвертку и один конец цепляю к клемме «61» генератора, а другой к положительной клемме аккумулятора.
Наша лампочка не загорелась, значит внутри регулятора произошел обрыв и требуется его замена. Поэтому буду снимать генератор с машины, хотя это и не обязательно — регулятор можно поменять и так, правда это довольно тяжело в морозы -20. Ключом на 10 откручиваем саморезы с брызговика-защиты под генератором и отгибаем его в сторону.
Затем берем ключ на 13 и откручиваем нижний болт крепления генератора, а также снимаем клеммы с выхода «30».
Сверху откручиваем болт регулировки натяжения ремня, и снимаем ремень с шкива генератора. Вынимаем генератор с посадочного места через нижний проем.Заношу генератор в теплое место, вооружаюсь мультиметром. Еще раз убеждаюсь в неисправности регулятора напряжения, прозвонив его мультиметром.
Как и следовало ожидать, цепь не прозванивается. Также проверяю диодный мост и обмотки на обрывы и замыкания.
Все в порядке.
Таким образом, неисправным оказался только регулятор напряжения. Заменяем его на новый, купленный в магазине.
Устанавливаем генератор на место в обратном порядке, натягиваем ремень, подсоединяем заряженный аккумулятор. Для начала, измерим напряжение на клеммах аккумулятора на не заведенной машине.
Включаем зажигание.
Лампа аккумулятора загорелась, вольтметр показывает уровень заряда АКБ, ток идет на обмотку возбуждения. Теперь заводим автомобиль и наблюдаем за показаниями на клеммах аккумулятора.
Как мы видим, генератор исправно работает и создает номинальный зарядный ток 14 В.
Лампа в панели погасла, стрелка вольтметра находится в режиме заряда аккумулятора.Проблема успешно устранена. Пошаговый разбор:
Я сразу это назвал самой вероятной причиной.